"

80-летию дагестанского этнографа Барият Алимовой посвятили конференцию «Семья и брак в этнокультуре Кавказа»

Фото:
1782
7 минут
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН посвятил 80-летию известного дагестанского этнографа, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки республики Барият Алимовой Всероссийскую научную конференцию с международным участием «Семья и брак в этнокультуре Кавказа: проблема сохранения традиций».

Барият Алимова занималась очень многими проблемами на протяжении своей научной деятельности. Но основная ее тема – брак и семейные отношения. Соответственно, конференция посвящена именно этой теме. Всего представлено около 30 докладов, после пленарного заседания конференция продолжится работой двух секций. Обсуждаются изменения, происходящие на современном этапе в брачно-семейных отношениях, проблемы сохранения традиционных семейных ценностей, основ морали и нравственности, этнокультурного наследия Кавказа.

Изучение проблем семьи и брака в Дагестане, начатое еще в советское время видным дагестанским этнографом Сакинат Гаджиевой, успешно продолжает Барият Алимова. Она автор 11 монографий по истории и этнографии народов Дагестана, многих научных статей, опубликованных в энциклопедиях «Народы мира», «Народы России», в сборнике «Народы Дагестана», в энциклопедии «Мировых культур», престижных отечественных и зарубежных изданиях. Под ее руководством подготовлены и защищены диссертации целой плеяды молодых специалистов.

«Мы работали с ней бок о бок. В свое время, будучи аспиранткой, я с ней ездила собирать материал по табасаранцам. То есть люди познаются в поездках. Добрая, хорошая порядочная женщина и скрупулезный, ответственный, талантливый ученый. Она из той плеяды старого поколения, которое очень серьезно относится к тому, что делают. Мы и по сей день к ней прислушиваемся, она в нашем отделе – ум, совесть и честь. Барият Магомедовна относится к той категории людей, на которых надо равняться, перед ней неудобно сделать неправильный поступок.

Доклады, представленные на конференцию, очень разносторонние. Приехало много гостей, даже из-за границы, потому речь будет идти не только о Дагестане, каждый представит свое видение семейных проблем и традиций. Я думаю, что такие конференции очень важны и нужны. Лишний раз стоит напомнить, что есть определенные семейные ценности, которым надо следовать и передавать, транслировать в будущее», – отметила старший научный сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН Майсарат Мусаева.

Свой доклад Мусаева посвятила поминальной обрядности в современных городских условиях. «Несмотря на то, что она традиционно исламизирована, существуют нюансы, которые в городе делают каждый народ узнаваемым. Очень много появилось новых веяний, которые, к сожалению, касаются материальной стороны. То есть увеличились затраты на похоронно-поминальные мероприятия», – отметила докладчица.

Ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН Мадина Гимбатова посвятила свое сообщение жизни и научной деятельности Барият Алимовой. Она родилась 1 августа 1937 года в селе Маджалис Кайтагского района в семье служащего Магомеда Дадашевича и домохозяйки Гульдесеп Абдулгалимовны Темирхановых. Шансы выжить были невелики, так как родилась с небольшим весом. Как-то, в очередной раз возвращаясь из поликлиники, бабушка с дочерью Гульдесеп и внучкой шли мимо годекана и сидящие на нем поинтересовались, как поживает новорожденная. Бабушка с грустью покачала головой и сказала, что Ирайганат, так назвали изначально Барият, очень слабенькая и вряд ли выживет. Тогда одна из женщин предложила поменять девочке имя. «Давайте назовем ее Барият в честь нашей прославленной артистки Барият Мурадовой», – предложила она. Все собравшиеся и бабушка согласились с ней. Произошло это 16 ноября 1937 года, с этого дня девочка быстро пошла на поправку. Когда родители пришли в сельсовет за метрикой, то в ней указали дату рождения именно 16 ноября 1937 года.

Барият Магомедовна росла любознательным ребенком, с хорошей памятью, любила читать, слушать сказки, предания и легенды, стихи и поэмы на родном языке. Любовь к фольклору и поэзии сформировали у нее твердое убеждение, что ей необходимо глубже изучать культурное наследие народов и нести в массы самые лучшие достижения мировой культуры. В 1961 году она устраивается на работу в Дом народного творчества министерства культуры Дагестана методистом. За время своей работы в Доме народного творчества она издала книги дагестанских ашугов Агая Капланова, Джамисапа Саларова и Султана Саидова.

В 1966 году поступает в Московский государственный институт культуры (ныне Московский госуниверситет культуры и искусств) на режиссерское отделение, совмещая учебу с работой в Даградиокомитете. Все больше Барият Магомедовна узнавала культуру народов Дагестана, его традиции и обычаи. И чем лучше она ее познавала, тем глубже ей хотелось постичь истоки народной культуры. Стремление к познанию нового, неизведанного и привело ее в науку.

В 1974 году она поступает в аспирантуру Дагестанского филиала АН СССР. Ее руководителем становится крупный ученый-кавказовед, основатель и первый заведующий отделом этнографии ДагФАН СССР, заслуженный деятель науки РФ и РД, выдающийся дагестанский ученый, просветитель и общественный деятель Сакинат Гаджиева. Будучи опытным и прозорливым человеком, Сакинат Гаджиева сразу разглядела в молодой Барият будущего трудолюбивого, пытливого и любознательного ученого. Барият не заставила долго ждать, своим трудом она подтвердила догадки руководителя.

Исключительная память, умение на лету схватывать суть явлений, редкая организованность, пунктуальность, аккуратность, четкая систематизация и планирование своего труда позволили Барият Магомедовне раньше установленного аспирантского срока в 1976 году в Москве в Институте этнографии и антропологии имени Миклухо Маклая блестяще защитить кандидатскую диссертацию «Брак и свадебные обычаи кумыков в прошлом и настоящем (конец Х1Х-ХХ веков)». Диссертацию утвердили в рекордно короткие сроки – за двадцать дней. После защиты диссертации она почти сразу же включается в научный процесс. Вместе с другими научными сотрудниками отдела отправляется в этнографические экспедиции, пишет тезисы, статьи, выступает с докладами на конференциях и симпозиумах.

Научные интересы Барият Магомедовны чрезвычайно широки, нет, пожалуй, ни одного раздела в этнографии Дагестана, которым бы она ни занималась. Это и хозяйство, и вопросы материальной культуры, а проблемы семьи и семейного быта находятся в поле научного внимания и по сей день. Во многом она является первопроходцем, одна из первых приступила к исследованию малочисленных народов. Ее монография «Табасаранцы. XIX – начало XX века. Историко-этнографическое исследование» является одной из первых в этой серии и стала эталоном для других ученых в написании историко-этнографических исследований по народам Дагестана. Она одна из первых, кто рассмотрел систему питания народов Дагестана с культурологической точки зрения, придав, казалось бы, обыкновенным предметам народной культуры – хлебу, напиткам и т.п. – научно осмысленную весомость. Ее рассуждения на тему культуры питания переросли в докторскую диссертацию «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX века», которую успешно защитила в 2003 году.

Модный сейчас индекс Хирша по Институту ИАЭ ДНЦ РАН у Барият Алимовой один из самых высоких, а число цитирований ее работ заоблачное – 1117, и это с учетом того, что в научную электронную библиотеку занесена лишь половина ее работ. Широта знаний, основательность в делах, накопленный годами опыт и солидный багаж научных достижений позволил Барият Алимовой приступить к написанию фундаментального труда «Этнография Дагестана».

В 1970 году Алимова была награждена медалью «За доблестный труд», в 1999 году – «Грамотой Президиума», «Почетными грамотами ДНЦ РАН и ИИАЭ». В 2006 году Барият Магомедовне было присвоено высокое звание «Заслуженный деятель науки Дагестана».

Барият Алимова сумела реализовать себя и в семье. Со своим мужем Алимом Алимовым она прожила счастливую семейную жизнь, длившуюся более полувека, вырастила дочь. Ее любовь к поэзии с раннего детства нашла свое продолжение и во взрослой жизни. Барият Магомедовна буквально окунулась в мир дагестанской поэзии, ведь новая семья имела к поэзии непосредственное отношение. Супруг Барият Магомедовны, Алим Алимов  – сын народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела