"

Проблемы ислама в социокультурных процессах обсуждают в рамках научной конференции в Махачкале

Фото:
1943
3 минуты
Всероссийская научная конференция «Ислам в начале XXI века», инициированная Президентом Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым, проходит в Даггосуниверситете, сообщает пресс-служба вуза. Мероприятие проводится совместно с Московским центром Карнеги.

Открыл конференцию исполняющий обязанности ректора ДГУ Магомед Гасанов: «Дагестан  тот регион России, где ислам имеет самые древние традиции. За прошедшие годы в республике сформировалась выдающаяся арабо-мусульманская культура. Сегодня археографическая экспедиция ДГУ и Дагестанского научного центра Российской академии наук, которая проводится ежегодно, с каждым днем обнаруживает новое количество произведений, написанных на арабском языке. Это показатель высокой духовности наших предков, выдающихся ученых, которые заложили основы многих теологических вопросов, связанных с исламом, имеющих большое значение не только для нашего региона, но и для Ближнего Востока и всего мусульманского мира. И, конечно, сегодня в Дагестане много вопросов, связанных с исламом, которые нуждаются в осмыслении».

Сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко рассказал о развитии отношений между исламом и государством. По его словам, государство допустило много ошибок по отношению к исламу, в результате чего возникли протестные движения. Впервые при руководстве Президента России Владимира Путина государство признало ислам как политический фактор, признало большое значение мусульманских духовных лиц как социально-политического вектора. Малашенко подчеркнул, что Путин взвешенно обозначил проблемы мусульманского мира, фактически признал, что политический ислам – это не так уж и плохо.

Другой момент, который отметил Малашенко,  пора отказываться от жесткого деления на традиционный и нетрадиционный ислам.

Об интеграционном потенциале ислама говорили декан факультета психологии и философии ДГУ Мухтар Яхьяев и заведующий кафедрой онтологии и теории познания ДГУ Мустафа Билалов. Однако мнения докладчиков по этому вопросу резко разошлись.

Мухтар Яхьяев отметил: «Традиционный ислам сегодня оказывается системой ценностей, наиболее адаптированной к местным условиям, что сегодня и обеспечивает его доминирующее влияние на широкие слои северокавказского населения, с другой стороны, его поддерживают власть и этническая элита. Именно ислам традиционного толка предлагает социальную программу, которая фактически оправдывает сложившуюся ныне социально-экономическую и политическую ситуацию. В политической ориентации традиционный ислам поддерживают региональные и республиканские власти. В плане духовной ориентации он претендует на роль официальной идеологической системы ценностей и доминирования в педагогической, образовательной, культурной системах общества. Он выступает за мирное сосуществование этносов и конфессий внутри ислама, также за добрососедские отношения с окружающими его народами. В геополитическом плане традиционный ислам сохраняет ориентацию на интеграцию северокавказских республик в российскую цивилизацию на условиях более широкой политической и культурной автономии. В целом он может стать фактором стабилизации на Северном Кавказе».

Но так не происходит, по мнению Яхьяева, потому что проблема в том, что традиционный ислам не завоевал на сегодняшний день идеологического господства в регионе. В стремлении стать ведущей идеологической системой ценностей обнаруживается и дестабилизирующий потенциал. Парадоксально, но факт: по мере усиления позиций традиционного ислама одновременно возрастает конфликтогенность и напряженность в регионе.

Рассматривая же ислам фундаменталистского толка, докладчик отметил, что нетрадиционный ислам, сопротивляясь идеологической интеграции мусульман, объявляет одних лучшими, других  отступниками, третьих – лицемерами, заявляет о себе как о единственно чистой истинной религии. Однако фундаментализм в регионе возрастает в то время, как традиционный ислам утрачивает свои позиции.

«Итак, задаваясь вопросом, сплачивает ли на сегодняшний день ислам в целом северокавказское общество, мы можем  дать скорее отрицательный ответ»,  сказал в заключение Мухтар Яхьяев.

По мнению Мустафы Билалова, интеграционный потенциал ислама, напротив, достаточно велик. «Я смотрю на ситуацию в стратегическом плане. Духовные истоки, философские основания ислама глубинны и не всегда проявляются в конкретной исторической ситуации, политическом бытии ислама. Но этот потенциал способствует определенной интеграции мировой цивилизации»,  отметил философ.

Он также подчеркнул, что в перспективе суфистские северокавказские этносы, опираясь на свой традиционный ислам, имеют гораздо больше шансов влиться в современное цивилизационное русло.

Пленарное заседание продолжилось выступлениями участников, в числе которых были представители научного сообщества и Правительства Республики Дагестан, довольно оживленной дискуссией. Сегодня, 20 декабря, на обсуждение вынесены спорные вопросы исламского образования.

Новости раздела