Стать режиссером невозможно. Им нужно родиться. В этом уверен заслуженный деятель искусств Дагестана, художественный руководитель Аварского государственного музыкально-драматического театра им. Гамзата Цадасы Хайбула Абдулгапуров.
Абдулгапуров отдал сцене 50 лет своей жизни. Он видел, как менялась культурная жизнь Дагестана.
– Хайбула Абдулович, поздравляю Вас с профессиональным праздником – Всемирным днем театра. Что для Вас значит этот праздник?
– Спасибо. Вопросы театра сегодня ждут не праздников, а решения. Поэтому и настроение праздника не чувствуется. В Дагестане профессиональные театры по-настоящему зародились в 30-е годы прошлого столетия. Правительство умело умно использовать театральное искусство в общественно-политической жизни республики, зная ее силу. И театр пришел в самые далекие аулы. Я – первый профессиональный аварский режиссер, семь лет учился в Грузинском театральном институте им. Руставели, прошел Высшие режиссерские курсы Министерства культуры РСФСР при ГИТИСе им. Луначарского в Москве, стажировался в Московском академическом театре им. Маяковского и в Ленинградском драматическом театре им. Комиссаржевской. Театр как организм, а я врач этого организма, я знаю, что и где у него болит. И когда человек со стороны говорит, что я все критикую, он должен понять, что я стремлюсь вылечить театр, указываю на больные места.
– Чему театр может научить людей?
– Театр всегда учил и будет учить жизни. Поэтому необходимость в театрах будет существовать всегда.
– Как Вы угадываете потребности людей? Как видите, что сегодня нужно зрителю?
– Тут все зависит от личности режиссера. Если человек неактивный, если у него в душе нет вопросов, нет волнения, сердечности, боли и страдания, у него ничего не получится. Эта личность должна быть достаточно образованной, достаточно волевой, должна знать болевые точки общества. Когда у человека, к примеру, болит живот, он ищет лекарства, ищет аптеку и пытается вылечиться. Точно также и пьеса, которую ставит режиссер, должна быть как таблетка от этой боли.
– Есть ли у Ваших спектаклей направленность на определенную целевую аудиторию?
– Мы ориентируемся на художественно-образованного зрителя, чувствующего красоту жизни, красоту добра и справедливости. Мы стремимся дать зрителю чувство вдохновения, чувство веры, возбудить в нем оптимизм.
– Какие качества отличают хорошего режиссера?
– Во-первых, и режиссер, и поэт, и художник – это профессии от Бога. Чтобы стать хорошим режиссером необходимо также много работать над собой. Театр требует активной позиции в жизни, иначе здесь нечего делать.
– Какую тематику Вы любите использовать в своих спектаклях?
– Я подбираю человеческие темы, жизненные. Но одно дело иметь идею, самое сложное – преподнести ее. Здесь сразу можно понять уровень профессионализма драматурга. Если не удалось правильно раскрыть все характеры, правильно их связать, заставить зрителя проявить эмоции, то не имеет значения, какая тема у спектакля. Актер может зацепить всего одним словом, если он прочувствует своего героя.