"

Многочисленные благодарственные письма приходят в адрес организаторов Всероссийского форума учителей-словесников в Дагестане

Фото:
1555
6 минут
Многочисленные благодарственные письма приходят в адрес организаторов Всероссийского форума учителей литературы и русского языка, который проходил 30-31 октября в Дагестане, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства образования и науки республики.

В частности, доцент Дуального университета Баден-Вюртемберга (Федеративная республика Германия) Екатерина Кудрявцева пишет, что общая цель семинаров и конференций – информационная, просветительская, популяризаторская.

«Например, рассказать максимально широкой целевой аудитории о событии, которое в своем протекании и результатах может коснуться каждого. На мой взгляд, таким событием для педагогов русского языка и литературы не только всей России, но и зарубежных стран стал I Всероссийский форум учителей русского языка и литературы в Дагестане, организованный и блестяще проведенный педагогическим сообществом республики под патронатом и, что куда удивительнее и важнее, при непосредственном участии в мероприятиях Главы Дагестана, доктора философских наук, профессора, академика РАЕН Рамазана Абдулатипова», – пишет она.

По ее словам, за два дня, проведенных в Махачкале и Дербенте, к участникам форума пришло понимание, как долго и насколько профессионально готовились к этому событию дагестанские и московские коллеги, продумывая насыщенную программу мастер-классов и научных докладов в вузах и школах региона; выбирая наиболее знаковые места для экскурсионных маршрутов; составляя и печатая сборники материалов, журналы и единственный в своем роде многотомник, посвященный русским учителям в истории республики.

«Внимание к деталям в общении, в работе, в быту, на мой взгляд, является одним из признаков многонационального и многоязычного пространства Дагестана. Построить взаимодействие так, чтобы никто не ушел обделенным, чтобы у всех была возможность прикоснуться к культуре древних народов Северного Кавказа, найти в ней толику своей собственной национальной идентичности, общее звено в цепи межкультурной коммуникации.

Рамазан Абдулатипов в интереснейшей, богатой образами и живой приветственной речи, обращенной к гостям форума, подчеркнул: “В регионе, в котором проживают представители более 20 национальностей, русский является не просто государственным, но и универсальным языком общения”. Но это ни в коем случае не отменяет важности родных языков. Незабываемо сравнение, приведенное им, доктором философии (степень более чем редкая среди президентов во всем мире): русский язык – это Волга, родной язык – это ручей, протекающий по аулу. И полноводная река, и звонкий ручей впадают в Каспийское море. И река, и ручей питают его своими потоками, питаясь влагой одних и тех же дождей. И нельзя сказать, что важнее, потому что и то, и другое есть продолжение бытия», – отмечает Екатерина Кудрявцева.

Она также пишет о том, что глубочайшее уважение к корням, знание истории и культуры страны, непосредственное взаимодействие с педагогами, внимание и понимание происходящего в мире, мудрость в открытости к диалогу – все это было в течение двух дней не только словом, но и делом проявлено представителями власти и научной интеллигенции республики, сопровождавшими гостей и участников форума.

«Штрихи наших педагогических маршрутов пролегли от редчайшего достоинства и красоты памятника Русской интеллигенции, русской учительнице в Махачкале, через Дом дружбы, Театр поэзии (единственный в своем роде) к Институту языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра РАН и Дагестанскому институту развития образования.

На второй день нас ждали в Дербенте, в цитадели Нарын-Кала и Домике Петра I, древнейшей мечети, городском театре (на сцену которого уже не в первый раз выходили учителя) и в недавно отпраздновавшей свое второе рождение, самой первой школе Дербента – школе №4. Здесь мы поняли, что значит сильная команда педагогов, грамотный менеджмент в системе образования и как это способно преображать мир ученичества (в который с благодарностью на два незаметно пролетевших часа погрузились и мы с коллегами из Луганска и Петербурга)», – делится участница форума.

По ее мнению, выделить какой-то один доклад или отметить один мастер-класс практически невозможно. «Они были собраны в прекрасный узор, сродни тем, что украшают серебро ножен мужчин и браслетов женщин Дагестана. Хочется лишь подчеркнуть, что, начиная с искренних, неформальных приветствий на форуме, собравшем более 800 лучших педагогов со всей России, и заканчивая прощанием в вечернем Дербенте, все происходило как диалог, полилог культур, готовых слышать и понимать друг друга. И это дало толчок новым проектам, концепциям, идеям, выверив направление движения и разметив вехи, которых мы должны достичь ради наших детей. Следующий Всероссийский форум учителей русского языка и литературы пройдет в 2016 году в Волгограде.

P.S. До Махачкалы и назад в Минеральные Воды, куда прилетел и откуда отправлялся мой берлинско-московский рейс, я ехала на машине через весь Северный Кавказ – 600 км ночью в одну и те же 600 км днем в обратную сторону. Наблюдала под неторопливый рассказ шофера-чеченца мелькание за окном Пятигорска, Беслана, Грозного, Гудермеса, Хасавюрта. Через Северную Осетию-Аланию, Ингушетию, Чечню… По весьма неплохим трассам (в Чечне – просто прекрасным), с абсолютно профессиональной даже по европейским меркам полицией (да, оружие на плечах было настоящим, но и улыбка и пожелание доброй дороги – тоже), с гостеприимными женщинами в платках, готовыми одарить совершенно постороннюю проезжую туристку пирогами и яблоками, и внимательными мужчинами, почтительно относящимися к любой женщине, вне зависимости от возраста, нации и титулованности. В Европе много и по-разному пишут о Кавказе. Наверное, стоит один раз увидеть его горы, череду восстановленных после войн домов и виноградных лоз, глаза его людей и попробовать понять, насколько прекрасен и силен этот край», – заключила Екатерина Кудрявцева.

I Всероссийский форум учителей русского языка и литературы – победителей всероссийских и региональных конкурсов «Учитель года» и приоритетного национального проекта «Образование» прошел 30-31 октября в Республике Дагестан.

Форум подобного формата проводился впервые в России. В целом в форуме приняло участие около 800 человек из 54 регионов Российской Федерации и 62 региональных и местных отделений Общероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка.

В форуме участвовали представители республик Северного Кавказа, Калмыкии, Республики Крым, Карелии, Саха-Якутии, Татарстана, Республики Тыва, Башкортостана, Бурятии, Республики Горный Алтай, Чувашии. География форума – от Дальнего Востока до Калининградской области, от Мурманской области до Юга России. В работе форума участвовали представители всех федеральных округов Российской Федерации. Иностранные участники: Латвия, Германия, Луганская Народная республика.

Площадками форума в Махачкале стали Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, Дагестанский республиканский институт развития образования. Форум проходил при активном участии Научно-исследовательского института педагогики Республики Дагестан и Научно-исследовательского института имени А. А. Тахо-Годи. В Дербенте площадками стали школы города и Лезгинский драматический театр им. С. Стальского.

Мероприятие было посвящено обсуждению роли и значения русского языка и литературы в условиях многоязычия, укреплению взаимопонимания народов России, приурочено к Году литературы в России и 2000-летию города Дербента.

На площадках форума работали 3 научные секции, на которых было заслушано 37 докладов, проведено 36 мастер-классов для учащихся и педагогов, круглый стол и 2 творческих встречи. Подписано соглашение о сотрудничестве гимназии №13 Махачкалы и гимназии №1503 Москвы.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела