"

Унцукульский промысел в годы Великой Отечественной войны

Фото:
2634
7 минут
Великая Отечественная война представляла для всех народов тяжелое и суровое испытание на стойкость и мужество. Она повлекла за собой невосполнимые утраты и горести. Дагестанский народ яростно боролся на фронтах и неутомимо трудился в тылу, прилагая титанические усилия для уничтожения гитлеровских захватчиков. Многонациональный советский народ противостоял вероломному нападению фашистской Германии, тем самым предотвратил распространение «коричневой чумы» на планете.

С первых дней войны с небывалой силой были раскрыты лучшие нравственно-патриотические черты дагестанского народа. Многие мастера-умельцы артелей и промыслов вступили в ряды Советской Армии, становились на защиту Родины. Руководство республики мобилизует народ и добивается официального призыва дагестанских ополченцев в действующую армию. В течение нескольких месяцев разрабатывается программа военной перестройки и мгновенно страна трансформируется в единый боевой лагерь.

По словам научного сотрудника отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Анжелы Саидовой, это не могло не повлиять на развитие народных художественных промыслов, так как в соответствии с программой военного времени они оперативно перестраивали свою деятельность. Весь творческий процесс артели был направлен на лозунг: «Все для фронта, все для победы!». Мастера артелей осваивали новые профессии, становились в ряды тружеников.

«Великая Отечественная война внесла определенные коррективы в производство художественных артелей, – говорит научный сотрудник отдела истории искусств Института ЯЛИ ДНЦ РАН Анжела Саидова, – в связи с этим сокращается производство традиционных изделий, меняется ассортимент выпускаемой продукции, сокращаются рабочие места. Порой закрываются цеха, приостанавливается экспорт изделий, сужаются рынки сбыта произведений унцукульской насечки и инкрустации металлом по дереву твердых пород».

В те военные годы мастерские унцукульской артели переоборудуются в цеха, где горянки изготовляли прядильно-вязальную продукцию для нужд фронта. Это шерстяные вязаные перчатки, варежки, носки, шарфы. Параллельно в других цехах женщины-мастерицы производят для военных госпиталей деревянные костыли, палки, трости, кобуру для огнестрельного оружия и т.д. В этот тяжелый период времени для страны, насечке и инкрустации стали обучать девушек-горянок, так как многие мастера уходили на фронт.

В основном ассортимент выпускаемой продукции унцукульской артели составлял декоративные трости 5-ти видов. Они имели единый лекал построения, определенный конструктивный декор и форму. Трость представляла собой конструкцию из двух основных частей: трости и ручки. Изделие декорировалось не традиционным орнаментом в виде острия языка пламени или же надписью «Все для фронта, все для победы», которая выжигалось, а не инкрустировалась металлом. Трость покрывали разбавленным, жидким лаком, чаще всего бесцветным. Но иногда использовали и различные оттенки лаков. Ручку трости покрывали темным, более насыщенным тоном, нежели саму основу трости.

Как уже отмечалось выше, многие мастера-унцукульцы сражались на фронтах Родины, как и все другие артели Дагестана, унцукульская артель была реорганизована на производство военной продукции – обмундирование для защитников Отечества. В военные годы возглавлял унцукульскую артель Гамзат Ахмедилов. Благодаря его талантливому руководству, мастера артели своевременно получали нужное сырье для производства дешевых тростей, палок, костылей. Реже изготовлялись изделия традиционного быта горцев.

Нельзя не упомянуть о тех, кто неустанно трудился в унцукульской артели в те тяжелые годы, это горянки-мастерицы: Рахмат Гаджиева, Халимат Алиева, Айна Зайнулабидова, Рахмат Абдуллаева, Хабият Магомедова, Парида Ибрагимова, Патимат Магомедова, Патина Абдуллаева, Патя Гаджиева, Айшат Иманшапиева, Хабсат Абдуллаева, Айшат Раджабова, Патимат Ханмагомедова, Аминат Магомедалиева, Суайбат Гамзатова, Айшат Магомедалиева. На эти хрупкие женские плечи легли военные заказы артели. Помогали им в этом мастера-аксакалы, которые в силу своего преклонного возраста остались в селении. Это мастера-унцукульцы Газимагомед Давудов, Магомедзагид Мирзоев, Гусейн Гасанов, Абдула и Ибрагим Абдулазизовы, Гамзат Магомедов, Магомед и Абдула Абдурахмановы и другие.

