"

Артём Здунов назвал ситуацию в сфере управления госимуществом Дагестана критической

Фото:
4604
7 минут
МАХАЧКАЛА, 15 марта – РИА «Дагестан». Состояние дел в сфере управления государственным имуществом Дагестана сегодня критическое и требует немедленного реагирования, заявил, выступая на заседании регионального Правительства, его руководитель Артём Здунов. Главной темой обсуждения стал вопрос, касающийся состояния и принимаемых мер по повышению качества управления государственным имуществом республики.

В обсуждении приняли участие руководители органов исполнительной власти Дагестана, налоговых органов, прокуратуры, Счетной палаты и других заинтересованных учреждений и организаций.

Премьер-министр напомнил, что Глава республики поручил разработать «дорожную карту» по повышению качества по управлению государственным имуществом. Данный вопрос был рассмотрен 5 марта при участии врио руководителя республики.

Среди основных проблем в обсуждаемой сфере Артём Здунов назвал отсутствие базовых регламентов, автоматизированного учета, незавершенное право собственности республики на свое имущество, кроме того, не завершено разграничение прав на землю, не завершена работа по определению границ муниципальных образований и т.д. Все эти вопросы, заявил глава Правительства, вызывают большие проблемы, разногласия, противоречия. «Фактически все это не дает нам работать. Ключевой смежной проблемой также является незавершенность работ по градостроительному планированию и территориальному зонированию. Есть множественные злоупотребления, и об этом тоже поговорим, ключевыми факторами которых остается неурегулированность вопросов разграничения прав на землю», – подчеркнул премьер-министр.

Он обратил внимание на то, что подготовленный региональным Минимуществом проект «дорожной карты» определяет первый этап. Ориентировочно в конце мая будет определен второй этап «дорожной карты», который будет более содержательный по распределению полномочий по управлению государственным имуществом, в том числе по конкретной работе с муниципальными образованиями.

Более подробно об этом в своем докладе рассказала заместитель председателя Правительства – министр по земельным и имущественным отношениям Дагестана Екатерина Толстикова. Она прокомментировала основные положения «дорожной карты» и рассказала о том, на какой стадии реализации находится каждое направление.

На первом этапе работы предстоит регламентировать все процессы, которые сейчас проводит Минимущество. Сейчас, заявила она, регламентация находится на уровне 2000-х годов: «Законодательство движется вперед, поэтому и республике необходимо привести всю работу в норму».

Первый пункт дорожной карты – упорядочение функций органов исполнительной власти по осуществлению полномочий собственника имущества государственных учреждений и предприятий. «У нас сейчас все органы власти содержат в положениях совершенно разные функции по управлению госимуществом. Мы проанализировали все положения всех органов исполнительной власти, у которых есть подведомственные организации и, как оказалось, ни одного одинакового положения в этой части нет», – пояснила зампред. В этой связи она предложила перенять практику федерального уровня. «Пока у нас получается, что разные органы разную функцию выполняют. В этой части предстоит провести большую работу», – отметила Екатерина Толстикова.

Второй пункт – формирование и ведение реестра государственного имущества. В настоящее время формирование реестра ведется по документам 90-х годов, нет пообъектного учета имущества в реестре, соответственно, достоверность данных не обеспечена. «Поэтому мы сегодня переходим на федеральный регламент пообъектного учета. Здесь важной работой является инвентаризация архивных материалов и их оцифровка. Сейчас нормального архива в министерстве нет. Поэтому это направление мы определили для себя как одно из важнейших», – сообщила глава Минимущества.

Она также доложила о том, что в апреле планируется начать инвентаризацию имущества казны республики. В текущем году планируется провести значительную работу и в части инвентаризации недвижимого и особо ценного движимого имущества государственных учреждений. Также предстоит завершить работу по регистрации права собственности Республики Дагестан на имущество.

В соответствии с «дорожной картой» будет продолжена работа по регламентации полномочий собственника государственных унитарных предприятий. «У нас до настоящего времени они находятся без программной деятельности, то есть собственная деятельность ими никак не планировалась», – пояснила докладчик и предложила создать единую правительственную комиссию по вопросам эффективности деятельности ГУПов и все вопросы согласования деятельности проводить через централизованные органы. Также она предложила централизовать назначение руководителя, его функций и главного бухгалтера унитарных предприятий. Екатерина Толстикова сообщила, что этим летом планируется провести аттестацию руководителей унитарных предприятий, «потому что поступает много жалоб на качество управления в ГУПах, в том числе по поводу незаконного распоряжения земельными участками».

Также по «дорожной карте» планируется упорядочить осуществление полномочий собственника в отношении имущества государственных учреждений Дагестана, навести порядок в части акций акционерных обществ и долей в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации.

В числе задач были названы и упорядочение регулирования вопросов приватизации госимущества Дагестана; регламентация полномочий региона по распоряжению и управлению земельными участками. Предполагается создать правительственную комиссию по вопросам управления земельными ресурсами и анализу эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности республики. В планах также создать Правительственную комиссию, которая будет заниматься вопросами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Артём Здунов попросил обратить особое внимание на деятельность ГУПОВ и МУПов в части выплат налогов. «Зачем нам нужны унитарные предприятия, если они не работают и не платят налоги», – задался вопросом премьер-министр и подчеркнул: надо привести в соответствие все полномочия в этой части.

Было отмечено, что в условиях дотационности республиканского бюджета особое значение приобретают вопросы обеспечения эффективности использования государственного имущества. По словам прокурора Дагестана Дениса Попова, состояние законности в сфере использования государственного имущества в республике является неудовлетворительным. «Имеющаяся в правоохранительных органах информация, результаты расследования уголовных дел, надзорные проверки показывают, что распространенным является нарушение закона при предоставлении недвижимого имущества в пользование без согласия собственника, использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации, передача прав владения и использования вне процедур торгов, не внесение либо занижение арендных платежей, не проведение конкурсов на право заключения договоров аренды и т.д.», – отметил прокурор.

При этом значительное количество нарушений допускалось непосредственно должностными лицами органов управления государственного имущества, либо вследствие ненадлежащего осуществления своих контрольных функций. Кроме того, не в полном объеме выполнены работы по установлению границ на северных пунктах, актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, разграничения государственной собственности и т.д.

Денис Попов напомнил, что в настоящее время за Мингосимуществом Дагестана закреплено 14 базовых функций по управлению земельными ресурсами, которые должны быть регламентированы. Среди причин низкой эффективности использования государственного имущества он назвал допускаемые должностными лицами профильного министерства республики упущения и недостатки при ведении реестра имущества. В результате не обеспечивается прозрачность и открытость в вопросах управления имуществом. При этом, добавил Попов, наиболее подверженными коррупционным проявлениям и злоупотреблениям остаются земельные вопросы: до сих пор не завершены работы по инвентаризации сельскохозяйственных земель, оформления прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки. Только на 30% от общего количества объектов недвижимости, закрепленных за государственными учреждениями, зарегистрировано право собственности.

Прокурор сообщил, что за последние три года Правительством Дагестана только в собственность муниципального образования «Дербентский район» без указания целей передано свыше 10 тысяч гектар земель сельхозназначения, находящихся в республиканской собственности. В настоящее время ведется проверка обоснованности передачи и эффективность дальнейшего использования этих земель. И таких примеров много.

С явными нарушениями законов, отсутствия утвержденного порядка без проведения торгов, по словам докладчика, в конце сентября прошлого года передано в аренду 428 гектаров земли коммерческой структуре «Асераагро», аффилированной с ныне задержанным чиновником. «По этому и другим фактам нами внесено представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры по устранению нарушений закона не приняты. Постановлением Правительства № 271 от 23 ноября 2017 года утвержден порядок предоставления земель в аренду без торгов, действие которого необоснованно распространено и на данное предприятие. Прокуратурой Дагестана 1 марта внесен протест на это постановление, который находится на рассмотрении», – рассказал Денис Попов.

Он также сообщил о том, что проводится проверка по массовому изготовлению фальшивых постановлений Правительства Дагестана, датированных 1996-1997 годами, тогда действовала организованная группа. Из оборота выбыло свыше тысячи земельных участков города Махачкалы. «Мы этому также дадим правовую и уголовно-правовую оценку», – подчеркнул прокурор.

В августе 2017 года было издано распоряжение Правительства о передаче дагестанскому коммерческому фонду «Россия – моя история. Город Махачкала» находящегося в собственности республики объекта незавершенного строительства – универсального спортивного комплекса на 10 тысяч квадратных метров, 12-этажной гостиницы на 110 мест площадью около 5 тысяч, общей стоимостью более 500 миллионов рублей. В Арбитражном суде республики в настоящее время рассматривается заявление о признании данного распоряжения незаконным. Также этому факту будет дана уголовно-правовая оценка. Было отмечено, что в настоящее время по поручению прокурора с привлечением городских, районных прокуроров проводится проверка законности отчуждения и передачи в аренду всего государственного имущества.

Далее состоялось обсуждение основных направлений «дорожной карты». По итогам заседания Правительства принято решение дополнительно изучить некоторые положения документа и принять его.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела