"

Рустам Заболотный: «Выиграл первенство мира за счет настроя»

Фото:
1919
6 минут

19-летний дагестанец Рустам Заболотный стал победителем первенства мира по самбо среди юниоров, проходившего 13-15 октября в сербском городе Нови-Сад. До этого он дважды становился чемпионом Европы по дзюдо среди юниоров. О перспективах развития этих видов спорта в Дагестане рассказали «МИ» сам Рустам и его тренеры – Гамзат Гаджиев и Махач Магомедов.

– Рустам, ты раньше занимался дзюдо, где добился хороших успехов. Как начал заниматься самбо?

Р.З.: – Дзюдо я занимаюсь с 8 лет. Сам родом из Кизилюрта, там же и начинал тренироваться, сейчас переехал в Махачкалу. Последние два года занимаюсь самбо. Почему оставил дзюдо? В этом виде спорта олимпийский вес начинается с 60 килограмм, у меня набирался не больше 55. Поэтому тренеры порекомендовали пока заниматься самбо, чтобы не терять форму.

Что касается последнего чемпионата мира в Сербии, то я выиграл за счет настроя. До этого я дважды становился чемпионом Европы по дзюдо, в прошлом году выиграл первенство Европы по самбо.

Рустам, несмотря на завоеванные в юном возрасте громкие титулы, очень скромен и не любит рассказывать о себе. Разговор поддерживает его тренер Гамзат Гаджиев.

Г.Г.: – Я работал тренером дзюдо в школе олимпийского резерва в Кизилюрте. Рустам перешел ко мне от другого тренера в 2005-м или 2006 году.

Он участвовал почти во всех юношеских соревнованиях, проходящих в Дагестане и России, и практически все выиграл. Рустам очень трудолюбивый парень. Никогда не слышал от него «не могу, не хочу, устал», хотя были травмы и болезни. Все это время он работал практически на износ, только сейчас начали ему перерыв давать. Отдых у него не заключается в лежании на кровати – он играет в футбол, словом, активно отдыхает.

Дети его любят и на него равняются. Приводим Рустама на тренировки в разные группы, чтобы ребята набирались от него опыта. За самоотдачу на тренировках его уважают старшие тренеры сборной России.

– Где дальше планируете выступать – в самбо или дзюдо?

Г.Г.: – В дзюдо у юношей весовая категория начинается с 50 килограмм, в этой категории Рустам выиграл два чемпионата Европы. Потом перешел в «молодежь». Там минимальный вес 55 килограмм, а у него было максимум 51-52 килограмма. Зато соперники гоняли вес с 60 килограмм до 55, и Рустаму очень тяжело было с ними бороться.

Чтобы бороться во взрослой категории, надо иметь минимум 60 килограмм. Поэтому приняли решение пока запустить его на самбо. Сразу в весе 48 килограмм он выиграл первенство России.

Сейчас планируем понемногу дать возможность набрать до 60 килограмм, чтобы в 2020-м или 2024 году попытаться попасть на Олимпиаду.

– Именитые дзюдоисты-дагестанцы вроде есть, но большинство – с пропиской в других регионах страны. Почему так случилось?

Г.Г.: – Все упирается в материальную часть. Спортсменов не так поощряют, как бы им хотелось. В первую очередь, надо раскручивать учеников, возить их на соревнования. Чемпионаты мира, Европы непросто выиграть. Чтобы туда попасть, очень много турниров надо пройти.

Юноши и молодежь в большинстве своем не спонсируются. Поэтому такие именитые дзюдоисты, как Тагир Хайбулаев и Мансур Исаев, не смогли тут надолго задержаться. Можно сказать, республика выдала готовых олимпийских чемпионов другим регионам страны.

Минспорта РД делает, что может – выдает премии и стипендии молодым спортсменам. Но размер стипендии – 6 тысяч рублей. Какой молодой спортсмен тут останется, когда в Москве и других городах выплачивают по 50 тысяч?

Годы ведь идут, спорт — это лишь миг в жизни спортсмена. Понятно желание человека заработать, тем более, когда он видит, как в других регионах оплачивают любые поездки. Поэтому и уезжают.

Потом, когда наши земляки выигрывают Олимпиаду или первенство мира, дагестанские чиновники спрашивают: а где он был, почему выступает за другой город? При этом забывают, что чемпионы растут из юношей. Поэтому надо вкладываться в детский спорт. Если дерево не поливать, оно же не вырастет.

К примеру, в Чечне и Ингушетии сейчас дзюдо стремительно развивается. Молодежь ездит на сборы по месяцу, в том числе в Японию и другие страны. Поэтому у них есть результаты. В Дагестане нет нормальных турниров. В городах и селах проводят разные соревнования, но очень низкого уровня, нет качественного судейства, они больше напоминают уличные бои.

Что касается самбистов, то проблемы с развитием этого вида спорта связаны с развитием смешанных единоборств: спортсмены уходят туда, где есть деньги, зрелища и слава.

О том, что основная проблема развития юношеского спорта, связана с материальной стороной, «МИ» подтвердил и тренер Махач Магомедов.

М.М.: – В любой вид спорта будут приходить спортсмены, если есть финансирование. Что касается детского самбо, я веду детскую группу, которую посещают 50 детей. В 12-13 лет перевожу их в старшую группу, уже с боевым уклоном. Чисто спортивным самбо дети заниматься практически не хотят.

Я 8 лет работал в клубе самбо депутата НС РД Хучбара Хучбарова, 3 года назад Магомед Курахмаевич Магомедов пригласил меня в «Спартак», где он работал директором. Там я увидел Рустама, с тех пор мы вместе работаем. В позапрошлом году на чемпионате России Рустам в финале проиграл в партере, попав на болевой прием. Поэтому он поехал на чемпионат Европы, а так должен был на первенство мира попасть. После этого поработали над ошибками, ведь в самбо 60-70% – это борьба в партере.

Корреспондент «МИ» поинтересовался у Рустама Заболотного, с каким видом спорта – самбо или дзюдо – связаны его дальнейшие планы.

Р.З.: – В перспективе хочу принять участие в Олимпийских играх. Пока наберу достаточный вес, буду заниматься самбо, но основные планы связаны с дзюдо. Параллельно учусь в Махачкале, в Институте бизнеса и права на экономиста.

– Существует стереотип, что русским в Дагестане тяжело добиться успехов…

Р.З.: – Это не так. Мои родители – русские, они всю жизнь прожили в Дагестане. Отец из Хасавюрта, мама из Шамхала.

Главное – поставить себя так, чтобы люди видели твое достойное поведение, надо уметь себя вести и за себя постоять. Как говорится, чтобы «заднего хода» не было (смеется).

– Твои тренеры говорили о том, что юношеский спорт плохо финансируется. У тебя как обстоят с этим дела?

Р.З.: – Материально, конечно, дают не так много, как в вольной борьбе. Тренеры Гамзат Гаджиев и Махач Магомедов помогают, также Камиль Алигалбацев, Магомед Курахмаевич Магомедов и другие.

В «Спартаке», в центре олимпийской подготовки, мне выделили комнату в общежитии, получаю стипендию. В прошлом году за победу в чемпионате Европы по самбо Хучбар Хучбаров выделил мне премию в размере 100 тысяч рублей.

– У тебя есть кумир в дзюдо?

Р.З.: – Это Георгий Зантарая (украинский дзюдоист грузинского происхождения, победитель и призер чемпионатов мира и Европы. – Прим. «МИ»). Его стиль борьбы мне очень нравится. Естественно, и наши спортсмены – Мансур Исаев и Тагир Хайбулаев.

Мансур Исаев часто приходит на тренировки молодежи, показывает мастер-классы, дает советы. Таким и должен быть настоящий боец и чемпион.

 

Источники
midag.ru

Новости раздела