В мае 1943 года постановлением ВКП (б) и СНК ДАССР «О мерах по восстановлению и развитию народных художественных промыслов» и для дальнейшего укрепления артелей Дагестана, в котором было направлено восстановление художественного производства в селении Унцукуль, в частности производство «высококачественной, художественной продукции». Архивные материалы свидетельствуют, что в 1944 году правительство принимает ряд мер «О мероприятиях по улучшению и дальнейшему развитию в ДАССР кустарных художественных промыслов». Чем же была обусловлена эта направленность в развитии художественных промыслов? Естественно, из-за военного времени, со значительным оттоком мастеров промысла в действующую армию, на фронт. Это и повлекло за собой вымывание творческого потенциала мастеров, когда не были подготовлены на должном уровне новые художественные кадры. Многого не хватало – как первичного сырья, так и декорируемого материала (мельхиора, меди, латуни).

Трудности военного периода сказывались и в орнаментальном искусстве Унцукуля, оно переживало в этот период некий застой. Фактически унцукульская насечка и инкрустация пластично трансформировались в изобразительные мотивы. Они были представлены в другой технике исполнения в виде техники выжигания по дереву. Администрация артели принимала всяческие усилия для сохранения традиционного орнаментального искусства промысла, адаптировала оставшихся мастеров старшего поколения для передачи художественного опыта молодым мастерицам артели. Разрабатывались новые орнаментальные композиции, основанные на творческом наследии предков.

В 1943 году постепенно унцукульский художественный промысел был переведен на производство традиционных изделий, и к концу Великой Отечественной войны на производстве артели им. М. Дахадаева число мастеров по сравнению с 1944 годом увеличилось вдвое. Меняется и растет ассортимент изготовляемой продукции в артели, это традиционные трости, мундштуки, шкатулки, портсигары. Изделия декорируются орнаментальной насечкой, налаживается экспорт и реализация художественных изделий и внутри рынков страны.

В декоративно-прикладном искусстве республики в последние годы войны наметились тенденции к исполнению раритетных, уникальных произведений. Эти редкие художественные изделия в основном производились для экспозиций в конкурсах и выставках. Изготовляли высокохудожественные произведения ведущие мастера артели.
Создание этих редчайших унцукульских произведений с использованием орнаментальных традиционных композиций способствовало дальнейшему развитию древних унцукульских структур – ишанов, а также старинных технологических приемов мастерства.

«Проанализировав художественные изделия унцукульских мастеров военного времени, можно сказать, что в орнаментальном декоре превалировала дробность композиции, наличие элементов, инкрустированные костью или же цветной вставкой. Унцукульские изделия имели в декоре бессвязанность узорных «пятен», непродуманность традиционных форм. К примеру, рассматривая стол с круглой столешницей, мы наблюдаем несоответствие столешницы с ножками, которые имеют сложную конструкцию. Они не гармонируют конструктивно друг с другом, так как сложны и витиевато закручены. В изделии нарушена гармония конструктивных форм. Несмотря на великолепие художественной орнаментальной насечки и инкрустации, декорирующей столешницу, данное изделие является не характерным и менее удачным произведением промысла.

Это говорит о том, что унцукульские мастера не имели должного виденья построения конструктивных и орнаментальных решений композиций нетрадиционных изделий. Более удачной работой можно считать портсигар, произведение унцукульского мастера Магомеда Абдулгаджиева. Портсигар выполнен в 1940 году, представляет собой небольшую четырехугольную форму, края которой закруглены. Крышка портсигара декорирована сложным традиционным декором. В композиции читаются различные элементы унцукульского орнамента: «бер», «кьенсер», «тамахI», «коватIи» и т.д. Пластично вписаны в декор живописные вкрапленья, состоящие из элементов синих и красных цветов. Перпендикулярно расположенная цветовая композиция в своей основе составляет главный символ христианской религии или же ассоциируется с идеей четырех сторон света. Нежная паутина орнаментальной насечки декорирует всю плоскость портсигара. Утонченная орнаментальная насечка, представленная в традиционных изделиях промысла, это трости декоративные, выполненные известными мастерами: Газимагомедом Махачевым, Магомедали Гасановым, Газимагомедом Алиевым.

Другие мастера артели Г. Ашалиев, Г. Гаджиев, А. Забанагаев, К. Магомедов, Г. Гереев изготовляли, помимо традиционных изделий, тростей, мундштуков, и вводили в ассортимент новые, не характерные для унцукульского промысла ранее шкатулки, портсигары.

Таким образом, развитие и становление унцукульского промысла в годы Великой Отечественной войны было неравномерным, но не менее значительным в борьбе с фашистскими захватчиками. Произведения унцукульских мастеров внесли, хотя и небольшой вклад в Великую победу Родины», – говорит Саидова.

Более ста унцукульцев не вернулось с фронта в родной аул, они сражались и пали за свою Родину, за Победу. Коллективу Унцукульской артели присудили вторую премию по итогам Всероссийского конкурса на лучшее изделие из кости, камня и дерева, ведущие мастера промысла награждены орденами «Знак Почета» (1945 год). Светлая память павшим в годы Великой Отечественной войны, подвиг многонационального народа по сей день вдохновляют деятелей культуры на создание произведений, отражающих героическую эпоху тех дней.

Новости раздела