"

Актуальные проблемы обучения русскому языку и литературе в начальных классах обсудили в ходе конференции в Махачкале

Фото:
2004
3 минуты
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения русскому языку и литературе в начальных классах на современном этапе» прошла сегодня, 16 марта, в Гуманитарно-педагогическом колледже в Махачкале.

Открывая работу конференции, директор ГПК Ярахмед Ханмагомедов отметил важную роль, которую выполняет русский язык в условиях многонациональной республики – выступает связующим звеном при общении представителей разных национальностей. Он отметил, что в 2015 году в колледже был разработан комплекс мер по улучшению качества преподавания русского языка и литературы, который в этом году вылился в проведенную недавно в стенах учебного заведения Неделю русского языка. Сегодняшняя конференция стала логическим завершением данных мероприятий.

Председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации учителей литературы и русского языка, директор школы №16 Махачкалы Фарида Магомедова отметила актуальность обсуждаемого вопроса.

Директор Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Магомед Магомедов рассказал о системе методов и приемов обучения русскому словосочетанию в начальных классах дагестанской национальной школы. Он отметил актуальность темы, особенно в условиях нашей республики.

«Начальное образование имеет важное значение в дальнейшей судьбе ребенка и государства в целом. То, каким мы вырастим подрастающее поколение, в будущем окажет влияние на страну в целом. Преподавание русского языка в условиях Дагестана – отдельная серьезная тема. В условиях многонациональности русский язык является объединяющей силой, фактором единства народов Дагестана. Русский язык во все времена, да и сейчас, имеет огромное значение. Язык – самый главный атрибут нации. В нем сохраняется вся ее духовная культура», – подчеркнул он. Коснулся он и темы сохранения дагестанских языков, бережного отношения к ним, отметив, что с потерей языка народ теряет свое лицо.

О лексических ошибках в русской речи учащихся-лезгин рассказал заведующий кафедрой русского языка Дагестанской государственной медицинской академии Исрафил Эфендиев. «При обучении русскому языку учителя национальных школ сталкиваются с определенными трудностями. Они объясняются специфическими особенностями звуковой системы и грамматического строя родного языка учащихся. Знание этих особенностей помогает учителю более эффективно обучать нерусских детей русскому языку. Знание и учет лексических особенностей в национальной школе является одним из программных требований, так как его отсутствие на уроках приводит к неверному смысловому употреблению, лексическим ошибкам», – отметил выступающий. Он привел несколько примеров устойчивых и распространенных ошибок.

Директор махачкалинской школы №28 Анжела Байрамбекова в своем докладе коснулась темы формирования культурно-нравственной и гражданской позиции через художественное слово на уроках русского языка и литературы. «Самая важная составляющая педагогической деятельности, в частности, учителя начальных классов и русского языка, – слово. Главная цель нашей работы – помочь ребенку постичь величие мира через красоту русского слова. В мире, где детей сегодня окружает невежество, формализм, зло и насилие, где практически не осталось примеров для подражания, литература – это единственное, что влияет на формирование личности человека, учит различать черное и белое, добро и зло, истинное и мнимое, наполняет мир прекрасными чувствами и дает надежду.

Уроки русского языка и литературы призваны формировать нравственность, приобщать к отечественной культуре, воспитывать бережное отношение к национальным культурным ценностям. Русский язык и литература на протяжении столетий были и остаются действенными факторами мировой культуры. Уроки литературы жизненно важны, так как именно здесь трудится душа человека, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, жизни, о себе. Литературное образование – это человекообразующий процесс. Учитель словесности – это проводник в новое для формирующейся личности пространство культуры. Это художник, врач, скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека», – отметила она.

В ходе пленарного заседания конференции прозвучали также доклады, посвященные подготовке младших школьников к государственной итоговой аттестации, внеурочной работе по русскому языку и другие. Далее работа конференции продолжилась секционными заседаниями, на которых обсуждались актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе и проблемы изучения русского языка и литературы в условиях национально-русского двуязычия.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела