"

Руслан Магомедов: «Развитие торговли – одно из базовых условий в решении задач социально-экономического развития Дагестана»

Фото:
1813
7 минут
Сегодня, 22 июля, работники торговли отмечают свой профессиональный праздник.  Для Республики Дагестан сфера торговли является важным сектором экономики. Состояние и эффективность функционирования этой отрасли непосредственно влияют на уровень жизни населения.

О том, что на сегодняшний день представляет собой сфера торговли в Дагестане и каковы перспективы ее развития, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал глава регионального министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Руслан Магомедов.

– Известно, что полномочия в сфере торговли передали Минимущества Дагестана в мае текущего года.  В этой связи какие задачи поставлены перед министерством?

– В связи с тем, что нашему ведомству были переданы функции в сфере торговли, перед министерством поставлен круг задач, в частности, по  актуализации действующего республиканского законодательства. Так, министерством разработан проект Закона Республики Дагестан «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Республики Дагестан, и органами государственной власти Республики Дагестан». В рамках проекта закона предусмотрена в том числе передача полномочий по выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории республики. Кроме того, предусмотрено проведение контроля за соблюдением законодательства в области организации рынка, за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на рынках от органов местного самоуправления регионального министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли. Кроме того, планируется внести изменения в законодательство, затрагивающее проведение ярмарок на территории республики, в части установления конкретных сроков проведения ярмарочных мероприятий.

Среди других задач – формирование плана по обеспечению соответствия законодательству деятельности всех розничных рынков на территории Дагестана, с учетом предложений членов комиссии по анализу деятельности розничных рынков и развития торговли республики. Кроме того, в задачи входит и проведение мониторинга цен на перечень социально значимых продовольственных товаров, который определен Минпромторгом России.

Министерство ответственно и за проведение анализа фактической обеспеченности населения республики площадью торговых объектов в разрезе муниципальных образований и сельских поселений в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением регионального Правительства. Также задачами министерства являются  разработка прогноза емкости рынка по Дагестану и продвижение продукции республиканских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.          

– Руслан Газимагомедович, расскажите, что сегодня в целом характеризует сферу торговли в Дагестане.

– Республика Дагестан характеризуется развитой многоформатной торговлей – это, в частности, оптово-розничные рынки, ярмарки, нестационарные торговые объекты, магазины «шаговой доступности», сетевые магазины. В розничных магазинах активно внедряются и применяются современные технологии и методы стимулирования продажи товаров в виде выпуска дисконтных карт, продажи товаров со скидкой, продажи товаров по сниженным ценам.

В Дагестане на сегодняшний день функционирует более 6 тыс. 300  организаций розничной торговли, в том числе 36 оптово-розничных рынков. Среди них: в городе Хасавюрте - 12 рынков, Махачкале – 11,  Дербенте – 4, Избербаше – 1,  Каспийске – 1,  Кизилюрте – 1, Кизляре – 2,  Буйнакске – 2, Дербентском районе – 1, Гергебильском районе – 1. Среди основных направлений деятельности в сфере торговли – стационарная и нестационарная торговля; разностная и развозная торговля; интернет-торговля; ярмарки; оптово-розничные рынки; услуги.

На мой взгляд, развитие сферы торговли в Дагестане является одним из базовых условий комплексного решения задач экономического и социального развития. Под этим, прежде всего, подразумевается дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка республики, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форматов торговли, создание эффективной товаропроводящей системы и, в конечном счете, максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных товарах.

Отмечу, что сфера торговли в республике имеет большой потенциал развития. Об этом свидетельствуют открывающиеся новые торговые центры, удобные магазины «шаговой доступности», фирменные предприятия торговли и отделы местных товаропроизводителей, современные предприятия общественного питания. Сегодня потребительский рынок является своего рода индикатором позитивных или негативных изменений, происходящих в экономике, так как основная масса денежных расходов населения приходится именно на долю потребительских расходов.

Напомню, что в республике создана Комиссия по анализу деятельности розничных рынков и развития торговли Республики Дагестан для координации деятельности органов исполнительной власти области и федеральных органов исполнительной власти по вопросам потребительского рынка, которой предусмотрен ежеквартальный формат работы. В рамках деятельности Комиссии министерством проводится системная работа с контрольно-надзорными органами, муниципальными образованиями и управляющими рынками компаниями.

– Какие товары  являются основой экспорта республики?

– Для начала отмечу, в первом квартале 2017 года внешнеторговый оборот участников ВЭД Республики Дагестан составил 3,1 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода 2016 года на 23,34%.

В основе экспорта республики лежат продовольственные товары и сырье, составляющие 31,45 % в структуре экспортируемых товаров. Основу импорта региона также составляют продовольственные товары и сырье (75,97% импорта).

Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте продукции Республики Дагестан были из стран дальнего зарубежья (в процентах от стоимости экспорта республики): Иран (11,24%), Турция (9,30%), Индия (3,28%) и Грузия (2,25%), а из стран СНГ: Азербайджан (47,36%), Казахстан (10,74%) и Украина (4,83%).

В целом 44,90% стоимостных объемов импорта обеспечены ввозом продукции из Ирана, 8,57 % – из Азербайджана, 8,41% – из Китая, 7,48 % – из Чешской Республики. Иран и Азербайджан являются основными поставщиками плодоовощной продукции, Китай являлся поставщиком мебели, различного оборудования, а также товаров народного потребления.

– А как обстоят дела с нестационарной торговлей? Какие механизмы нужно использовать для ее развития?

– Нестационарная торговля осуществляется посредством проведения ярмарок и размещением киосков, лотков и других сборно-разборных конструкций. В настоящее время в муниципальных образованиях республики разработаны схемы размещения объектов многоформатной торговли, расположенных на территории муниципалитета, а также положение о порядке размещения и функционирования нестационарных и мобильных объектов торговли. Их основной целью является создание цивилизованного рынка сбыта продукции для всех производителей всех форм собственности  и упорядочения деятельности нестационарных и мобильных объектов торговли.

Кроме того, в муниципальных образованиях систематически проводятся ярмарки выходного дня.

По моему мнению, для дальнейшего развития нестационарной торговли в республике необходимо проведение ярмарок, а также размещение на официальных сайтах муниципальных образований схем размещения объектов многоформатной торговли, расположенных на территории муниципального образования. Помимо этого, муниципальные образования должны соблюдать нормативы соблюдать минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства республики  №12.

– Какие, на Ваш взгляд, сегодня существуют  условия для организации бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли? Что посоветуете начинающему предпринимателю?

– В первую очередь, чтобы заниматься бизнесом, необходимо соблюдать требования российского законодательства, затрагивающие оптовую и розничную торговлю. Предпринимательская деятельность может существовать и развиваться при наличии определенных объективных и субъективных условий. К объективным условиям успешного предпринимательства относится, во-первых, благоприятная правовая среда, то есть  наличие государственных юридических законов, разрешающих и поощряющих предпринимательство.

Во-вторых, нужна и благоприятная экономическая среда, которая выражается набором необходимых условий экономического характера: частная или коллективная собственность на капитал, продукт и доход; свобода выбора деятельности в пределах законодательства страны; свобода в назначении цен, свобода выбора места использования рабочей силы; конкуренция. В-третьих, благоприятная социальная среда – это благожелательное или хотя бы терпимое отношение всего населения к предпринимательству и к предпринимателям.

Все сказанное относится к объективным условиям развития предпринимательства, то есть таким, которые не зависят непосредственно от самих предпринимателей, а диктуются общественно-экономическими условиями страны.

Наряду с объективными условиями большое значение для успешного предпринимательства имеет и субъективный фактор. Субъективный фактор означает внутреннюю готовность субъекта к предпринимательству и определяется природными способностями и накопленными знаниями субъекта. Субъективный фактор включает в себя три составляющих момента: желать что-то делать для получения дохода, знать, как делать и уметь делать.

Каждый человек, который решил начать заниматься предпринимательской деятельностью, должен, в первую очередь, отчетливо представлять себе, что для построения успешного бизнеса потребуются вложения. Причем вложения не только финансовые. Помимо денежных средств, инвестировать в начало бизнеса придется умственные способности, немалое количество времени и энергии, приобретенные умения и навыки, творческий потенциал. Немалую роль для успешного старта нового дела играет наличие у начинающего предпринимателя определенных связей и знакомств среди уже состоявшихся бизнесменов, грамотных юристов, квалифицированных специалистов и консультантов.

На первом этапе нужно выбрать самую привлекательную и «близкую сердцу» бизнес-идею. Успешный бизнес должен иметь как можно большие возможности: больший рынок сбыта продукции, больший спрос потребителей и меньшее предложение конкурентами, большую возможность варьирования объемом продукции – на случай неблагоприятных внешних факторов.

Необходимо грамотно составить бизнес-план воплощения в жизнь своего бизнеса. Тщательно продуманный бизнес-план поможет обнаружить «узкие места» на стадии проектирования бизнеса и заблаговременно найти маневры для их преодоления  или пути решения проблемных моментов. Тогда во время ведения предпринимательства неудачи не станут неожиданностью, бизнесмен будет во всеоружии и без особого труда выведет свой бизнес из зоны риска.

Новости раздела