Четверг 20 сентября 2018 г.

В Дагестане отмечают 110-летие со дня рождения выдающегося ученого Хабибуллы Амирханова

15 мая 2017 15:00 Опубликовано в:  Общество  - Наука Источник :  Дагправда
В истории Дагестана было немало выдающихся ученых, просветителей, оставивших глубокий след в науке. Среди них особое место занимает академик Хабибулла Ибрагимович Амирханов, вошедший в историю отечественной и мировой науки не только как выдающийся организатор, но и как видный общественный и государственный деятель. С его именем связано становление и развитие академической науки в Дагестане.

Учитывая достигнутые успехи в области фундаментальных исследований и увеличение числа научных учреждений Дагестанской академической базы, Правительство страны в сентябре 1949 года ДагНИБ АН СССР преобразовало в Дагестанский филиал АН СССР. И сразу встал вопрос: кто возглавит филиал? Обком партии и дагестанское правительство, проанализировав все варианты, сделали ставку на Хабибуллу Амирханова, работавшего в Баку директором Института физики и математики.

Отец Амирханова был даргинцем из Цудахара, мать – аваркой из Унцукуля. Родился он в с. Корода Гунибского округа 7 мая 1907 года, в паспорте записали лезгином.

Бакинский период жизни и деятельности Амирханова отмечен тем, что он состоял в когорте ученых, стоявших у основания Академии наук Азербайджана. Именно Хабибуллой Амирхановым был основан в Баку академический институт физики и математики.

До этого под руководством известного профессора Е.Б. Лопухина он выполнил серию работ по физике нефти и газа и физическим методам разведки нефти. Несмотря на непростую научно-организационную работу, Хабибулла Амирханов активно занимался наукой. Без отрыва от основной работы он под руководством профессора Лопухина защитил кандидатскую (1942 г.) по техническим наукам, а затем под руководством патриарха советской физики академика А.Ф. Иоффе – докторскую диссертацию по физико-математическим наукам.

В 1949 году, минуя ступень члена-корреспондента, был избран действительным членом Академии наук Азербайджана, стал руководителем секции физики Азербайджанского отделения Закавказского филиала АН СССР, первым академиком в области физики в Азербайджане и первым дагестанцем, получившим звание академика. Амирханов уделял большое внимание развитию всех структур Дагестанского филиала, прежде всего укреплению материально-технической базы.

За период его работы в филиале были построены и оснащены современными (для того времени) научным оборудованием и приборами все здания, в том числе полевые станции, экспедиции, в которых сегодня размещаются и которыми пользуются все подразделения Дагестанского научного центра. Все то, что создано Амирхановым, трудно здесь охарактеризовать. Однако выдающаяся заслуга Амирханова состояла в создании Института физики. И именно здесь раскрылись подлинные его черты как глубокого ученого-физика и блестящего организатора науки. Без всякой скидки время переезда Хабибуллы Амирханова в Махачкалу можно считать началом становления физической науки в Дагестане. Обширные его исследования по теплофизике твердого тела и физической термодинамике жидкостей дали толчок поиску критических и сверхкритических явлений в окрестности знаменитой Ван дер Ваальсовской критической точки жидкость-пар, известной в науке более 100 лет.

И не случайно, что именно в этой области физики лично им получены впечатляющие результаты и созданы уникальные приборы и устройства, в том числе его адиабатический колориметр, способный измерять теплоемкость в экстремальных условиях – при очень высоких давлениях и температурах. В мире до сих пор нет ему аналога, и теплофизики мира восхищаются этим его калориметром.

Особое место отводилось также исследованиям физических свойств полупроводников, которые в то время, да и сейчас, стали самыми популярными, перспективными и востребованными объектами исследований во всем мире.

Хабибулла Амирханов искал новые особенности физических свойств полупроводников. По предложению своего учителя, великого советского физика академика А.Ф. Иоффе еще в Баку в 40-х годах он пытался обнаружить явление, названное им тепловым выпрямлением. Многие видные физики пытались дать объяснение этому явлению, но тщетно. Однако тепловое выпрямление в полупроводниках, наблюдающееся в условиях высоких градиентов температур, было открыто его учениками только в 70-х годах прошлого столетия в Институте физики Дагестанского филиала АН.

Под руководством Хабибуллы Амирханова также были выполнены первые работы по изучению квантовых гальвано- и термомагнитных явлений в полупроводниках. Для проведения таких экспериментов нужны были температуры, близкие к абсолютному нулю. Необходимо было также создать и сверхсильные импульсные магнитные поля, получаемые по методу академика П. Л. Капицы. Академия наук и физфак МГУ оказали ему поддержку в решении этих задач.

Так, при содействии кафедры физики низких температур физического факультета МГУ Хабибулла Амирханов с сотрудниками собрал установку, позволявшую получать импульсные магнитные поля до рекордных к тому времени значений напряженности магнитного поля – почти до трехсот тысяч килоэрстед, что более чем в миллиард раз превышает величину магнитного поля Земли. Под его руководством впервые на Юге России была также запущена криогенная ожижительная станция, позволяющая получать из атмосферного воздуха жидкий азот (1958 г.) и кислород, а в последующем превращать газообразный гелий в жидкий (1964 г.).

По сей день гелиевая ожижительная криогенная станция Института физики ДНЦ РАН, понижающая температуру до -270°С и ниже, остается единственной на Северном Кавказе и Юге России. При таких температурах практически прекращается тепловое движение атомов и вещество приобретает качественно новые свойства – квантовые. Переход на такой уровень физического эксперимента позволил коллективу научных работников Института физики под руководством Хабибуллы Амирханова одними из первых в мире исследовать квантовые свойства и явления в полупроводниках.

Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!