"

Дагестан вошел в пилотный проект минздрава России по развитию непрерывного образования врачей

Фото:
2936
3 минуты
На очередном заседании Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования в минздраве России было решено, что одним из 9 регионов страны, в  которых этот проект будет действовать, станет Дагестан. Об этом РИА «Дагестан» сообщили в минздраве республики.

В ходе встречи были обсуждены Положение о непрерывном медицинском образовании, порядок проведения пилотных проектов, мотивация врачей к непрерывному обучению, выбор актуальных тем и врачей, участвующих в проекте. Все это позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

Основные принципы развития непрерывного медицинского образования – это персонифицированность, непрерывность, партнерство с профессиональными обществами, использование дистанционных технологий, ведение врачами персонального отчета-портфолио.

В обучении врачей важны как сохранение отечественного опыта, так и гармонизация требований к непрерывному образованию с международными нормами, принятыми в ЕС и США. Был изучен опыт Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) – в части гармонизации образования, Ассоциации по медобразованию в Европе (AMEE) – в части повышения уровня преподавания, Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) – по оценке уровня знаний специалистов, Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и пр. После проведения пилотного проекта «Положение о непрерывном медицинском образовании» будет утверждено и подкреплено соответствующей нормативно-правовой базой.

Обсуждался и вопрос качества образования. Высказывались разные мнения: конкурентная борьба образовательных учреждений за «врача-курсанта» или, наоборот, консолидация усилий и партнерство этих учреждений и профессиональных обществ. Несомненно одно: медики при получении непрерывного образования должны иметь возможность ознакомиться с разными научными школами. Участники сошлись во мнении, что необходимо сделать обучение удобным для врача и учитывать все виды образовательной активности, включая конференции и семинары, публикацию статей, работу в медицинской библиотеке, изучение электронных модулей, обучение в симуляционных центрах и пр.

«Одна из главных проблем – это дефицит медицинских кадров, особенно на селе и в небольших городах. Поэтому специалиста очень сложно отпустить на повышение квалификации даже в областной центр, – напомнил вице-губернатор по социальным вопросам Липецкой области Дмитрий Мочалов, поддерживая идею дистанционного обучения. – Образование на рабочем месте должно быть равнодоступным для городских и сельских врачей. И самое важное – начать с врачей первичного звена». Примерно так же обстоит ситуация и в дагестанских селах: дефицит врачебных кадров, уровень подготовки которых надо поднимать.

Пока пилотный проект охватывает только специалистов с высшим образованием, однако члены Координационного совета подняли вопрос и о проработке соответствующих образовательных проектов для медсестер. «От их уровня квалификации зависит очень многое в организации медицинского обслуживания населения, – подчеркнул академик РАМН, вице-президент Российского общества хирургов Валерий Кубышкин.

В качестве главной участники Совета назвали проблему мотивации врачей к обучению – без этого, как было замечено, проект останется на «мертвой точке». В рамках пилота, который рассчитан на один год, врачам будет предложено пройти 144-часовое обучение в государственном образовательном учреждении плюс 22 часа, предоставляемых медицинским обществом. При этом важно, чтобы значительная часть всех этих часов была предоставлена без отрыва от работы. Чтобы мотивировать врачей постоянно учиться, предложено охватить тех, кому необходимо получить сертификат до 2015 г., это примерно 20% врачей по каждой специальности. Врачи-участники пилотного проекта смогут получить преимущество при получении сертификата, внеочередного присвоения категории.

Также было отмечено, что необходимо разрешить врачам, не вошедшим в пилотный проект, участвовать в соответствующих мероприятиях, получать кредиты или часы образовательной активности.

«Для успешной реализации пилотных проектов нужно запускать их в различных регионах страны», – подчеркнул председатель правления Российского респираторного общества, академик РАМН Александр Чучалин. Старт пилотных проектов запланирован 1 октября.

Новости раздела