Суббота 21 октября 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Гаджимурад Усманилаев: «Детям, прежде всего, должно быть интересно»

01 ноября 2014 17:51 Опубликовано в:  Общество Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Магомедшапи Чупалаев
размер шрифта-+
Печать
По дороге в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов я мысленно готовил себя к часовому пребыванию в здании типа советской школы с одинаковыми классами, где на исписанных партах будут громоздиться старые компьютеры. Затем моему взору должны были предстать строгие преподаватели и не менее строгий директор в явно не подходящем ему по размеру коричневом пиджаке, который будет поить меня крепким чаем и с натянутой улыбкой рассказывать о том, как коллектив центра успешно реализует новую концепцию образования. К счастью, мои ожидания не оправдались и, как только мы с коллегой переступили порог учреждения, мне пришло в голову, что именно такой должна стать школа в будущем.

«Наглядность всегда была эффективной, – рассуждает директор центра Гаджимурад Усманилаев. – Вы только представьте, если бы в нашем центре уроки проходили так же, как занятия в вузе – лекции, штудирование материала. Такой вариант категорически неприемлем. Мы считаем, что детям, прежде всего, должно быть интересно».

Гаджимурад Усманилаев относится к категории педагогов, которые уверены в том, что ребенок может стать личностью только в том случае, если ему дают свободу для развития, воспитывают в нем способность самостоятельно творить что-то.

«Согласно нашим правилам, – продолжает он, – занятия должны проходить так, чтобы ученик с нетерпением ждал следующего урока. Мы всегда стараемся использовать наглядный материал. К примеру, если в обычных школах на уроке литературы ограничиваются чтением произведения, то мы идем дальше и показываем ребенку художественный фильм или мультфильм по роману, повести, басне, чтобы заинтересовать его.

Такой подход стал возможным благодаря использованию IT-технологий, которыми располагает учреждение. Но все же, главной особенностью центра является то, что все его ученики находятся на расстоянии нескольких десятков, а иногда и сотен километров от преподавателей.

О центре

Проект Республиканского центра дистанционного обучения был реализован министерством образования и науки Дагестана с целью охвата детей с ограниченными возможностями средним общим образованием посредством дистанционной формы обучения, когда связующим звеном между учителем и учеником выступает компьютер.

Другими словами, государство обеспечивает ребенка подключением к сети интернет и оплатой трафика, а также приобретает необходимое оборудование, комплект которого зависит от диагноза и возможностей ребенка.

В этой связи оборудование делится на три типа: для детей без функциональных отклонений, детей-инвалидов с частичным поражением двигательных функций и детей, которые полностью лишены двигательной функции рук.

В горных и предгорных районах Дагестана, где чаще всего возникают проблемы с подключением к интернету, специалисты учреждения устанавливают в доме ребенка спутниковый интернет.

За пять лет работы Центра количество комплектов оборудования выросло с 37 до 704. Сегодня дистанционным обучением в республике охвачено 576 детей.

Поступить на обучение в центр может любой ребенок с Дагестана независимо от места жительства, возраста и предыдущей формы обучения. Главное условие при поступлении – сохранность интеллекта ученика и отсутствие противопоказаний работы с компьютером.

Центр регулярно отправляет письма в управления образованием городов и районов республики с предложением перевести на дистанционное обучение детей-инвалидов, которые находятся на балансе тех или иных муниципальных образовательных учреждений.

Кадры решают все
Когда пять лет назад Центр дистанционного обучения принимал на работу учителей, многие педагоги настороженно относились к тому, что им придется иметь дело с IT-технологиями. Тем не менее, нашлись квалифицированные кадры, которым удалось побороть «страх» перед компьютером, и сегодня в учреждении трудится 231 преподаватель.

«Мы отдаем предпочтение красному диплому, – объясняет директор центра. – У нас достаточно людей, которые с отличием окончили вуз. Кроме того, среди наших работников 8 кандидатов наук. Для такого молодого образовательного учреждения, как наше, это хороший показатель.

По его словам, последние два года руководство центра намеренно проводит большой конкурс при приеме на работу новых преподавателей. В этом году, когда по причине увеличения учебной нагрузки возникла необходимость в расширении учительского состава, было рассмотрено более 300 кандидатур, из которых конкурс прошли только 43 педагога.

В ходе беседы Гаджимурад Усманилаев несколько раз обратил внимание на взаимоотношения между учителем и учеником, которые сложились в центре за пять лет работы.

«Микроклимат у нас такой, – подчеркивает директор, – что преподаватель в первую очередь должен обладать терпением, природным чувством сострадания. По-другому в нашей работе нельзя. Начиная с директора, у нас никто не имеет права разговаривать на повышенных тонах с родителями, коллегами и тем более с детьми, которые и без того переживают трудности. Мы это учитываем при подборе персонала.»

Учебный процесс

Как было отмечено выше, главная особенность дистанционного обучения заключается в том, что связь ученика с учителем обеспечивает компьютер. Придя в центр, вы не увидите громоздких парт, за которыми измученные ежедневной зубрёжкой дети испытывают терпение преподавателей, чьи нервы накалены до предела. Напротив, те и другие находятся в условиях, удобных, как ученикам, так и преподавателям.

К примеру, один из этажей центра очень напоминает современный офис компании Microsoft, в котором каждое рабочее место представляет отдельный мир: преподаватели, отделенные друг от друга тонкой деревянной перегородкой, разукрасили свое рабочее пространство разными рисунками, фотографиями, портретами и цветами. Здесь не найти учителей, которым уже давно пора на пенсию. Возраст большинства из них едва превышает 30 лет. И самое главное – в своей работе они используют творческий подход.

