"

Международный фестиваль «Поэзия народного костюма» прошел в Махачкале

Фото:
5251
4 минуты
Сегодня в Махачкале, в большом зале Русского драматического театра, в рамках шестого Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы» прошел праздник «Поэзия народного костюма».

На празднике были представлены как аутентичные народные костюмы, так и восстановленные или в сценическом варианте. Этим была подчеркнута важность сохранения и пропаганды культурного наследия Дагестана, в том числе в области национального костюма.
В программу фестиваля, помимо показа национальных костюмов, были включены выступления фольклорных коллективов, которые исполнили народные песни и танцы, продемонстрировали старинные обряды своего народа.

Праздник «Поэзия народного костюма» – один из главных художественно-творческих проектов Республиканского Дома народного творчества министерства культуры РД в области сохранения этнокостюма народов Дагестана.

По словам организаторов праздника, целью праздника является не только выявление подлинных, раритетных, старинных традиционных национальных костюмов, но и стимулирование интереса дизайнеров, художников, искусствоведов и научных сотрудников к изучению, сохранению и развитию культурных традиций национального костюма народов.

«В Дагестане проживает более 100 народностей, и так исторически сложилось, что каждая народность имеет свой неповторимый национальный наряд. Показ народного костюма его элементов и традиций, о которых эти костюмы рассказывают, – вот главная цель праздника. Сегодня организаторы фестиваля пригласили зрителей окунуться в мир уникальных национальных костюмов, которые с давних времен создавались руками искусных мастериц по самым разным торжественным поводам», – говорят организаторы праздника.

Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живет человек.

На празднике русский народный костюм сегодня представил хор казачьей песни Тарумовского района.

«Основой женского костюма была длинная рубаха, – рассказывает директор оптового магазина женской одежды www.optomoda.ru . – Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи – горничные. Горничные рубахи шили из яркой шелковой ткани, часто красного цвета.
Знатные женщины любили носить шубки. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами».

Свои костюмы представили народы многонационального Дагестана. Демонстрация каждого костюма каждого коллектива сопровождалась танцами и песнями.
Костюм аварок Гунибского, Гергебильского, Унцукульского районов был очень простым в крое. Характерен обилием массивных серебряных украшений и дополнениями в виде чохто, яркого платка, обуви с красочным орнаментом. Костюм хунзахских аварок был более легким и изящным, хотя и они носили широкие, не облегающие фигуру платья. Оригинальным был головной убор: высокое чохто в виде полумесяца, которое закрывалось широким белым покрывалом. Женщины носили войлочные или сафьяновые сапожки: черные на каждый день и красные на свадьбы и праздники.

Бежтинки также носили одежду из темных тканей. Пояса-кушаки бежтинки – желтые или оранжевые. Шерстяная обувь была низкой, а концы носков резко загнуты вверх. Голова покрывалась чохто – наволосником и черным квадратным платком.

Национальный азербайджанский костюм представляли гости из Азербайджана, которые исполнил народный танец. Женская одежда состояла из нижней длинной рубахи и верхнего распашного платья. На голове носили повязку-чутгу и платок. Обувью служили шерстяные носки, чувяки. Мужская одежда состояла из туникообразной рубахи и штанов. Поверх рубахи носили бешмет или черкеску, на голове овчинную папаху и суконный башлык, на ноги надевали чарыки, сапоги, галоши.

Кумычки Буйнакского, Карабудахкентского, Кумторкалинского и Хасавюртовского районов представили сегодня на празднике свой традиционный наряд – рубаху-тунику, широкие штаны или платье-бузма. Головной убор кумычек был традиционным: чохто и платок из шелка, шерсти или кисеи. Кроме таких платков, кумычки часто носили тастары - легкие кружевные платки.

Коллектив из Франции «Le sommet de alençon» («Вершина Алансоне») представил старинный французский костюм конца 19 – начала 20 века.
В своем мини-спектакле они повествуют о жизненном укладе французов того времени. В основном это были крестьяне, которые шили одежду из домотканого материала – холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для праздничной одежды и белья, грубый – для повседневной. Верхнюю одежду шили из сукна. Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками, просторной кофты с длинными рукавами, свободно спадающей на юбку. На плечи набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди. Обязательной принадлежностью праздничного костюма был корсаж.

Французы признаются, что сегодня им очень приятно видеть и неповторимые дагестанские народные костюмы, а такие праздники помогут еще больше скрепить дружеские связи.

Финалом большого и яркого праздника стал танец «Дружба народов Кавказа» в исполнении ансамбля «Эхо гор» города Хасавюрта.

Новости раздела