"

Рамазан Абдулатипов и Сергей Левин обсудили вопросы организации «зеленого коридора» между Россией и Ираном

Фото:
3637
6 минут
Накануне, 14 апреля, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский посетили Махачкалинский морской торговый порт, где ознакомились с его мощностями, сообщили РИА «Дагестан» в Управлении пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД.

Затем состоялось обсуждение вопросов организации «зеленого коридора» между Россией и Ираном по перевалке сельскохозяйственной продукции через ММТП.

В совещании также приняли участие председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов, члены кабинета министров, представители дагестанской таможни, Россельхознадзора, руководство порта. Иранскую сторону представили председатель инвестиционной компании «Хамрахиян» Сейехамид Хамрахиян, его заместитель Хосро Икрамиостевар, торговый советник компании Бахман Сахеби.

Рамазан Абдулатипов напомнил, что поручение о создании «зеленого коридора» было дано заместителем председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым, после чего российская делегация посетила Иран; в настоящее время работа по претворению проекта в жизнь продолжается на территории Дагестана.

Заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин, в свою очередь, отметил, что сегодняшняя встреча организована в рамках исполнения достигнутых договоренностей и подписанных меморандумов в рамках упомянутого визита.

«Зеленый коридор» – это специальный комплекс правительственных решений, который позволяет досматривать и оформлять сельскохозяйственные грузы двух стран в упрощенном порядке. Товарооборот между Россией и Ираном сегодня составляет 700-800 млн долларов США. Россия поставляет в Иран зерно, строительные материалы (лес, металл), в то время как иранская сторона экспортирует свежие фрукты и овощи. Ввиду принятия ограничительных мер и санкций со стороны ряда государств нам необходимо активнее наладить работу с иранскими коллегами. И здесь Махачкала и ее торговый порт должны стать ключевыми точками», – подчеркнул Сергей Левин.

Кроме того, он пояснил, что после принятия Правительством РФ санкций по ввозу сельхозпродукции из Турецкой Республики Минсельхоз страны активно работает над замещением этой продукции, в первую очередь, товарами из Ирана. Именно с этим, в первую очередь, связано поручение о создании «зеленого коридора».

«Мы приехали в Дагестан для того, чтобы на месте проработать практические вопросы организации «зеленого коридора». Мы должны понять возможности Махачкалинского морского порта для выполнения этой задачи», – сказал замминистра сельского хозяйства России.

Он также проинформировал присутствующих о том, что на прошлой неделе председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому создаются юридические основания для этой работы. Премьер-министр поручил Правительству, Федеральной таможенной службе и Минфину РФ провести переговоры и заключить протокол между Таможенной службой России и таможенной Администрацией Ирана с целью создания указанного «зеленого коридора».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский высказался о необходимости транспортирования в республику (по разработанным маршрутам) качественной продукции.

«Продукция должна быть доступной, поскольку мы не можем допустить такого, чтобы ее цена была завышенной для конечного потребителя», – подчеркнул он.

Генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Ахмед Гаджиев проинформировал о том, что в рамках товарооборота между Россией и Ираном только в прошлом году в соседнее государство было отгружено более 300 тыс. тонн зерна. Также зафиксирован рост импорта строительных материалов; в частности, в республику за последние три года завезено около 1 млн тонн иранского цемента.

«Конечно, те объемы, которые сегодня имеются, недостаточны, и мы ожидаем значительного роста перевалки грузов. Мы уже готовы возобновить паромное сообщение, подготовили оборудование для приемки до 200 рефрижераторных контейнеров в месяц», – сообщил гендиректор.

По его словам, в порту ведется строительство нового пункта пропуска, который планируется ввести в строй в конце года; его общая площадь составит 27 тыс. кв. м.

Как было отмечено, реализация данного проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы. Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет.

«Порт располагает 3,5 тыс. квадратных метров закрытых складских помещений, которые можно использовать под любые грузы. Помимо прочего, наш порт оснащен железнодорожным паромным причалом, чего нет в портах Ирана. Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту и махачкалинском транспортном узле предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка.

Повторюсь, порт является универсальным и может перерабатывать любые виды грузов как из Махачкалы в Иран, так и из Ирана в Махачкалу», – констатировал Ахмед Гаджиев.

Со своей стороны, представители территориальных управлений федеральных структур доложили о степени взаимодействия с иранскими коллегами и готовности к увеличению товарооборота между странами.

Так, по словам и.о. первого заместителя начальника дагестанской таможни Рейны Балаголановой, 80% продукции, поступающей через дагестанский участок границы, составляют товары из Ирана. «Зеленый коридор» нацелен на то, чтобы ускорить и упростить оформление поступающих грузов. Однако есть некоторые проблемы с сопроводительными документами на прибывающие товарные партии, которые связаны с неполнотой информации о грузах. Были также выявлены некоторые факты несоответствия ввозимой сельхозпродукции и данных в сопроводительных документах», – сообщила она.

Врио руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керим Керимов сообщил о том, что ведомством налажено тесное взаимодействие с фитосанитарным надзорным органом Исламской Республики Иран; при этом проблем с оформлением и досмотром грузов у инспекторов не возникает.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Левин отметил, что предстоит сделать еще много для того, чтобы проект «зеленый коридор» заработал. «Товарооборот между Россией и Ираном будет нарастать, и есть несколько портов в Иране и ряд портов в России, которые могут обрабатывать этот растущий поток. Поэтому есть прямое предложение, в первую очередь к Махачкалинскому морскому порту, –   надо занять более активную позицию, установить плотные взаимоотношения с портами в Иране и проработать вопрос налаживания скоростного паромного сообщения между Дагестаном и Ираном», – указал замминистра сельского хозяйства России. Вместе с тем он заверил собравшихся во всемерной поддержке данного проекта, в том числе на федеральном уровне.

Сергей Левин особо остановился на уникальных возможностях, которые имеет Махачкалинский торговый порт. «У порта огромные возможности, и работа должна быть проведена в кратчайшие сроки. Тем более я вижу беспрецедентную, огромную поддержку со стороны руководства республики.

Сегодня российский экспортный объем зерна составляет 2 млн 300 тысяч тонн зерна в год. На Дагестан приходится менее 15%, этого объема. Иран – основной покупатель зерна, позже мы планируем наладить активные поставки в эту страну и российского мяса. Создавайте надлежащие условия для экспортеров и транспортных компаний, а мы поможем вам на правительственном уровне», – заявил замминистра.

Отметив, что Махачкалинской морской торговый порт пока еще не работает эффективно, Рамазан Абдулатипов указал: «Надо сделать все для обеспечения привлекательности порта для перевалки всех грузов в иранском направлении». Руководитель республики также поручил заинтересованным структурам четко расписать все этапы работы по реализации проекта «Зеленый коридор».

Новости раздела