"

В Дагестане обсудили роль институтов гражданского общества в модернизации образования

Фото:
767
4 минуты
МАХАЧКАЛА, 25 июля – РИА «Дагестан». Круглый стол «Роль институтов гражданского общества в модернизации образования» прошел накануне в Махачкалинском центре повышения квалификации, сообщили информагентству в пресс-службе учреждения.

Председатель Совета МЦПК, доктор экономических наук Магомед Абакаров отметил, что модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у современной молодежи сегодня важны, как никогда.

По его мнению, за термином «модернизация», в отличие от терминов «реформы», «совершенствование » и прочих синонимов, стоит не просто преобразование, переустройство, а привнесение всего самого нового и прогрессивного для достижения высокого качества образования, которое должно соответствовать запросам современной жизни страны и обеспечить ее конкурентоспособность на международном уровне.

Он напомнил, что недавно утверждена структура российского правительства, и появились два министерства – просвещения и высшей школы и науки. На взгляд Абакарова, в этом есть свой резон. «Логика разделения министерства образования и науки в том, чтобы достичь эффективности в системе общего и высшего образования и результативности научных изысканий. Именно производство знаний и высоких технологий служит сегодня основным источником роста экономики в наиболее передовых государствах, для которых характерны информационное общество или общество знаний. Процесс развития такой экономики направлен на повышение качества человеческого капитала, внедрение инноваций и производство высококачественных услуг. Мы стали часто употреблять и такое словосочетание, как «инновационное образование», то есть, это все новое, что внедряется в образование для повышения его эффективности. К примеру, широко внедряется дистанционное образование. Логика противников этого метода заключается в таком тезисе: «Мы не видим того, кто на той стороне выполняет задачи…». Но если мы будем давать знания тем, кто не может поехать в Махачкалу или в Москву для получения знаний, то мы просто обделяем их. За этими инновациями будущее. Таким образом, облегчается процесс получения знаний. Это, если хотите, элемент гражданского общества. Инновационные учреждения, на его взгляд, могли бы более эффективно выполнять образовательные функции, которые раньше были прерогативой только государственных учреждений. Таким структурам не нужен громоздкий бюрократический аппарат», – сказал он.

Руководитель Республиканского центра образования, председатель Ассоциации педагогов РД Анжела Байрамбекова отметила, что сегодня роль учителя сегодня снижена, эта профессия катастрофически теряет свою престижность. «Учителям нет времени для самосовершенствования, потому что надо искать иные источники для материального обеспечения своих семей. В Дагестане нехватка сельских учителей, выпускники вузов не видят перспективы. А ведь образовательная сфера относится к социальному институту гражданского общества, поэтому конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность – все это в комплексе должно способствовать укреплению наших позиций на мировом образовательном пространстве», – заявила она.

Консультант Управления развития общего образования министерства образования и науки РД Гулизар Идрисова призвала не забывать и о «гуманистическом характере образования». «Это, прежде всего, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Именно в школе происходят первые шаги на пути социализации личности, его гражданского поведения», – сказала она.

Далее выступили председатель Союза музыкантов РД Хан Баширов, председатель Фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал-полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов, завкафедрой истории Дагестана ДГУ Абдулкадыр Омаров, учитель Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей» Разитта Гаджиханова, директор Мамедкалинской художественной школы Дербентского района Гамзат Гусейнов, Представитель ДОО «Содружество женщин» Альбина Омарова, руководитель АНО «Центр исламских исследований Северного Кавказа» Руслан Гереев и другие.

Они говорили о причинах и факторах, препятствующих формированию гражданского общества в Дагестане, необходимости расширения контактов органов власти и некоммерческого сектора, в том числе сфере образования.

Отмечались также роль эстетического и художественного образования, необходимость взаимодействия школьников, педагогов, муниципальных служащих, активистов НКО в достижении целей гражданского образования – формирования правовой и политической культуры, становления общественно-активной, социально-компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

В резолюции участников круглого стола, в частности, обращено внимание министерства образования и науки РД, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования актуализировать роль правового компонента в содержании гуманитарных (история, литература, филология) и др. (география, биология, ОБЖ) предметов. Руководителям учебных заведений, Общественной палате РД, Уполномоченному по защите семьи, материнства и прав ребенка в РД, другим заинтересованным организациям акцентировать в основной школе внимание на обучении и воспитании у учащихся уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела