"

Шанисат Гаджилова: «В памяти аварцев имя Махмуда сохранилось как олицетворение непревзойденного, самобытного мастера поэтического слова»

Фото:
4848
13 минут

Дагестан отмечает в 2014 году 140-летие со дня рождения классика дагестанской литературы Махмуда из Кахабросо. О жизни и творчестве аварского поэта корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала научный сотрудник отдела литературы Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук Шанисат Гаджилова.

Она отметила, что о Махмуде из Кахабросо сказано и написано немало, имя его стало легендой. В дагестанском литературоведении сформировалась самостоятельная область – махмудоведение, занимающаяся сбором, систематизацией, изданием его творческого наследия.

Личность и творчество Махмуда всегда находились в эпицентре аналитических работ, да и любая обобщающая работа по истории и теории художественной культуры Дагестана не обходилась без привлечения к анализу его поэзии. Этим объясняется значительность работ, посвященных наследию поэта. В памяти поколений аварцев имя Махмуда сохранилось как олицетворение непревзойденного, самобытного мастера поэтического слова. Гамзат Цадаса в своей работе о Махмуде пишет, что после того, как в горах появились песни Махмуда, произведения других поэтов начали забываться. Эта же мысль является сквозной в работе профессора Л. Жиркова.

Литературовед Ч. Юсупова, посвятившая исследованию творчества Махмуда ряд специальных работ, пишет: «Исследовать лирику Махмуда, передать в полной мере глубину и емкость ее содержания, красоту и изящество слога, возвышенность и благородство устремлений, неизбывную нежность и напряженность переживаний, глубинную страстность и неповторимую искренность образов представляется таким трудным делом, каким для самых романтиков было стремление выразить невыразимое».

Детство поэта

Махмуд из Кахабросо родился в семье простого узденя Анасил Магомеда в 1873 (1874) году. Деда Махмуда звали Тайгиб, он пас аульский скот, всю жизнь так и проработал простым пастухом, вел жизнь рядового крестьянина. Как часто бывало в Аварии, люди давали друг другу различные прозвища. Односельчане называли Тайгиба Анасом. И поэтому отца Махмуда называли Анасил Магомед, так он и вошел в литературу. Мать Махмуда звали Ашурой. Семья была небольшой по горским меркам, кроме Махмуда у них был еще один сын, младшего родители звали Омаром. Уехав на заработки в 1913 году в Харьков, он пропал без вести.

В работах, посвященных жизнеописанию Махмуда, подчеркивается, что семья Анасил Магомеда жила бедно, чуть ли не нищенствовала. Достатком она действительно не отличалась, но имела свою пашню, обыкновенный дом в центре аула, мелкий рогатый скот, вьючное животное. По меркам аула Кахабросо семья Анасил Магомеда была рядовой, средней. В ауле все семьи не отличались благополучием, условия жизнеобеспечения аульчан были тяжелыми. В горных аулах широко распространенным явлением было «гьирихъ хьвади» - поездка за мешком, то есть мешком зерна. Такие поездки совершал и Анасил Магомед. Через Харибский перевал он со своим ишаком вместе с земляками несколько раз в году отправлялся в Чечню и возвращался с мешком кукурузы. Но и этого оказалось недостаточно, каждая семья должна была искать дополнительный приработок. Так, каждую неделю Анасил Магомед, перевалив через две горы, оставив позади 30 километров со своим ишаком, навьюченным двумя мешками с древесным углем, отправился на Хунзахский базар, чтобы продать уголь офицерам, служившим в Аранинской крепости. Они его покупали для топки каминов, утюгов, мангалов, самоваров. За мешок угля можно было выручить один рубль, за которого можно было купить ситец на платье, сатин на рубашку, козленка или ягненка. Это был надежный заработок плюс к доходам, получаемым от собственного хозяйства.

Анасил Магомед был человеком грамотным, набожным, он, как положено отцу-мусульманину, обучил сыновей чтению Корана, основам ислама, письму. Этому учил он и детей аульчан. После завершения коранической школы в 1879 году дядя Махмуда по материнской линии Хандулал Магомед, женатый на бетлинке и живший в ее ауле, чтобы дать перспективное для того времени образование, забрал Махмуда к себе. Дядя определил мальчика на учебу к мусульманскому ученому Гайдарову Магомеду, у которого Махмуд учился до 1884 года. В воспоминаниях о Махмуде рассказывается и том, что он, Хаскиль из Харайчи, Шайхулислам из Инквалита учились у Магомеда Гоцинского – отца Нажмуддина Гоцинского. Следующим пунктом учебы Махмуда было медресе аула Ашильта. В этом ауле тоже жили родственники Махмуда, и это облегчило мутаалимскую жизнь его. Здесь, в Ашильте он встретился и близко познакомился с Тажуддином-чанка из Батлаича, который работал в Ашильта с 1884 года.

В 1894 году Махмуд завершает курс обучения в ауле Цатаних. Все, кому приходилось общаться с Махмудом, отмечают его высокий ум, интеллект, память, сообразительность. Он завершил курс обучения с достаточно высокими результатами, знанием арабского языка, дисциплин, изучаемых в медресе, основами теологии, арабо-мусульманской культуры в целом. Это очень наглядно и убедительно подтверждает его поэзия, насыщенная арабизмами, понятиями и терминами, образами мусульманской религии, арабо-мусульманской культуры, особенно поэзии. Знание им арабской литературы выходит далеко за рамки знаний, даваемых в медресе в этой области.

Как человека подготовленного, образованного джамаат аула решил избрать его дибиром. Но по своей натуре Махмуд был человеком, не терпящим рутины однообразия, любящим веселье, музыку, подвижным, шумным. Он не обладал солидностью, спокойствием, терпением необходимыми для священнослужителя. Поэтому он сложил с себя обязанности дибира, хотя эта должность могла материально его обеспечить.

Но это вовсе не значит, что он был безразличен к вере, плохо исполнял обязанности мусульманина. Наоборот, во всех воспоминаниях современников Махмуд характеризуется как человек верующий, исполняющий все предписания шариата, но особого усердия в этом не проявлял, в то же время не был замечен в богохульстве, вероотступничестве, каким стремились его сделать идеологи советского атеистического периода.

Любовь Махмуда из Кахабросо

В 1895 году в возрасте 22 лет Махмуд берет в жены односельчанку Рабият. Прожили они вместе три года, в 1898 году развелись. Причиной послужило отсутствие детей. Жители аула Цатаних, хотя и знали, что Махмуд в родном селении оставил дибирство, пригласили его занять эту должность, считая, что он уже зрелый мужчина, остепенился и справится с работой. Махмуду шел тридцатый год. Но жизнь показала, что, несмотря на прожитые годы, накопленный житейский опыт, Махмуд остался таким же непоседой. Но пребывание в Цатанихе внесло новую струю в его жизнь. Друзья поэта – Мухума Гимбатов и Багичолав предложили ему жениться на жизнерадостной, симпатичной вдове Жамилат.

Жамилат обладала музыкальным слухом и хорошим голосом. Друзья считали, что они подходят друг другу и что у них сложится хорошая семья. Но этого не случилось. Положение Жамилат было незавидным. Родня мужа ее невзлюбила, жить рядом с ними становилось невозможным, а муж появлялся дома очень редко, он больше пропадал у друзей, жил в свое удовольствие. Как и в прежнем браке, у Махмуда не было детей. Оскорбленные отношением к своей сестре, братья Жамилат забрали ее домой. С Жамилат Махмуд прожил пять лет, до 1908 года. В этом году он с друзьями решил отправиться на заработки в Грузию. В это время было завершено строительство железной дороги до города Гори. Махмуд со своим другом Лабазаном работал обходчиком путей. В это же время строился морской порт в Туапсе и был объявлен набор рабочих. Махмуд с Лабазаном поехали туда и устроились на работу. Там они познакомились с Махачом Дахадаевым, который работал инженером. Годы пребывания Махмуда в Закавказье остаются белым пятном в его биографии.

В 1912 году Махмуд вернулся домой. По приезду он купил коня-скакуна, дополнительный участок пашни, десяток коз. Радости родителей не было конца, сын серьезно занялся хозяйством. Но продолжалось это недолго. В 1912 году он организовал скачки в Кахабросо, пригласил наездников из соседних аулов, за свой счет установил призы победителям, после скачек были состязания по борьбе, метанию камня, поднятию тяжестей, а также конкурс певцов, призы для которых были также установлены поэтом.

В 1914 году Махмуд решил направить сватов к родителям Муи, которая уже пять лет была вдовой. Но родители Муи категорически отказались сватам, отец ее, Магомедали, сказал: «Я выдам свою дочь за попрошайку, но за Махмуда не выдам. Он не уважил наш род, опозорил его, ославил его в стихах». Эта была последняя надежда Махмуда мирно уладить семейные дела. Он был глубоко опечален и часто с негодованием говорил о несправедливости отношения родни Муи к нему: «Чтобы понравиться родне Муи, я сделал все, что смог, но им все мало». Основным средством выражения своей души, своих чувств, переживаний для Махмуда были стихи.

Видя состояние поэта, его отрешенность от жизни его друзья стали искать другой путь соединения их судеб – украсть Муи. Она симпатизировала Махмуду, уговорить ее на этот шаг считалось делом возможным. В начале лета – в июне 1914 года Муи со своим домработником Микаилом пошла на свое поле и, велев ему ждать ее здесь, спустилась в ущелье, где ее ждали Махмуд со своими друзьями. Все вместе они отправились в Ашильту. Махмуд с друзьями остановились у родственника Хайбуллы, Муи устроили у его брата Абдулмаджида. Бетль наполнился слухами о похищении Муи. Из Унцукуля был получен приказ наиба доставить туда под стражей Махмуда и Муи.

При свидании с родственниками Муи сказала, что никто ее не похищал, а в Ашильту она прибыла по своим личным делам и потребовала, чтобы они быстрее забрали ее домой, ибо она соскучилась по детям. Муи отпустили домой, а Махмуда под стражей отправили в окружной центр в Хунзах, чтобы наказать, как виновника нарушения общественного порядка. Есть версия, что наиб, который разговаривал с Муи, напугал ее, что если она выйдет замуж за Махмуда, то будет лишена материнских прав на своих детей, их у нее отнимут и отдадут на воспитание в государственное учреждение – такие меры наказания в то время практиковались. Есть версия вторая, что наиб предупредил ее, что если она даст свое согласие на брак с Махмудом, то родственники Кебедмагомеда убьют его. Чувство долга перед своими двумя сыновьями, материнское чувство оказалось сильнее чувства любви к Махмуду.

Махмуд прибыл в Хунзах, но привлекать его к суду не стали, не нашли достаточных для этого причин. Так навсегда была похоронена мечта поэта прожить с любимой оставшуюся часть жизни. Свое горькое разочарование, обиду поэт изложил в стихотворении «Разрушились дворцы сердечной страсти», в котором весьма подробно, с болью в душе повествует о своих взаимоотношениях с любимой.

После измены любимой, после ее отказа от обещания соединить с ним свою судьбу, Махмуд возненавидел всех женщин, потому что Муи он считал самой лучшей и совершенной из них. Все же у поэта остались ценности, которые приносят ему удовлетворение и восполняют пустоту, образовавшуюся в его жизни. Это его поэзия, в которой он воспел свою несокрушимую любовь.

Махмуд на войне

С началом военных действий Первой мировой войны с 23 августа 1914 года был объявлен приказ Николая II о создании «Кавказской туземной конной дивизии». В дивизию зачислялись горцы, пригодные по состоянию здоровья к военной службе, в возрасте от 18 до 40 лет. Хотя Махмуд превышал возраст добровольца, ему в 1914 году исполнилось 41, он все же был записан в полк как доброволец. Тяжелое бремя войны не остужало его поэтический пыл. Он продолжал творить самозабвенно. Произведения, созданные им в эти годы, являются лучшими образцами его поэтического творчества. В январе 1915 года Махмуд был ранен в живот. Рана серьезно подорвала его здоровье, поэтому он был отправлен на долечивание. Осенью 1916 года он вернулся в полк на службу. В боевых действиях он был второй раз ранен в голову с сотрясением и отправлен на лечение, после чего опять возвращается в строй в 1917 году. На войне, видимо, он находил душевный покой. За мужество и отвагу Махмуд был награжден георгиевским крестом. Возвратившись к однополчанам, Махмуд сообщает им, что в России повержен царь и страной правит временное правительство. 26 сентября 1917 года горцы возвратились на родину, проявив мужество и героизм и оставшись верными военной присяге даже в изменившихся политических условиях.

Неразделенная любовь в творчестве поэта

В творческом наследии Махмуда есть пятнадцать произведений-посланий, являющихся обращением из чужбины к своей возлюбленной, оставшейся в горах. Эти произведения могли быть написаны в 1900-1903 годах, когда поэт находился на заработках в Азербайджане, или в 1908-1912 годах, когда Махмуд был в Гори или в Туапсе, или же в 1914-1917 годах, будучи на фронтах Первой мировой войны. Среди них произведения, написание которых на Карпатах не вызывает сомнений, в них описаны неопровержимые реалии военного быта. Это «Обманчивая подруга», «Правдивый рассказ о горении сердца», «Передав почтовой бумаге сердечные думы» и поэма «Мариам». Через эти произведения проходит мотив неразделенной любви, тоски по любимой, страсти к ней, желание получить от нее или о ней хоть какую-нибудь весточку, стремление найти что-нибудь, что напомнило бы Махмуду о своей любимой, с которой он, уходя на войну, не смог даже проститься.

Возвращение к себе домой имело пагубное последствие и для самой Муи. Она была ославлена как похищенная, но не вышедшая замуж. Сплетни и слухи о ней распространились по всей округе. Родственники Кебедмагомеда, особенно его сестры выражали ей презрение, ненависть и всячески досаждали ей. Более чем холодным было отношение к ней и со стороны своей родни. Из-за постоянного стресса она заболела чахоткой, начала таять как свеча. Когда она скончалась в 1917 году, Махмуд уже возвратился с фронта и находился в своем родном ауле. Вместе со своим другом Маадом он пошел в Бетль, выразил соболезнование родным и близким своей возлюбленной, посидел на тазияте. Присутствовавшие выражали соболезнование и Махмуду, как человеку, потерявшему близкого человека. Свою боль и горечь утраты по поводу смерти Муи поэт выразил в элегии, посвященной ее памяти. В последние годы своей жизни в произведениях Махмуда очень часто звучит слово «хвел» - «смерть». Его образ жизни, мысли, поведение, поступки были нестандартными, непривычными, непринятыми в обществе, они выходили за границы дозволенного. Об этом пишет и сам поэт.

Надо сказать, что племянник Кебедмагомеда стрелял в Махмуда, хотя и стрелял с близкого расстояния, но промахнулся. Двоюродный брат Муи, Ибрагим был обнаружен в засаде и вовремя обезоружен. Как по лезвию бритвы шагал поэт по тропе жизни. На фронте Махмуд был неоднократно ранен, но со временем эти раны заживались, зарубцевались, а раны, нанесенные жизнью, безответной любовью, сердечными страданиями кровоточили, ныли всю жизнь, лишая его покоя и равновесия.

22 сентября 1919 года Махдил Магомед у себя дома ранил Махмуда в голову. Согласно одной из версий, случилось это после того, как Махмуд сказал оскорбительные слова в адрес сестры и жены Махдил Магомеда. 26 сентября, не приходя в сознание, ранним утром Махмуд скончался.

В своем творчестве Махмуд разработал традиционную для мировой лирической поэзии тему любви, но его произведения на эту тему насыщены высокими страстями, накалом огня. Поэт нашел и соответствующие художественные средства для выражения кипения, клокотания человеческих чувств. Лирика его высоко поэтична, насыщена яркими, неповторимыми образами, она полифонична, многоцветна, сверкает всеми цветами радуги.

Новости раздела