"

Патимат Шабанова: «И иголку в стоге сена найдем»

Фото:
5508
6 минут

Почти 40 лет в нашем регионе функционирует республиканское адресное бюро, которым вот уже 36 лет руководит Патимат Шабанова. О своей кропотливой работе, в которой самым главным является точность, она рассказала в интервью агентству РИА «Дагестан».

- Патимат Мусаевна, название вашего отдела говорит само за себя, и все же многое неясно, расскажите нам подробно о вашей работе.

- Вообще в России отдел адресно-справочной работы существует еще с тех времен, когда было НКВД, затем МВД. 15 октября нам исполняется 204 года. В Дагестане же сначала было адресное бюро МВД. В силовых структурах мы проработали 25 лет. В 2006 году нас передали в УФМС, тогда и переименовали в отдел адресно-справочной работы УФМС РФ по РД.

В отделе работает 24 человека: начальник, заместитель, два программиста, а все остальные специалисты. Работаем круглосуточно. Наш отдел получает адресные листки на граждан, регистрирующихся по месту жительства или снимающихся с регистрационного учета. Эти адресные листки раскладываются в картотеку. По этой картотеке мы выдаем сведения.

Все данные имеются в электронном и письменном виде. Здесь уж точно ничего не потеряется. Если нужно, и иголку в стоге сена найдем.

- По каким вопросам к вам чаще всего обращаются?

- К нам обращаются граждане за получением справки при утере паспорта, при получении жилья, в частности, по молодежным программам, при получении земельного участка. Все адресные листки прибытия лежат в картотеке до тех пор, пока не поступит новый с перепропиской.

- К вам поступают данные о человеке с момента его рождения?

- С 2000 года – да, после выхода соответствующего приказа Президента России. Как только ребенок родился, его прописывают, данные по свидетельству рождения поступают к нам. Но многие граждане сознательно не прописывают детей в квартире. Видимо, это связано с оплатой за коммунальные услуги. Из-за этого позже возникают большие проблемы. Например, мэр города не принимал детей ни в школу, ни в детский сад, так они не были зарегистрированы и им справки мы не выдавали, так как они у нас не значились, не было на них сведений. После того, как люди с этой проблемой столкнулись, детей начали регистрировать.

- А если житель республики уезжает за пределы региона, как долго сведения о нем хранятся у вас?

- Сведения о нем у нас хранятся 10 лет, а затем уничтожаются согласно нашим инструкциям.

- А после смерти человека?

- То же самое. 10 лет данные хранятся, а затем уничтожаются. При изменении фамилии – 25 лет.

- С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь?

- Граждане обращаются к нам, просят сведения на других лиц. Мы не имеем на это права, согласно ФЗ №152 о персональных данных. Мы выдаем данные только при наличии документа, удостоверяющего личность. Мы можем выдать информацию на жену, на детей, но опять же, если у них есть документы. А многие этого не хотят понимать. Очень часто к нам обращаются адвокаты. Мы всегда требуем с них документы – ордер и доверенность от запрашиваемого лица. И только в этом случае предоставляем информацию. Они думают, что это наша прихоть, что мы не хотим им помогать – это не так. Просто не положено.

- Что представляет собой информация, которую предоставляете?

- Фамилия, имя и отчество, указывается место рождения, адрес и дата регистрации, данные паспорта – когда и кем выдан. Для получения справки к нам можно обратиться и через портал услуг. Но очень часто случается так, что запрос мы получаем и как положено на него отвечаем, но за справками так никто не приходит.

- Вы говорили, что раньше ваш отдел относился к силовым структурам, а теперь вы часто сотрудничаете с правоохранительными органами?

- Да, довольно часто. Часто обращаются сотрудники прокуратуры, судов, ФСБ, МВД, Следственного комитета, а также судебные приставы и пограничники. Они запрашивают сведения на разных лиц: и тех, кто находится в розыске, и тех, кто скрылся от следствия и суда. У нас очень большой объем работы, и мы стараемся не задерживать эту работу, в течение трех-пяти дней мы отвечаем на эти запросы.

- А с какими-либо некоммерческими организациями сотрудничаете?

- Некоммерческие организации к нам обращаются, но мы им не отвечаем.

- Почему?

- Согласно федеральному закону о персональных данных, не положено. Если обращаются из муниципального образования, допустим, из администрации города или районов, мы им отвечаем, а всем остальным - некоммерческим и коммерческим - нет.

- Обращаются ли к вам национальные службы поиска людей, такие, например, как «Жди меня», ну или просто граждане, которые разыскивают своих близких?

- Такие обращения довольно нередки. Допустим, если служили вместе или если родители бросили ребенка. В таких случаях к нам обращаются из детского дома. Сами дети приходят к нам, запрашивают данные о своих родителях. Были случаи, что мы их находили. Из программы «Жди меня» часто звонят, из организации «Красный крест», и мы им всегда отвечаем. Даже из-за пределов нашей страны обращаются, чаще всего из Израиля обращаются, но им мы стараемся не отвечать. Сами понимаете почему, все-таки другая страна. В остальных же случаях как не помочь.

- Какие-либо платные услуги в вашем отделе предусматриваются?

- Нет, у нас все бесплатно.

- Будут ли в ближайший период введены еще какие-либо нововведения, облегчающие возможность получения справок и документов в вашем отделе?

- Мы всячески стараемся облегчить гражданам возможность получения справок. В отделе проводятся все необходимые мероприятия по оказанию госуслуг по принципу «одного окна». Для этого мы активно взаимодействуем с другими органами и ведомствами, в частности, с МФЦ. Поэтому, чтобы не отправлять граждан к нам, сотрудники МФЦ отправляют в наш отдел запросы. Они уже на месте все эти документы собирают и отправляют. Все запросы исполняются своевременно, поэтому жалоб на оказание услуг не поступает. Кроме того, на стенде ОАСП и на официальном сайте УФМС размещена информация о получении госуслуг по принципу «одного окна».

- Вы проработали в должности начальника отдела более 35 лет, что больше всего запомнилось за этот период?

- Мне очень нравится моя работа и самое приятное – это, наверное, наш замечательный коллектив. Кроме того, мы ежедневно помогаем людям. Это самое лучшее, что удалось сделать за этот период. Наш коллектив очень трудолюбивый, дружный и исполнительный. Это много значит, особенно в нашей кропотливой работе.

Новости раздела