"

Публичные слушания о ходе реализации закона об образовании провели в Махачкале

Фото:
916
9 минут

МАХАЧКАЛА, 11 декабря – РИА «Дагестан». В Национальной библиотеке в Махачкале прошли публичные слушания на тему «О ходе реализации Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан» в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Открывая мероприятие, вице-спикер дагестанского парламента Елена Ельникова отметила, что в одном зале собрались коллеги, люди, которые хотят обсудить насущные проблемы образования Республики Дагестан. Она выразила надежду на то, что в результате обсуждения большого спектра вопросов появятся конкретные предложения по улучшению состояния, системы и качества образования.

«Тематика сегодняшних парламентских слушаний назревала давно, и формулировке их тематики предшествовала очень кропотливая работа, которая проведена Комитетом по образованию на протяжении последнего, как минимум, полугода. Проблемы, которые у нас есть в системе образования, свойственны и другим регионам Российской Федерации. Вместе с тем хочется отметить, что за последний год в нашей системе образования происходят значительные позитивные изменения, которые мы не можем не замечать», – отметила вице-спикер.

Она рассказала, что парламент работает в плотном сотрудничестве с министерством образования и науки Дагестана. Только во взаимодействии со всеми органами власти, общественными организациями, всеми заинтересованными ведомствами, считает Ельникова, можно навести порядок в процессах обучения и воспитания молодежи.

Елена Ельникова отметила, что на протяжении последнего года депутатами Народного Собрания, его председателем неоднократно поднимались вопросы заработной платы учителей, потому что невозможно сегодня говорить о качестве образования, не обеспечивая педагогов достойной заработной платой. Она поделилась приятной новостью о том, что в процессе плодотворной работы с региональным Правительством, Минобрнауки и Минфином Дагестана была достигнута договоренность о повышении базового оклада для педагогических кадров. «То есть уже происходят позитивные шаги по улучшению ситуации в этом направлении», – заметила вице-спикер.

Председатель Комитета НС по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Мурат Пайзулаев напомнил, что сегодня в Дагестане уделяется особое внимание качеству образования. Однако в обсуждаемой сфере, считает он, существует ряд проблем, о которых неоднократно говорят на разных уровнях. «В этом направлении принимаются определенные меры. Что-то уже удалось, что-то еще предстоит сделать», – добавил он.

К основным проблемам системы образования республики Пайзулаев отнес охват детей дошкольным образованием, ветхие и аварийные школы, школы с трехсменным режимом обучения, заработную плату учителей, транспортное обеспечение учащихся и другие. «Решение вопросов в сфере образования являлось и является сейчас приоритетной задачей государства. Цель наших слушаний – в очередной раз привлечь внимание заинтересованных сторон в решение обозначенных проблем и найти пути их решения», – подчеркнул председатель Комитета.

С основным докладом выступила зампред регионального кабмина – министр образования и науки Уммупазиль Омарова. Она подробно остановилась на основных проблемах в сфере образования республики, а также проинформировала о проводимой работе по их ликвидации.

Глава Минобрнауки Дагестана вначале подчеркнула, что очень важно обсуждать все эти вопросы совместно с депутатами, со всем обществом, так как вопросы образования волнуют абсолютно всех. «Образование, отношение к нему – это лакмусовая бумага, которая определяет уровень развития нашего общества. Никакие преобразования не могут быть в обществе, в котором не уделяется должного внимания образованию», – уверена Омарова.

Она подчеркнула, что каждый регион имеет свои особенности и невозможно копировать систему образования, вместе с тем все едины в том, что неквалифицированный педагог не может ничему научить учеников: «У учителя должна быть квалификация, чтобы ее потом повышать. Возможно, это звучит несколько резковато, но, поверьте, мы сегодня пришли к такому уровню, когда нам необходимо очень четко и ясно определить: на каком мы этапе находимся и есть ли вообще запрос на образование. Знаю, что он есть, поэтому нам надо понять, насколько мы готовы и соответствуем этому запросу».

Для повышения качества образования в республике, считает Уммупазиль Омарова, необходимо, прежде всего, навести порядок по нескольким позициям. Для начала необходимо создать для учеников соответствующие условия: должна быть столовая, оборудование и т.д. «Образовательные учреждения не должны быть ветхими, продуваемыми на семи ветрах. Вот и сейчас ставится задача о том, чтобы во всех школах были внутренние утепленные туалеты. Причем данный вопрос контролирует лично Глава республики», – добавила она. Второе, нужно оснастить школы современным оборудованием. Третье, должны быть соответствующие материально-техническая база и условия. «У нас достаточно высокая рождаемость и большое количество детей. Ежегодно увеличивается число обучающихся: в этом году мы их имеем 405 тысяч в 1462 школах. Примерно такое же положение в системе дошкольного образования: охват детей садиками составляет примерно чуть больше 100 тысяч», – рассказала глава ведомства.

Она сообщила, что для повышения качества образования с 2016 года имеется 11 ключевых программ министерства образования, в связи этим проведена большая работа по паспортизации всех предметных областей на уровне каждого муниципалитета, каждой школы. Эта паспортизация, говорит зампред, позволила провести определенный анализ.

Одним из серьезных приоритетов для министерства Уммупазиль Омарова назвала преподавание родных языков. Данная тема ранее вызвала большие дискуссии, в том числе и в парламенте, но с внесением изменений в федеральный закон, сказала она, все разрешилось. Сейчас в республике создана Ассоциация педагогов родных языков. Что касается учебников, то они разработаны по шести языкам, часть учебников уже заказана и вскоре должна поступить, часть уже закуплена за счет средств республиканского бюджета. Таким образом, по некоторым языкам уже можно говорить о наличии учебников. Вместе с тем, министр сразу же предупредила: полностью вопрос еще не решен, «пока мы приходим к большой системной стратегической работе по обеспечению качества преподавания родных языков».

Отдельно говорилось об уровне знаний выпускников. Уммупазиль Омарова рассказала, что ежегодно уменьшается число выпускников, которые сдают ЕГЭ: «Примерно 35 тысяч ребят выходят на завершение обучения, это выпускники 9 класса. Из них на ЕГЭ у нас остается порядка 13 тысяч. Также у нас уменьшается в среднем на 2% количество выпускников, которые остались вообще без аттестата. При этом увеличивается число работ по ЕГЭ свыше 80 баллов».

Рассказала министр образования и науки Дагестана о проводимой работе по определению уровня знаний «медалистов»: «В этом году мы провели большую работу по медалистам. Спасибо тем, кто нас понял, есть кто и не понял… Дело в том, что у нас резко возросло в 2016-2017 годах количество медалистов, мы считаем, совершенно необоснованно. Председатель парламента Хизри Исаевич Шихсаидов озвучил, что только 15% наших выпускников в последующем сдают предметы ЕГЭ и набирают сумму больше 220 баллов. Это серьезным образом нами анализировалось.

Коллеги, мы не должны обманывать себя. В этом отношении у нас ситуация была очень-очень непростой, потому что мы видели несоответствие реальных знаний выпускников и количество так называемых “золотых медалистов”. Речь здесь идет о работе директоров школ. Мы ставим вопрос о том, чтобы к ним были применены меры серьезного взыскания. Прокуратура полностью поддержала позицию Министерства, мы получили письмо о том, что все нарушения – подделки, подчистки в журналах – полностью подтверждены.       

Речь не идет о том, что мы хотим кого-то привлекать к уголовной ответственности, речь идет об элементарном наведении порядка. А то у нас получалось так, что каждый десятый выпускник – медалист. Первое что мы должны делать – говорить правду, а не заниматься приписками».

В рамках парламентских слушаний неоднократно поднимались вопросы материальной базы системы образования. Было отмечено, что всего по стране четыре региона, где школьники учатся в три смены, среди них и Дагестан. В нашей республике на сегодняшний день 18 трехсменных школ. Этому способствует не только высокая рождаемость, но и внутренняя миграция. При этом самую большую нагрузку испытывают города Махачкала, Каспийск и Хасавюрт. Только по Махачкале ежегодный прирост детей составляет около четырех тысяч.

Говорилось также и о необходимости проведения анализа обоснованности строительства образовательных объектов в тех или иных районах. Как пояснила Уммупазиль Омарова, по поручению Главы Дагестана Министерством готовится прогнозная карта, в которой основной показатель – рождаемость. «Мы увидели, что в предыдущие годы наблюдались перекосы, когда не всегда обоснованно строились школы», – добавила она и привела несколько примеров того, как на определенных территориях школы строились, но не заполнялись.

Другая проблема – долгострои. Было отмечено, что и в этом направлении проводится достаточно масштабная работа.

На публичных слушаниях говорили и о необходимости подвоза детей до образовательных учреждений. Было отмечено, что в некоторых поселках катастрофическая ситуация с этим. Глава Минобрнауки Дагестана рассказала, что по школьным автобусам была проведена инвентаризация, так как данные по ним вызывали сомнения. Как оказалось, республике всего нужно 234 автобуса. Сейчас получили их 140. Омарова рассказала, что они будут распределены исходя из двух критериев: расстояние, которое проходят автобусы, и количество детей. «Вот это два критерия, которые мы положили в основу нашего списка и представили Главе республики. Все понятно и прозрачно», – сказала она и добавила, что руководитель региона уделяет огромное внимание этому вопросу и благодаря ему удалось получить такое количество транспорта (в прошлом году было всего 35).

Заместитель председателя Комитета НС по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов заявил, что вопрос доступного бесплатного образования в школах – это один из основных вопросов, которое сегодня волнует общество. Он уверен, что «нет ничего опаснее, чем равнодушие к проблемам образования, потому что оно рассматривается сегодня не как какая-то отрасль народного хозяйства, а как средство всеобщего развития общества, отдельной личности».

В ходе слушаний неоднократно затрагивалась проблема недостаточной оплаты труда учителя. Не обошел ее и Гамидулах Магомедов: «Мы за последние годы увлеклись всевозможными рейтингами, базами, позабыв, что основой образования остается учитель. Мы должны поднять авторитет, статус учителя на соответствующий уровень. Но для этого нужно в первую очередь платить достойную заработную плату».

В этой связи он предложил усовершенствовать действующую систему оплаты труда педагогических работников, прежде всего, путем перераспределения формы оплаты труда, сохранив гарантированную базовую ставку не менее 80% и не более 20% за стимулирующими выплатами. Недостаточная оплата труда, по его мнению, провоцирует нехватку квалифицированных педагогических кадров, пропадает интерес к профессии учителя. «Действующая сегодня система образования разбалансирована и не способна быстро реагировать на вызовы, возникающие в современной экономике», – считает он.

В рамках парламентских слушаний состоялось обсуждение как столичного образования, так и проблем сельской школы. Было отмечено, что проблемы в сельской школе неоднократно обсуждались на разных площадках, в том числе и на выездном заседании профильного Комитета Госдумы. В рамках мероприятия состоялся конструктивный диалог, и были рассмотрены предложения, которые в последующем могут перерасти в законодательные инициативы.

 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела