"

Мурад Далгатов: «Изменения в Законе о контрактной системе могут упростить процедуру государственных закупок»

Фото:
4105
6 минут

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А на прошлой неделе вступил в силу закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере госзакупок. Президент страны подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”». О том, какие изменения произошли в законодательстве в сфере закупок, рассказал в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» председатель Комитета по государственным закупкам РД Мурад Далгатов.

– Мурад Далгатович, расскажите, пожалуйста, изменилось ли что-либо в закупках кардинально? Как Вы оцениваете изменения?

– Да, в Закон внесены существенные поправки. К примеру, в нем есть норма о том, что заказчики обязаны закупать у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Обновленным законом предусмотрено сокращение расчетов по контрактам до 30 дней. Так, в контрактах, заключаемых с представителями малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, должно содержаться обязательное условие об оплате в срок не более тридцати дней с момента приемки заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Данные изменения, по сути, означают, что малые предприятия получили еще одну преференцию в рамках контрактной системы. Серьезным препятствием для участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках являлись длительные сроки расчетов заказчиков по контрактам. Полагаю, что данные изменения могут устранить данное препятствие и повысить финансовую дисциплину заказчиков.

– Наверное, не будет преувеличением сказать, что долгожданной для заказчиков была поправка, предусматривающая упрощение процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков с небольшим годовым объемом закупок (2-3 млн рублей)…

– Действительно, до внесения изменений в Закон объем закупок, которые могли осуществить такие заказчики на сумму до 100 тысяч рублей с учетом ограничения (5%), составлял 100-150тысяч рублей. В связи с этим основной объем закупок заказчики должны были осуществлять путем проведения конкурсов и аукционов, что зачастую становилось для них затруднительным.

В настоящее же время предусмотрена возможность осуществления закупок товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, у единственного поставщика в объеме до 2 млн рублей (либо 5% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 50 млн рублей).

По данным, полученным минэкономразвития России от субъектов Российской Федерации, основная нагрузка на контрольные органы в сфере закупок обусловлена большим количеством обращений заказчиков о согласовании заключения контрактов по результатам несостоявшихся запросов котировок. Средняя цена таких контрактов составляет 150-200 тысяч рублей.

– Насколько известно, изменения в Законе коснулись и в части заключения контракта с единственным поставщиком. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

– Новыми поправками предусмотрена отмена обязательной необходимости согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся. Данные изменения направлены на исключение необоснованных временных издержек для заказчиков, а также для контрольных органов в сфере закупок.

Кроме того, с принятием изменений в Закон о контрактной системе уточнено, что данный закон не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг участковыми, территориальными, окружными избиркомами, избиркомами муниципалитетов во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах. Закупки избирательных комиссий муниципалитетов – административных центров (столиц) регионов не попадают под это исключение из сферы действия закона.

Стоит отметить, что в документе дополнен перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В него включены некоторые контракты с образовательными организациями – федеральными или региональными инновационными площадками, контракты бюджетных учреждений на выдачу банковской гарантии, закупка изделий народных художественных промыслов.

– А как обстоят дела с начальной ценой контракта? В этой части есть какие-либо изменения?

– Да, изменения коснулись и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Закон предусматривает возможность применения проектно-сметного метода при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на текущий ремонт.

– В Законе есть такое понятие, как «совокупный годовой объем закупок». Что это означает?

– В качестве дополнения к Закону законодатель ввел термин «совокупный годовой объем закупок». Под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Учитывая опыт работы Комитета по государственным закупкам, какого эффекта можно ожидать от вступления в силу данных поправок?

– Данные поправки были разработаны с учетом уже сложившейся в России правоприменительной практики на основе предложений минэкономразвития России при участии минфина России, Федеральной антимонопольной службы и Центральной избирательной комиссии России.

Говоря о работе нашего комитета, можно ожидать некоторого уменьшения объема именно конкурентных закупок, поскольку закон фактически расширил и упростил случаи проведения закупок у единственного поставщика. Такие закупки – это сфера самостоятельных полномочий заказчиков. Вместе с тем резко возрос объем разъяснительной и консультативной работы. Контрактная система в стране находится в процессе формирования, и заказчикам бывает не просто перейти на новый лад. В связи с этим приходится особенное внимание уделять правильности оформления заказчиками документации о закупке. С принятием поправок работу Комитета в этом направлении также нужно усилить.

Сам закон о контрактной системе вступил в силу не так давно. Со времени его принятия это уже третьи поправки и изменения в Закон, первые поправки приняты еще до вступления Закона в силу. Возникают ли у государственных заказчиков или у Комитета какие-либо сложности в работе в связи с принятием поправок? Может, с точки зрения эффективности работы было бы лучше сохранять более стабильное правовое регулирование?

– Последние изменения в Закон были продиктованы практикой применения Закона. Новации в значительной степени отвечают практическим требованиям. Вместе с тем, многие республиканские заказчики еще не успели «перестроиться» на обновленный закон. В представленных нам документациях о закупке часто встречаются терминология и требования, уже исключенные из Закона о контрактной системе.

Говоря об изменениях в правовом регулировании государственных закупок, мне хотелось бы отметить, что согласно Постановлению Правительства РД от 27 марта 2014 г. № 133 «Об утверждении Порядка взаимодействия органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, и государственных и иных заказчиков» с 1 июля вступило в силу приложение № 2 к названному Порядку взаимодействия. Продукты питания, а также лекарственные препараты также будут закупаться через Комитет по госзакупкам.

Новости раздела