"

Сегодня первоклассникам нужны новые базовые умения

Фото:
1797
4 минуты

Специалисты Института образования НИУ «Высшая школа экономики» по-новому подошли к описанию проблем современных первоклассников: в подготовленном ими исследовании упор делается не только и не столько на знания и умения детей, пришедших в школу, но и на социально-эмоциональные навыки. Новый подход позволил ученым подготовить четыре «портрета» современных российских первоклассников. В исследование были вовлечены восемь тысяч детей из Москвы, Севастополя, Тамбова и Набережных Челнов.

«Как делалось до сих пор? Высчитывали, какой процент пришедших в школу детей умеет читать, писать, считать, и так далее», – заявил научный руководитель Института образования ВШЭ Фрумин Исак Давидович. – «Сегодня надо в первую очередь смотреть на социально-эмоциональные навыки, потому что это навыки XXI века: новые базовые умения, без которых невозможно учиться и работать в быстро меняющемся мире. Это и навыки адаптации к школьной среде, и независимость, и навыки самообслуживания, и уверенность в себе, готовность участвовать в групповых занятиях, способность концентрироваться на задании под руководством учителя и самостоятельно. Это и понимание, что у разных людей – разный образ жизни, и что-то в школе может отличаться от того, что принято в семье, и способность уважать подобные различия». По словам Исака Фрумина, все это те факторы, которые сложно выявить стандартными социологическими методами. Эксперты Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ использовали для создания «Портрета первоклассника» методику iPIPS, работающую в форме компьютерных адаптивных тестов, интересных детям.

Интерпретировать результаты тестов помогли опытные учителя и эксперты педагогики. Оказалось, что всех первоклассников можно распределить по четырем группам. Интересно, что, по словам руководителя исследования Елены Кардановой, когда в исследование были введены данные опросов родителей, оказалось, что эти четыре группы существенно различаются еще и по социодемографическим характеристикам.

В первую группу попали дети с высоким уровнем когнитивного и некогнитивного развития. Практически по всем показателям они «на голову» выше сверстников: это и результаты тестирования по математике и чтению, и показатели некогнитивного развития (уверенность в себе – 1,20, поведение в классе – 1,08 в единицах стандартного отклонения). У детей из этой группы оказался самый большой словарный запас и уровень фонематической грамотности. Оказалось, что 90% из них посещали детский сад в год перед школой. В 74% случаев матери этих детей имеют высшее образование. Семейная библиотека почти половины – у 43% – включает в себя более ста книг.

Во второй группе оказались дети со средним и высоким уровнем когнитивного развития, однако уровень их некогнитивного развития оказался ниже среднего. Такие дети идут в школу со средними или высокими показателями по чтению и математике (0,61 и 0,53 соответственно). Ниже оказался уровень их уверенности в себе (–0,39) и поведения в классе (–0,42). Фонематическая грамотность высокая, как и пассивный словарный запас. По социально-экономическим показателям вторая группа близка к первой: почти все посещали детский сад в год перед школой, высшее образование имеют около 70% матерей, большие библиотеки есть в трети семей. Особенность этой группы – высокая доля мальчиков: до 65%.

В третью группу отнесены дети с относительно низким уровнем когнитивного развития и высоким уровнем некогнитивного развития. У них хорошо развиты навыки коммуникации, они уверены в себе (0,32) и хорошо адаптируются в классе (0,45), однако результаты знаний и навыков по чтению и математике – ниже среднего по выборке (–0,29 и –0,42 соответственно), ниже, чем в остальных группах, и фонематическая грамотность, и словарный запас. Эксперты отмечают как преобладание девочек в этой группе (64%), так и более низкий социально-экономический статус семей. Тем не менее, почти все дети имели опыт дошкольного образования в год перед школой.

Наконец, четвертая группа – дети с низким уровнем как когнитивного, так и некогнитивного развития. Почти все показатели у них оказались от –0,9 и ниже, это сочетается с более низким, чем в других группах, социально-экономическим статусом семей. Более половины матерей детей в этой группе не имеют высшего образования. Детский сад посещали почти 90% детей, особенностью стало то, что 62% в этой группе – мальчики.

«Чем важны эти результаты? Прежде всего, они показывают, что даже при одинаковом уровне знаний у детей могут быть разные образовательные потребности. «Портреты» первоклассников помогают объяснить траектории детского развития, строить прогнозы, предложить учителю стратегии взаимодействия с детьми в зависимости от их особенностей», – пояснил Исак Фрумин. Проект iPIPS предлагает два этапа оценивания уровня развития детей – в начале и в конце первого класса, и специалистам Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ еще предстоит обобщить данные о прогрессе развития в разных группах.

Видео семинара по теме исследования «Взаимосвязь СЭС семьи, родительских установок и инвестиций в образование ребенка» можно посмотреть на официальном канале Института образования ВШЭ на видео-хостинге YouTube.

Эти и другие актуальные, острые, порою скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ.

https://www.riadagestan.ru/

Новости раздела