"

Осман Хасбулатов: «Дагестан занял “высший уровень” в рейтинге качества проведения ОРВ»

Фото:
2084
9 минут

МАХАЧКАЛА, 16 июля – РИА «Дагестан». Сегодня как никогда нужна модернизация экономики, создание условий для развития бизнеса, повышение качества условий жизни людей. Ежегодно принимаются сотни нормативных актов, они необходимы для регулирования жизни общества, но принятие неправильных решений может нанести серьёзный вред. О том, как в республике реализуется внедрение института оценки регулирующего воздействия РИА «Дагестан», рассказал министр экономики и территориального развития республики Осман Хасбулатов.

– Осман Хасбулатович, развитие института оценки регулирующего воздействия в Республике Дагестан имеет четырехлетнюю историю. Какие успехи на сегодняшний день можно уже отметить?

– Современный законотворческий процесс – это сложный механизм, но в нём есть этап, позволяющий оценить все риски и эффекты каждого правового регулирования.

Начиная с 2014 года органами исполнительной власти региона и с 2017 года органами местного самоуправления 28 муниципальных образований Дагестана в процессе нормотворчества используется институт ОРВ.

В течение этих лет все проекты актов, затрагивающие вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, без процедуры ОРВ не принимаются.

Напомню, что процедура ОРВ проводится в целях исключения из проектов актов необоснованных издержек субъектов предпринимательской деятельности и республиканского бюджета Республики Дагестан, выявления административных барьеров и ограничений для ведения бизнеса, устранения избыточного контроля государства, то есть создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и предотвращения негативного воздействия на бизнес среду.

Как это выглядит: ведомство разработчик уведомляет бизнес-сообщество о подготовке регулирующей инициативы; проводит публичные консультации с заинтересованными лицами; на основе поступивших предложений готовит сводку предложений; учитывает полученные предложения или отклоняет их с подготовкой мотивирующего вывода об отклонении; затем дорабатывает проект акта и подготавливает сводный отчёт, по которым снова проводятся публичные консультации и повторно формируется сводка предложений.

Бизнес сам оценивает, как на него повлияет новое регулирование, и определяет целесообразность регулирующей инициативы.

Органы-разработчики обязаны учесть позицию бизнеса на стадии разработки, внести коррективы в проект акта, исключив барьеры и ограничения, или вообще отказаться от дальнейшей работы над ним.

Завершает процедуру подготовка Минэкономразвития РД заключения об ОРВ, которая может быть положительной или отрицательной. В случае отрицательного заключения об ОРВ проект акта дорабатывается, а если в доработанный акт внесены существенные поправки, то он может быть отправлен на повторное проведение процедуры ОРВ.

Благодаря публичным консультациям (обсуждениям) с бизнес-сообществом, общественными организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, научным сообществом обеспечивается открытость и прозрачность нормотворческого процесса, а также согласование интересов различных групп адресатов правового регулирования.

По отношению к действующим нормативным правовым актам республики проводится экспертиза. Данная процедура позволяет анализировать документы, которые были приняты до внедрения института ОРВ, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

– Какова результативность проводимой работы?

– Сегодня можно констатировать, что ОРВ стало неотъемлемой частью процесса подготовки нормативных правовых актов Республики Дагестан, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Одним из главных достижений применения оценки является изменение отношения к принципу создания нормативного правового акта. Результаты внедрения в республике института оценки регулирующего воздействия исчисляются не только количественными, но и качественными показателями.

Благодаря проводимой работе по трети заключений об ОРВ вынесены отрицательные решения, эти акты были приняты с поправками.

За период с 2014 года по результатам проведенных исследований 26 НПА республики в соответствии с подготовленными Минэкономразвития РД заключениями об экспертизе в 9 законах РД и постановлений Правительства региона внесены изменения, 4 НПА РД отменены.

Оценка результативности и эффективности проводимой работы подтверждена рейтингом качества осуществления ОРВ и экспертизы, ежегодно формируемым Минэкономразвития России, в котором наблюдается позитивная динамика: в 2015 году – 22 место, в 2016 году – 13 место среди субъектов Российской Федерации.

За 2017 год детальное ранжирование субъектов Российской Федерации в рейтинге Минэкономразвития России не осуществлялось. Регионы были сгруппированы в зависимости от количества набранных баллов: «высший уровень» (от 80 до 100 баллов), «хороший уровень» (от 60 до 79 баллов), «удовлетворительный уровень» (от 40 до 59 баллов) и «неудовлетворительный уровень» (от 0 до 39 баллов).

Республика Дагестан сохранила свои позиции и по результатам рейтинга за 2017 год отнесена к группе «высший уровень» качества проведения ОРВ.

– И всё же готов ли бизнес участвовать в публичных консультациях (обсуждениях) разрабатываемых актов?

– Именно мнение экспертов делает процедуру ОРВ уникальной. Как известно, в публичных консультациях может участвовать любое заинтересованное лицо, в том числе из бизнес-среды. Число принимаемых актов постоянно растёт. Отследить отдельно каждый документ, принимаемый чиновниками, заинтересованному лицу не всегда под силу, да и некогда ему этим заниматься.

Для учета интересов различных групп адресатов правового регулирования Минэкономразвития РД заключило соглашения с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан, а также общественными организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также с научным сообществом.

Для бизнеса создан единый портал dagorv.ru, позволяющий осуществлять быстрый поиск информации и своевременно направлять предложения и замечания к принимаемым управленческим решениям в сферах предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В настоящее время количество отзывов (замечаний, предложений) или комментариев, приходящихся на один проект акта, составляет всего 3 ед. Показатель активности участников ПК говорит о том, что основной пул участников публичных консультаций в основном сформирован.

Вызвали интерес и получили резонансное обсуждение несколько проектов постановлений Правительства Дагестана. Ознакомиться с ними можно в разделе «Лучшие практики» на общероссийском информационном портале orv.gov.ru.

Вместе с тем активность участников публичных консультаций не всегда высокая. В связи с этим полагаю, что совместная работа органов власти с бизнесом должна быть направлена на вовлечение новых бизнес-экспертов и расширение экспертной сети; расширение коммуникации с бизнес-сообществом путём очных форм публичных консультаций и адресного информирования заинтересованных лиц за счет акцентирования внимания на важных проектах.

– С 1 июля 2017 года в республике вступил в силу Порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Дагестан или ОФВ. Расскажите об этом подробнее.

– Это новый институт, он введен в целях контроля качества процедуры оценки регулирующего воздействия, а также мониторинга достижения заявленных целей регулирования по нормативным правовым актам, затрагивающим вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, при подготовке которых проводилась процедура оценки регулирующего воздействия.

Что это значит? Документ принят, а его судьбу редко кто отслеживает. Бывает и так, что принятый документ ухудшил ситуацию предпринимателя. Однако, чтобы внести в него изменения, предприниматель должен убедить чиновника инициировать внесение в него изменений.

Сейчас это легко решаемо в рамках ОФВ, процедура которой позволяет определить насколько эффективно правовое регулирование, каково его влияние на бизнес среду, какие положительные и (или) отрицательные последствия имеет установленное правовое регулирование.

В случае если заключение об оценке фактического воздействия содержит предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, данное заключение направляется на рассмотрение в Правительство РД и подготовку соответствующего поручения.

Необходимо отметить, что оценка фактического воздействия осуществляется в соответствии с планом, утвержденным Консультативным советом при Минэкономразвития РД. Планом на 2018 год предусмотрено обсудить 2 нормативных правовых акта РД, по одному из которых в настоящее время Минсельхозпродом РД завершаются публичные консультации.

– Каково участие республики в обсуждении федеральной инициативы?

– Дагестан также участвует в обсуждении федеральной инициативы, то есть проектов актов, разработчиками которых являются федеральные органы исполнительной власти, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие и расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

Согласно установленному порядку, если процедура ОРВ проводится в отношении таких проектов актов, то органу-разработчику достаточно было разместить его для публичных консультаций (обсуждений) на федеральном портале regulation.gov.ru и каждое заинтересованное лицо могло оставить отзыв (замечания, предложения) или комментарии к нему.

При этом в общем объеме принимаемых решений субъекты РФ не всегда могли отследить инициативу, которая потенциально может повлечь избыточную финансовую нагрузку на регионы или повлиять на их развитие.

В текущем году Минэкономразвития России изменило подходы к рассмотрению такого рода проектов актов. По новым правилам, если инициатива касается регионов, разработчик должен указать это при размещении документа на портале regulation.gov.ru. На сайте предусмотрена специальная индикация «Затрагивает вопросы регионов». Кроме того, федеральное министерство проводит ежедневный мониторинг всех размещённых на ОРВ проектов актов и информирует субъекты о публикации инициатив, которые могут привести к избыточной нагрузке. Для этого предусмотрена новая система взаимодействия с регионами, несколько каналов коммуникации, в том числе в мессенджерах.

Изучив проект акта совместно с заинтересованными органами власти и выработав консолидированную позицию, Минэкономразвития РД, осуществляющее взаимодействие по данному направлению с Минэкономразвития России, размещает её на портале regulation.gov.ru, которая учитывается Минэкономразвития России в заключении об ОРВ проекта акта.

Новый подход к ОРВ позволит своевременно выявлять инициативы, которые приводят к избыточной нагрузке на регионы, а также упростит порядок направления регионами своих позиций по поводу проектов актов.

С начала года Минэкономразвития России направлена информация по 10 проектам актов, на 5 из которых дана соответствующая оценка, по остальным – идёт обсуждение.

Например, при обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» региональным ведомством сделан вывод о том, что в связи с недостаточностью предусмотренных бюджетных ассигнований для государственной поддержки отдельных мероприятий госпрограммы, в случае принятия законопроекта необходимо предусмотреть на эти цели дополнительные бюджетные средства. Согласно произведенным расчетам ориентировочные расходы на ликвидацию последствий в сельскохозяйственном производстве республики опасных природных явлений возможны в размере 77,4 млн руб.

– Каковы перспективы и задачи развития институтов ОРВ?

– При формировании рейтинга субъектов Российской Федерации поставлен акцент на оценку качества практического применения инструментов института ОРВ. Снижению регуляторной нагрузки на бизнес способствует созданный механизм по анализу правового регулирования, прогнозированию последствий, учёту мнения бизнеса.

Исходя из требований к качеству проведения процедур ОРВ и определяются основные направления развития института в Республике Дагестан. Это использование количественных методов в процессе проведения процедур ОРВ; повышение результативности процедуры ОРВ, улучшение обратной связи с бизнесом; системное проведение экспертизы нормативных правовых актов; повышение компетенций участников публичных консультаций; участие общественных советов в подготовке предложений по проектам актов и рекомендаций по взаимодействию с институтами гражданского общества; информационная активность в сфере ОРВ.

В связи с этим основное внимание органов исполнительной власти РД и органов местного самоуправления муниципальных образований, для которых проведение процедур ОРВ является обязательным, должно быть обращено на эти направления развития.

Новости раздела