Среда 07 декабря 2016 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» представлена в Дербенте

08 июня 2015 19:23 Опубликовано в:  Культура Источник :  РИА «Дагестан»
размер шрифта-+
Печать
Выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» из фондов Дагестанского государственного объединенного музея в рамках его проекта «Обменные выставки» представлена в Музее истории мировых культур и религий в Дербенте, сообщила РИА «Дагестан» заместитель директора музея, куратор выставки Джамиля Дагирова.

Это третий показ данной выставки. В 2014 году выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» была представлена в Центре этнической культуры и Дагестанском научном центре РАН в Махачкале.

«В фондах Дагестанского государственного объединенного музея хранится серия графических работ известного советского, российского художника Мая Петровича Митурича. Шестьдесят один лист, на каждом с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов сел Хуштада и Саситли (ныне Цумадинский район Дагестана). Все работы выполнены на плотной бумаге черной тушью, белилами, карандашом и датируются 1951 годом. Судя по фиксирующим надписям на обороте листа – точный размер камня, описание изображенных знаков, место расположения объекта «камень в стене дома…», эта работа производилась в исследовательских целях. К сожалению, нам пока не удалось выяснить, в какой именно экспедиции (археологической или этнографической, московской или по заказу местной научной организации) принимал участие Май Митурич, известный российский книжный график, по личным обстоятельствам оказавшийся в Дагестане летом 1951 года», – рассказывает Дагирова.

Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и «заглушали» друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений, включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана. Основной изобразительный ряд – это прямые ассоциации главных забот и тревог человечества – жизни и смерти, материнства и рождения, пропитания и выживания.

«Большинство петрографических изображений, дошедших до нас в кладках строений, – это странные, неподдающиеся логике современного человека знаки, схемы, конструкции. Их условность и внешняя фрагментарность не оставляют надежды на понимание. Они не «читаются», но одновременно «соблазняют» выучить древний язык.

Это напрямую относится и к представленным в экспозиции выставки композициям. Условно их можно поделить на 3 группы. Первая группа – это 46 листов с изображением камня в стене дома в селе Хуштада, вторая группа – 12 листов с изображением на камнях в стене мечети села Хуштада, третья группа – 3 камня в стене дома в селе Саситли (расположено рядом с селом Хуштада). Все изображения носят сугубо условный схематичный характер, среди которых мы выделяем серию так называемых криптограмм – обведенных в рамку некоего набора знаков и изображений (в основном все они нанесены на камни больших размеров – примерно 100х20 см, установленные в стене мечети села Хуштада).

Основная же масса камней имеет либо незаконченные композиции, либо одиночные изображения знака, модели, медальона. Среди данных работ нет ни одного повторяющегося камня, и потому можно смело сказать, что мы имеем шестьдесят одну картину мира из Хуштада и Саситли. Многовариативно исполнены солярные знаки, круги, кресты, звезда, лабиринты, зигзаги и волны, розетки. Множество зооморфных мотивов – отдельных животных (чаще) и сцен охоты (меньше). Весьма оригинальны антропоморфные мотивы – всадники, человек в движении (возможно, ритуальный танец) и особенно графические абракадабры, как будто бы «играющие» в буквы. Мы пытаемся их разгадать и понять, но пока мы должны их внимательно рассмотреть и запомнить, ведь связь времен никто не отменял», – говорит куратор выставки.

На открытии вернисажа Джамиля Дагирова рассказала о сути проекта и обратилась к сотрудникам музея с просьбой за время работы выставки поработать с петрографикой Митурича – попробовать разгадать, интерпретировать знаки и символы, а по итогам данной работы совместными усилиями двух музеев издать каталог коллекции петрографики М. Митурича.


Всего просмотров: 1

Другие новости:

07.12.2016 10:27:07 Предложения дагестанских ремесленников войдут в Карту стратегического развития производства
06.12.2016 17:10:22 Даггосфилармония проводит XVII Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей
06.12.2016 15:44:10 Три дагестанских ансамбля выступили на гала-концерте «Мы – вместе» в Санкт-Петербурге
05.12.2016 14:32:32 Театр поэзии посвятит 84-летию со дня рождения Фазу Алиевой поэтический вечер
04.12.2016 18:10:58 Реорганизация Театра оперы и балета Дагестана с присоединением к нему симфонического оркестра и Госхора позволила сократить 69 штатных единиц
04.12.2016 15:37:46 В Москве впервые прошла презентация творчества дагестанского поэта и философа Абу-Суфьяна
04.12.2016 14:59:55 Свыше 5 тысяч человек посетили совместный концерт ансамблей «Донбасс» и «Лезгинка»
03.12.2016 15:29:00 Министр культуры РД Зарема Бутаева выступила на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме
02.12.2016 18:49:19 Союз художников Дагестана посвятил 80-летию организации юбилейную выставку
02.12.2016 18:34:19 Ушел из жизни основатель студии циркового искусства в Дагестане Камиль Курбанов
02.12.2016 10:29:29 Дагестанская делегация участвует в работе V Санкт-Петербургского международного культурного форума
01.12.2016 23:51:12 В Махачкале состоялся совместный концерт ансамблей «Лезгинка» и «Донбасс»
01.12.2016 12:00:52 Дагестанцы Санкт-Петербурга провели «Вечер Лезгинки»
01.12.2016 11:49:00 Семинар по организации информационной деятельности ЦТКНР прошел в Доме народного творчества
29.11.2016 18:43:00 Совершенствование музейной деятельности в современных условиях стало темой заседания коллегии Минкультуры Дагестана
29.11.2016 16:44:08 Игорь Олейник: «ДГОМ переживает процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям и аспектам самоопределения»
29.11.2016 14:10:48 При поддержке Главы республики состоится коллективный концерт танцоров Донбасса и Дагестана
29.11.2016 09:09:54 Рамазан Абдулатипов побывал на спектакле «Моя Надежда»
28.11.2016 16:52:48 Вечер памяти табасаранского поэта Пирмагомеда Касимова прошел в Махачкале
28.11.2016 16:06:48 Дагестанский ансамбль «Дружба» получил Гран-при X фестиваля-конкурса «Под одним небом» в Санкт-Петербурге
28.11.2016 14:29:34 Солистка ансамбля «Леваши» стала лауреатом межрегионального конкурса в Астрахани
27.11.2016 10:27:04 Республиканский фестиваль традиционной культуры «Играй, гармонь!» прошел в рамках празднования 150-летия Буйнакска
26.11.2016 10:53:00 Выставка «Удивительный Дагестан» фотографа Мурада Гамидова открылась в Доме Дружбы
25.11.2016 12:08:00 Эстафета памяти народной поэтессы Фазу Алиевой запущена в Дагестане
24.11.2016 15:08:21 Ансамбль нагаристов из Махачкалы стал лауреатом престижного фестиваля-конкурса «Многоликая Россия»
23.11.2016 12:42:25 Ансамбль песни и танца «Дагестан» выступит на праздновании 45-го Национального дня ОАЭ
22.11.2016 18:53:20 Выставку ювелирных изделий трех поколений мастеров из рода Гимбатовых представили в Махачкале
22.11.2016 13:28:50 Очередной праздник кавказской культуры в Москве посвятят вкладу народов Кавказа в советский и российский кинематограф
21.11.2016 18:44:30 Фестиваль русской народной сказки прошел в Махачкале
21.11.2016 18:32:09 Семинар по работе ЦТКНР прошел в Махачкале

РИА видео

Дагестан туристический

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск