"

Представители дагестанской диаспоры возложили цветы к памятникам Амет-Хану Султану и Наби Аминтаеву в Москве

Фото:
3247
3 минуты
На Новодевичьем кладбище в Москве по уже сложившейся многолетней традиции собрались представители дагестанской диаспоры для возложения цветов к памятникам Дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану и многократному чемпиону мира, испытателю парашютных систем, гвардии подполковнику Наби Аминтаеву, сообщили РИА «Дагестан» в Постпредстве РД при Президенте России.

На кладбище собралось несколько десятков представителей дагестанской общественности – люди самых разных возрастов, начиная от малолетних детей и заканчивая убеленными сединами ветеранами. Они принесли с собой множество цветов.

Координаторами акции были заместитель постоянного представителя Республики Дагестан при Президенте РФ Хаджимурат Кажлаев и президент Московского центра культуры «Дагестан» Арсен Гусейнов.

Сначала все собравшиеся двинулись к могиле Наби Аминтаева. После возложения цветов митинг открыл Арсен Гусейнов. Он напомнил собравшимся, что Аминтаев совершил 1646 прыжков, что на 1945 год считалось мировым рекордом, и стал одним из первых дагестанцев, награжденных Орденом Ленина.

По словам капитана первого ранга, профессора Усман-Гаджи Алиева, испытатель парашютных систем первый в мире прыгнул с парашютом из стратосферы, но кислородная маска не сработала и он погиб.

«У Расула Гамзатова есть стихотворение «Клятва сыновей», – продолжил Алиев, – В нем говорится: верность вашему воинству, вашему мужеству мы храним. Надо хранить эту верность, беречь эту верность и ценить их подвиги, помнить о них. И помнить не только Наби Аминтаева и Амет-Хана Султана, но и всех тех, кто отдал свои жизни ради нашей свободы».

Затем процессия двинулась к памятнику на могиле участника войны, заслуженного летчика-испытателя, Дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Арсен Гусейнов рассказал о том, что дагестанский пилот за время войны самостоятельно сбил 30 вражеских самолетов и 19 самолетов в составе группы, совершил один таран, уничтожил множество техники в процессе бомбардировок. После войны он работал летчиком-испытателем, успев «облетать» около ста летательных аппаратов.

Сестра героя Алла Асманова рассказала, что ее брат, дагестанец по отцу и крымский татарин по матери, очень переживал депортацию крымско-татарского народа. Он пытался им помочь, как мог, вплоть до личного обращения к Иосифу Сталину. Это не осталось безнаказанным. Не помогло даже героическое военное прошлое летчика. После обращения к «отцу народов» в 1947 году его на два года лишили всех орденов и отстранили от работы. Потом, правда, все вернули и опять допустили до испытательных полетов.

У обеих могил была прочитана молитва. Детей пропускали в первые ряды, чтобы они первыми могли положить цветы к подножию памятников героям их народа. Капитан первого ранга, профессор Усман-Гаджи Алиев по этому поводу заметил, что на днях он пришел выступать в одну из московских школ, где выяснилось, что ни один ученик не знает ни одного героя войны. «Это наша вина, вина нашего поколения. Спасибо, что хоть здесь собрались молодые ребята и девушки, которые помнят, кто защищал нашу страну», – сказал профессор.

А Арсен Гусейнов вновь выделил роль Республики Дагестан в войне, в которой были сформированы две армии, несколько стрелковых дивизий, кавалерийские эскадроны, экипажи бронепоездов.

Даже после окончания официальной части представители дагестанской общественности не спешили покидать Новодевичье кладбище. Ветераны, молодежь, дети еще долго стояли возле могил и общались между собой.

Новости раздела