Поражает обилие компьютеров, мини-камер, сенсорных дисплеев и другой цифровой техники.
Позже мне объяснили, что учебное оборудование детей гораздо разнообразнее, чем у преподавателей. Их комплект, помимо указанного выше, состоит из новейших микроскопов, автоматических конструкторов и прочих предметов.

«Охваченные дистанционной формой обучения ученики получают тот же объем знаний, что и в средней школе, – утверждает директор центра, – только уроки у нас длятся не больше 35 минут. Часть этого времени дети проводят перед компьютером, часть – в самостоятельных занятиях.»

Ученики центра обучаются в две смены. Максимальное количество уроков за день – шесть. Дети поделены на классы, в каждом из которых по два-три ребенка. Вместе с тем, каждый ученик занимается по индивидуальной программе, разработанной для него преподавателем.

«Дело в том, что мы столкнулись с проблемой, когда их знания не соответствует тому классу, в который их заявляют родители, – объясняет Гаджимурад Усманилаев.

Понимаете, дети часто ездят по больницам, проходят курсы реабилитации и к нам попадают с отстающим уровнем образования. Для них мы разрабатываем индивидуальный подход.

Он отмечает, что график обучения точно также может быть адаптирован под ребенка, если в этом есть необходимость.

Вместе с тем, немалую роль в отставании детей от образовательной программы, играет домашнее обучение, которым до сих пор были охвачены дети-инвалиды. Дело в том, что при занятиях на дому ребенок учится лишь два часа (!) в неделю. Это по объективным причинам делает домашнюю форму обучения неэффективнее дистанционной.

Послесловие

Вдоволь наговорившись и насмотревшись, мы с коллегой покинули здание Республиканского центра дистанционного обучения. Меня переполняла досада за ребят, которые из-за капризов природы не могу позволить себе учебу в обычном классе обычной школы, которая является своеобразной моделью общества, где мы постигаем первые уроки жизни. Но вместе с тем, обнадеживает то, что из года в год растет число детей, обучающихся в центре, работники которого так легко и непринужденно справляются с задачей доказать этим детям, что они не находятся на обочине жизни, что общество точно также нуждается в них. Это именно то, в чем они нуждаются больше всего.


Всего просмотров: 2835

Другие новости:

21.10.2017 13:54:32 Миннац Дагестана провел в Хасавюрте семинар по вопросам развития гражданского общества
21.10.2017 12:09:45 В Постпредстве Дагестана прошел интеллектуальный турнир среди студенческой молодежи
21.10.2017 11:40:00 Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам соцобеспечения прошла в Махачкале
21.10.2017 11:07:27 Палестинцы поблагодарили врио Главы РД за выступление ансамбля "Лезгинка"
20.10.2017 19:27:00 Более 200 жителей Ставропольского края написали тотальный диктант на языках народов Дагестана
20.10.2017 13:40:45 «Самоучитель игры на дудуке» презентовали в Дагестане
20.10.2017 12:52:33 Россия заняла 1-е место в общекомандном зачете чемпионата «WorldSkills Abu Dhabi – 2017»
20.10.2017 12:00:01 Республиканский конкурс чтецов «Читаем стихи о Родине» проходит в Дагестане
20.10.2017 10:38:04 В Дагестан привезли остов самолета Ил-2 Героя СССР Юсупа Акаева
20.10.2017 10:15:47 В Минтруда Дагестана прошел прием граждан по личным вопросам
19.10.2017 20:07:02 Делегация Минтруда Дагестана посетила чемпионат мира WorldSkills в Абу-Даби
19.10.2017 18:18:39 Спецназ «Орел» Дагестанского УФСИН организовал для школьников урок мужества
19.10.2017 18:14:53 Форум «Даргинский язык: состояние, проблемы и перспективы изучения» прошел в ДГУ
19.10.2017 18:11:22 Епископ Егорьевский Тихон посетил ДГМУ
19.10.2017 16:45:53 Миннац Дагестана представил справочник по языкам народов республики
19.10.2017 16:28:59 Новые книги на национальных языках презентовали в Дагестане
19.10.2017 15:30:52 46 проектов из Дагестана поборются за президентские гранты во втором конкурсе 2017 года
19.10.2017 13:23:38 Дагестанцы станцевали лезгинку на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи
19.10.2017 10:07:32 На шоу «Вечерний Ургант» рассказали о подвиге дагестанца, спасшего женщину с 4 детьми
18.10.2017 18:41:04 Внедрение инновационных технологий в непрерывное медицинское образование обсудили на конференции в ДГМУ
18.10.2017 17:52:06 Фонд «Пери» провел воркшоп на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи
17.10.2017 18:00:41 Участники Всемирного фестиваля молодежи и студентов ознакомились с работой бизнес-инкубатора «ПЕРИ Инновации»
17.10.2017 16:50:54 Помощник врио Главы Дагестана встретился с делегацией республики на ВФМС–2017 в Сочи
17.10.2017 15:02:24 Участники ВФМС–2017 рассказали журналистам о впечатлениях от поездки по Дагестану
17.10.2017 10:49:32 В Дагестане впервые запустили «Марафон Добрых дел» среди организаций
17.10.2017 10:30:13 Участники XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов посетили город Дербент
17.10.2017 10:04:39 В Дагестане презентуют новые книги на национальных языках
17.10.2017 09:00:06 Чету Кадыровых из Дагестана наградят в Москве за победу во Всероссийском конкурсе «Семья года – 2017»
16.10.2017 18:00:22 В медучреждениях Дагестана провалена реализация программы электронной записи – ОНФ
16.10.2017 17:32:53 Врио главы Минтруда Дагестана провел прием граждан

РИА видео

Экологический вестник 16

Фоторепортаж

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева