"

Монументальный комплекс, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью средневекового Дербента, будет музеефицирован

Фото:
4667
4 минуты
Монументальный комплекс X - начала XIII века в Дербенте, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью средневекового города, который открыт в ходе археологических работ, будет музеефицирован, сообщил РИА «Дагестан» заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев.

Масштабные раскопки на улице Мамедбекова в Дербенте на выявленном при строительных работах в апреле 2013 года памятнике археологии, расположенном рядом с башней №19 северной оборонительной стены города, провела в июне-августе 2014 года Дербентская новостроечная археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН во исполнение поручения Президента РФ В. Путина.

По словам Гаджиева, этот комплекс включал установленные стелы с религиозными текстами на арабском языке XI-XII веков, каменные и керамические водоводы, вымостки из больших плит, водоотстойники, крупные бассейны-резервуары, сложенные из огромных, хорошо отесанных блоков, соединенных особым замковым способом. Рядом с бассейнами открыта площадка размерами 3,4 х 3,4 метров, также сложенная из крупных отесанных каменных плит и которая, по всей видимости, представляет собой остатки небольшого разрушенного зийарата (пира). Среди развала крупных обработанных каменных блоков от некогда возвышавшегося на этой площадке здания выявлен каменный, слегка суживающийся кверху, квадратный в сечении столбик-«алтарь» размерами 81x29x28 см, на одной грани которого в верхней части вырезано слово «Аллах». Вода сюда была проведена из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-кала - остатки средневековых керамических водоводов наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены.

Датировка комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды, которая относится к X - началу XIII века и среди которой представлены как местная керамика, в том числе высокохудожественные глазурованные блюда, так и привозная иранская фаянсовая посуда, среди которой выделяются пиалы, декорированные люстром - особым золотистым пигментом для росписи. К этому же периоду относятся и индивидуальные находки, в том числе немалочисленные обломки стеклянных браслетов, флакон для благовоний, бронзовое перекрестие кинжала. Особый интерес представляют многочисленные находки монет - их найдено 55 экземпляров.

«Очевидно, такое большое количество монет, найденных в пределах одного раскопа, объясняется культовым характером памятника, на котором оставляли в качестве «приношений» и во исполнение сокровенных желаний и обета (арабского «назр») медные монеты. Основная масса их датируется второй половиной XII - началом XIII века и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226), маликов Баб ал-абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (1160-е годы) и Бекбарса ибн Музаффара (1170 - начало XIII века). Эти находки указывают на начало XIII века как на время прекращения функционирования данного комплекса, активно действовавшего в XI-XII веках. И ясно, что это было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента. В нумизматической коллекции представлены также 2 омаййадских фельса рубежа VII-VIII веков и 10 аббасидских фельсов второй половины VIII века, которые, возможно, фиксируют время возникновения и первый этап активного функционирования культового места.

Монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами, многочисленные находки монет однозначно указывают на религиозно-культовое назначение комплекса. Можно предполагать, что выявленный комплекс, связанный с системой водоснабжения, служил для совершения ритуальных омовений (араб, вуду, гусль), очищений (араб, тахарат), иных обрядовых действий. В этой связи отметим особую роль и значение воды, в особенности родниковой, в исламе», – считает Гаджиев.

Ученый также обратил внимание на местоположение выявленного комплекса - он находился вне пределов городской застройки, то есть вне средневекового шахристана, вдали от центральных ворот Баб ал-джихад (тюркского «Кырхляр-капы») северной городской стены, но рядом с ней и с башней №19. Рядом с ним располагалось обширное мусульманское кладбище Кырхляр, от которого ныне сохранился только небольшой участок почитаемых могил шахидов ХI-XII веков, находящийся в 500 метрах к северо-западу от данного комплекса. «Можно полагать, что выявленный комплекс, учитывая его местоположение, культовый характер, связь с водой, с ритуалами омовения и очищения, имел непосредственное отношение к центральному кладбищу Баб ал-абваба», – говорит археолог.

По результатам проведенных археологических исследований на раскопе 26 августа 2014 года было проведено научно-производственное совещание с участием археологов, представителей заказчика работ - ООО «Газинжсети», Управления охраны памятников министерства культуры Дагестана, Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Дербента. На совещании было принято коллегиальное решение музеефицировать выявленный объект археологического наследия.

Новости раздела