"

Угроза терроризма: новые вызовы

Фото:
565
4 минуты

В связи с политической ситуацией в мире угроза терроризма на Кавказе эволюционировала, и мы встали перед новыми вызовами. Как быть? Какие угрозы видятся наиболее опасными в текущих реалиях? Об этом и о многом другом мы решили поговорить с нашим экспертом, доктором психологических наук, членом общественного совета МВД РД, профессором Анжеликой Цахаевой.

- С началом СВО в сфере распространения идеологии терроризма и экстремизма мы получили новые вызовы. Какова ситуация сейчас и какие угрозы вы видите в данное время?

- Угроза физической, социальной и психологической безопасности очень велика, особенно сейчас и особенно для растущей личности с нестабильной психикой. В период СВО всё больше людей втягивается в угрозы и страхи, всё слабее щит психологической безопасности человека. Та информация, которую мы получаем как фейки, сводки новостей, убеждает обывателя, что враг очень недалеко. Даже трагический случай пожара в 5 - ом доме махачкалинского Нефтегородка для некоторых был сигналом- де версия. Только оперативное освещение наших СМИ немного успокоило население. Римляне говорили: "умный поймет", так вот людей с прогностическим и способностями у нас немало. Можно предвидеть перманентные террористические вылазки укрофашистов и будут они, возможно, с территории нашей страны. Информационная война должна быть пресечена и первый шаг сделан- запрет использования госслужащими носителей информации, выпускаемых американской фирмой Apple. Давно надо было это сделать.

- Говорят, что идеология транслируется сейчас на школьную аудиторию (учеников старших классов). Что можно сказать по этому поводу?

- Это действительно так. Во все времена объектом идеологической работы были подростки и юноши. Развивающаяся личность пластичнее, адаптивнее к новым идеям, а психическое новообразование возраста- поиск смысла жизни, строительство Я- концепции. Многие старшеклассники не реализованы в плане гражданской позиции, социальной востребованности и поэтому как губка впитывают любую "вкусную» информацию, идеи о справедливости, добре, мироустройстве и др. К сожалению, мы не успеваем оказать вовремя психологическую помощь человеку, тем более, если он не включён в систему общественных государственных отношений. Даже этот последний приказ о прекращении госслужащими использования продукции компании Apple никак не касается безработных, лиц вне госслужбы, частных предпринимателей. А их немало. Многие дети прекращают обучение в муниципальных ОУ после 9 класса, кто ведёт учёт их деятельности и какова она? Во всяком случае, мы не видим организованной работы с подростками и юношами вне образовательного учреждения. Кто строит их отношения с миром, кто влияет на их идеи и мнения? Как они включены в систему общественных отношений? Что со здоровьем, в том числе, психическим??? Поставьте себя на место молодого человека, который не учится негде, ничего не делает или же без квалификации выполняет тяжёлую, мало оплачиваемую работу, он себя удачливым и перспективным считает? Как думаете, интересно ему жить?

- Как вести себя родителям, чтобы предостеречь детей от вовлечения в разные сообщества?

- Родителям образованным и просвещённым, много читающим и умеющим увлечь своего ребёнка, немного легче. Они понимают, что, став другом и собеседником своему ребёнку, получат мандат его доверия и будут значимыми (референтными) для него. А что делать тем, кто сам в своё время не развивался, не интересовался психологией и педагогикой, не имел возможности доверительного управления формированием личности своего чада? А они должны быть втройне активны в поиске новых способов сделать ребёнка соратником. Если не получается, то не стесняться обращаться к специалисту за помощью. Другой вопрос в том, что в республике, особенно в сельской местности, нет профессиональных психологов, бесплатно работающих с людьми. И это наша беда. Нет, я не скажу, что нет в принципе специалистов, но их услуги даже мне не по карману. Поэтому не могу рекомендовать конкретные центры, я там не была

Справка РИА «Дагестан»: Анжелика Амировна Цахаева, доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Республики Дагестан.

Заведующая кафедрой психологии развития личности, директор научно-образовательного центра «Современные проблемы психолого-педагогического образования» факультета социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Член УМО по психолого-педагогическому направлению объединения вузов России.

Заместитель председателя Общественного совета при МВД по Республике Дагестан.

В 1986 г. окончила филологический факультет Дагестанского государственного педагогического института.

В 2002 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве».

В 1986-1987 гг. - учитель русского языка и литературы Махачкалинской средней школы №17.

С 1987 г. работала на кафедре общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета, прошла путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. В 2018 г. кафедра общей и педагогической психологии была преобразована в кафедру психологии, социальной педагогики и социальной работы. В 2021 г. на основе кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы путем реорганизации были созданы кафедра психологии развития личности, которую возглавила А.А. Цахаева, и кафедра социальной педагогики и социальной работы.

Основатель научной школы «Психология саморазвивающейся адаптивной личности».

Читает курсы:

Общая и экспериментальная психология

Психология человека

История психологии

Источники
https://riadagestan.ru/

Новости раздела