"

Алексей Кудрин фактически открыл дискуссию о судьбе будущего правительства в Дагестане

Фото:
10480
4 минуты
Вчера довольно неожиданно по вопросу организации системы власти в Дагестане высказался бывший министр финансов России Алексей Кудрин. Он рассказал в интервью РБК, что, будучи на посту министра, то есть одним из самых влиятельных людей России, он не смог даже поменять директора финансового техникума в Махачкале. Ему, министру, быстро объяснили, что «у нас так принято» и надо «уважать и не нарушать это». По словам Кудрина, хотя в целом старая специфическая система власти в условиях Дагестана кое-как работала, но она очевидно была вынужденной консервацией далеко не самой лучшей ситуации. Добавлю, что Кудрин – это своеобразный кумир  для всех тех, кто верит в создание работоспособного внеполитического «технократического» кабинета в России. При всей непопулярности либерализма в России компетенция лично Кудрина всегда была неоспорима, а успехи в стабилизации финансовой ситуации в России – очевидны.

И Кудрин попал в точку. Проблема формирования адекватной и эффективной системы управления действительно сегодня важнейшая для Дагестана. Сложившаяся у нас в 1990-е годы специфическая («ливанская») система распределения власти и собственности когда-то помогла стреножить разрывающие Дагестан силы. Но уже в нулевые она показала себя тяжелой и неработоспособной. По сути именно она затормозила развитие Дагестана  в тот момент, когда экономика всей страны росла как на дрожжах. А с началом в 2008 году целой серии экономических кризисов, длящихся до сих пор, эта система несла больше вреда, чем пользы.

В Дагестане сейчас налицо первые попытки сделать правительство более эффективным, одновременно оптимизировав и сократив его. Новый председатель правительства уже заявил, что намерен изменить структуру кабинета и всей власти. Возможно ли у нас сформировать правительство «технократов», способных эффективно исполнять свои обязанности, но не претендующих на коррупционную «ренту» от своих должностей? Мой небольшой опыт работы в государственных учреждениях научил меня, что в каждой организации есть человек (или несколько), который занимается реальной работой, знает все, может все, работает и за себя, и за часто меняющихся начальников. То есть те самые «технократы», на которых сегодня делают ставку в попытках решить проблему коррупции. При этом наши «технократы», как правило, этой люди в возрасте, они лишены личных амбиций, не причастны к общей коррупции, способны мыслить вариантабильно – под очередного начальника. Мы, журналисты, часто знаем, в каком ведомстве и к кому можно обращаться за комментариями по текущим вопросам. А кто не сможет связать и пары слов.

Уже по этому опыту могу сказать, что создание компактного работоспособного правительства, причем на местных кадрах, вполне возможно. В каждом ведомстве есть те, на ком держится работа. А есть остальные: кому всё равно, кто не хочет брать на себя ответственность, кто назначен по протекции или просто не увлечен своей работой…

И еще. Успех в развитии Дагестана будет напрямую зависеть от того, удастся ли при формировании правительства разделить бизнес и власть. До сих пор власть и собственность были взаимоконвертируемой валютой. Например, чиновники через подставные фирмы получали доступ к государственным кредитам и заказам, а предприниматели покупали министерские посты. Но пока предприниматели занимают посты министров, им проще осваивать государственные программы, чем реально заниматься бизнесом. А для всех их конкурентов нет шансов получить любую государственную поддержку или заказ. Это не просто искажает конкурентную среду, это – сильнейший удар по всей экономике республики.

В последние годы значение министров понемногу снижалось. Государственные деньги уже не были единственным драйвером развития бизнеса. Были даже министерства, которые нужны были, казалось, просто для того, чтобы обеспечить «баланс наций» в министерских портфелях. Но теперь появляется возможность окончательно разделить бизнес и власть, увеличив эффективность обоих.

Мое глубокое убеждение – в Дагестане вполне возможно формирование компактного, профессионального, компетентного и честного правительства. Но на всякий случай следует подстраховаться. Хотя бы временно нужно чтобы Миннац (или что придет ему на смену) вел реальный мониторинг и анализ межнациональной обстановки. В конце концов, во время трансформации власти какая-то небольшая политическая турбулентность все же возможна. Но большинство населения с большой радостью примет «технократическое» правительство, если оно не будет никому подыгрывать. Коррупция одинаково надоела всем дагестанцам – вне зависимости от национальной, религиозной или социальной принадлежности. Однако, если  хоть в одном ведомстве сохранится «национальная специфика», то возникнет недоверие ко всей системе власти. В конце концов, Дагестан – это дом многих народов и отношение ко всем реально должно быть одинаковым.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела