"

Общественная палата Дагестана провела слушания по вопросам противодействия участию молодежи в вооруженных конфликтах в Сирии

Фото:
1676
8 минут
Общественные слушания по теме «О мерах по противодействию участию дагестанской молодежи в вооруженных конфликтах в Сирийской Арабской Республике» прошли сегодня в региональной Общественной палате.

В ходе обсуждения отмечено, что органами государственной власти, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества проводится большая работа по недопущению участия дагестанской молодежи в вооруженных конфликтах, разъяснению трагических последствий следования идеологии религиозного экстремизма и терроризма. В республике осуществляется соответствующая целевая программа, проводится разъяснительная работа в различных молодежных аудиториях. Активно включены в этот процесс также представители духовенства, имамы мечетей, другие влиятельные люди с активной гражданской позицией. Несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация с участием сотен дагестанцев, и в первую очередь из числа молодых людей, в конфликте в Сирии остается крайне тревожной, что говорит о недостаточности и неэффективности принимаемых действий.

Участники слушаний считают совершенно недопустимым использование в печатных и электронных СМИ термина «Исламское государство» без сопровождения данного термина разъяснением грязной и опасной сути, спекулирующей на чувствах и мировоззрениях многомиллионной мусульманской уммы в разных частях земного шара. Считая термин «Исламское государство» не только не корректным, но и претендующим на некую легитимность, СМИ республики необходимо использовать другой термин – ДАИШ.

«Мы должны говорить в целом о нашем отношении к тому, что происходит вокруг нас, в мире, который мы называем террористическим, и каким образом на эти события реагируют в тех или иных странах те или иные слои населения, СМИ. Какую лексику применяют, когда обсуждают эти события. Это очень важно, хотя мы порой не придаем этому значение. Можно сказать, не обращаем внимания на то, как люди высказываются по этому поводу. К примеру, два дня назад по Первому каналу в передаче «Точка» ее ведущий Максим Шевченко сделал заявление такого характера: «Вчера был нанесен удар по боевикам и подразделениям “Исламского государства”… Напоминаем, что это организация, запрещенная в нашей стране». Невероятно слышать это от человека, который позиционирует себя как борец за благополучие и стабильность в нашей стране. Непонятно, как относиться к этому. Сказать, что он невежда, нельзя. Сказать, что это преднамеренное заявление – вообще невероятно. Между тем, сразу возникает ассоциация: когда, к примеру, говорится об Аль-Каиде или Аль-Нусре, не говорится, что они запрещены в нашей стране, а говорится о том, что это террористическая организация. Так вот, так называемое «Исламское государство» – тоже террористическая организация. Понятно было бы, если бы сказали: «Террористическая организация, называемая “Исламское государство”», которого вообще не существует в исламском мире, нет такого государства. Так должен говорить журналист, потому что он не для себя говорит, а чтобы создать противодействующее терроризму общественное мнение. А получается наоборот. Это типичные заявления для абсолютно всех федеральных СМИ», – заявил председатель Общественной палаты Республики Дагестан Гамзат Гамзатов.

О роли исламского образования в идеологическом противостоянии идеям радикализма говорил первый заместитель муфтия Дагестана, член комиссии Общественной палаты республики по развитию межнационального и межконфессионального согласия Магомедрасул Саадуев. Причинами тенденции распространения радикализма, экстремизма среди молодежи Дагестана он назвал внутреннюю и внешнюю.

«Внешняя причина как бы пользуется внутренней. Основная причина появления симпатии к радикальным идеям у молодых людей – это скудное представление о религии Ислам, невежество, которое распространено во многих странах мусульманского мира. Под идеологию религиозного экстремизма и терроризма в основном подпадает молодежь, которая выросла на симпатиях к западной модели общества. Она предпочла выезжать на обучение в Америку и Англию, нежели получать религиозное образование на родине. Склонная к радикализму молодежь в основном не была воспитана на идеалах ислама с раннего детства, она не была ориентирована в своей религии. Обычно из светских семей молодые люди подпадают под эту пропаганду. Очень малый процент составляет категория молодых людей, с раннего детства получивших какое-то религиозное образование в семьях. Они получили какую-то защиту от сектантства.

Кроме того, упадок практики ислама произошел в советский период, за 70 лет людей, знающий об исламе, осталось малое количество. Образовавшийся вакуум понятен для нас. Не было ни образования, ни пропаганды ислама. В арабском мире хоть и не было запрета, насаждаемая западом культура, новые идеалы для молодежи послужили толчком от корней своей религии. Это внутренние причины. Внешняя причина – это мировое политическое закулисье, которое расходует огромные средства для развития идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Это удобный инструмент манипуляции политики Ближнего Востока, арабского мира, всего мира», – заявил Саадуев.

Главным способом защиты подрастающего поколения Саадуев назвал вооружение их знаниями своей религии. «Дагестанец рано или поздно обратится в свою религию, и надо его вовремя направить в правильное русло, начиная с образовательных учреждений. Мы противостоим псевдоидеологии, и самое действенное орудие – это истинная наука, распространение этих знаний. Учитывая это, муфтият республики делает акцент на поддержке образования. В Дагестане открыты центры высшего исламского образования на базе Дагестанского исламского университета, чтобы получать ученые степени богословов, не выезжая за пределы республики. Для этого мы заключили соглашения с ведущими учеными, докторами мусульманского богословского мира. Власть и духовенство должны делать упор на развитие исламской науки внутри Дагестана. Можно заимствовать потенциал, интеллект, привлекая сюда ученых из-за рубежа. Это важное направление», – считает Саадуев.

Первый заместитель министра печати и информации Дагестана Зубайру Зубайруев, говоря о работе СМИ по формированию нетерпимости к идеологии экстремизма и терроризма, заявил, что, пока не будет выстроенной структуры и соответствующего финансирования, эти проблемы мы будем решать долго.

«По нашей практике, те методологии, технологии, предлагаемые нам центром, не адаптированы. Без учета местных особенностей, мнений наших экспертов, религиозных лидеров эти проекты будут неэффективны. О какой туристической, инвестиционной привлекательности, развитии промышленности, АПК и других сфер нашей жизни может идти речь, пока мы не решим проблемы экстремизма и терроризма. Проблемы экстремизма и терроризма можно разделить на три части: работа с теми, кто встал на открытый путь вооруженного сопротивления, вторая часть этого явления – это пособники. Это работа правоохранительных органов. Но третий срез – это общественное мнение. Работа по формированию общественного неприятия этого явления – это наша работа. Министерство печати и информации Дагестана здесь оператор и разработчик программы противодействия, но не может быть работа по решению проблемы номер один в республике работой только одного ведомства. Это работа и задача всего общества. Вовлеченность общества, политических партий, общественных организаций, муниципалитетов пока недостаточная.

Исторический опыт показывает, что никакие правоохранительные органы, какими бы профессиональными они ни были, без поддержки общества не справятся. Именно общество должно поставить запрет не только на действия, но и на идеологию. Это все начинается с общественного мнения. Задача СМИ – наладить постоянно действующий диалог на всех уровнях общества. Что делать с людьми, которые встали на этот путь, – это одна задача. Что делать, чтобы люди не встали на этот путь, – это другая задача. Мы должны донести до каждого, что никакого исламского экстремизма и терроризма не существует. Это антиисламские явления, учиненные, инициированные, финансируемые врагами ислама. Нет ни одной вразумительной силы в мире, которая открыто пойдет против ислама, потому что это бесполезно. Поэтому они пошли по такому пути», – сказал Зубайруев.

ДАИШ, по его словам, – это гениальный медийный проект по дискредитации ислама: «Они нам вложили в уста слова «Исламское государство», никакого ислама и государства там нет. Работают люди, которые изучали ислам, реконструировали предзнаменования. Это проект по сбору всех пассионарных молодых ребят, готовых отдать жить за ислам, на одной территории и их уничтожению. Мы должны быть осторожны».

Замминистра также рассказал о проведенной в ноябре в Махачкале Всероссийской конференции на тему «ИГИЛ. Информационно-психологическое противодействие терроризму на Северном Кавказе», выработанных методических рекомендациях, которые будут разосланы СМИ, в том числе федеральным.

«ДАИШ мне напоминает события в России в 1917 году и в Германии в 30-х годах. И там, и там ставится вопрос о строительстве идеального государства, но методы одни и те же. Такими методами исламское государство не строится. Наша молодежь должна найти применение своим силам и энергии, чтобы они не чувствовали себя ненужными государству. Вторая задача – люди искренне верят, что мусульманин может быть мусульманином только в чисто мусульманском государстве. Им навязали дилемму, что ты или настоящий мусульманин, или сотрудничаешь с государством. Ребята от этой дилеммы не могут уйти», – продолжил Зубайруев.

Замминистра также призвал держать свою самоидентификацию, обычаи и порядки в память о своих предках. «Это наш ответ всем проблемам. Потому что у меня такое ощущение, что нам незаметно подсунули не исламизацию, а арабизацию. Это культурная, экономическая, какая угодно экспансия ряда арабских стран. Дагестан всегда был единой общностью разных народов, которая держалась на договоре наций и договоре религий. У нас не было межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Это заслуга наших предков, которые уделяли внимание этим институтам. Второй столп, на котором держится Дагестан, – уважение молодых к старшим. Его давно и усердно подпиливают. Чтобы завоевать страну, надо воспитать ее детей, что и происходит на наших глазах», – подчеркнул он.

Выступающие также говорили о необходимости действенного контроля за сайтами, пропагандирующими религиозную, расовую нетерпимость и насилие, оперативную блокировку таких сайтов соответствующими структурами. Многократно возрастает роль некоммерческих организаций Дагестана как носителей идей просвещения, гражданственности, нетерпимости. ДАИШ является серьезной угрозой миру и стабильности не только в регионе, но и в стране в целом, общественные организации республики должны координировать свои действия, выработать единую тактику и стратегию в борьбе с этим злом.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела