"

Конференция, посвященная этнокультурному измерению общедагестанского единства, проходит в Махачкале

Фото: Альберт Токаев
3083
8 минут
Республиканская научная конференция «Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности» проходит в Махачкале, в здании Дома дружбы сегодня, 29 мая.

Она организована дагестанским культурно-историческим обществом, Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН, ГБУ Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» при содействии представителей университета.

Участие в работе конференции приняли представители Народного Собрания республики, руководители министерств и ведомств, ДНЦ РАН, вузов и других учреждений Дагестана, гости из других регионов Северного Кавказа.

Открыл работу мероприятия председатель ДНЦ РАН Хизри Амирханов. Он отметил, что тема конференции очень важна для Дагестана. «Казалось бы, что мы не знаем о нашей культуре, о единстве этой культуры, о том, что связывает наши народы. И тем не менее, проводя мероприятия подобного рода, издавая статьи и монографии на эту тему, мы не всегда вникаем в глубину этих понятий, не всегда осознаем степень того, насколько мы едины исторически и культурно.

Сегодняшнее мероприятие, которое организуется несколькими учреждениями, показывает большое внимание научной общественности и деятелей культуры к этой проблематике. Важно, что мероприятие проводится практически накануне празднования 2000-летия Дербента. Тема Дербента имеет первостепенное значение в конференции, этому будет уделено большое внимание и в содержании нашего мероприятия», – сообщил председатель ДНЦ РАН.

Амирханов напомнил, что всего 20 дней назад наша страна отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. По его словам, эта победа не могла быть достигнута без единства, сплоченности народов нашей многонациональной страны. 8 мая, накануне праздника, в Дербенте после реконструкции был открыт Парк боевой славы и установлен мемориал «Скорбящая мать».

«Проблема единства народов, межэтнического и межконфессионального диалога особо актуализировалась в последние годы. Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН совместно с министерством по национальной политике республики была проведена в прошлом году республиканская научно-практическая конференция “Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы”. Нынешняя конференция является ее логическим продолжением», – отметил Хизри Амирханов.

В ходе конференции планируется обсудить широкий спектр проблем, связанных с этнокультурным содержанием понятия «общедагестанское единство». В программу мероприятия вошло более 100 докладов и выступлений. Особый интерес вызывают доклады, посвященные истории, традициям, богатому опыту межконфессионального общения города Дербента. В пределах Великого шелкового пути Дербент стал и сегодня продолжает оставаться одним из знаковых символов общедагестанского единства и сплоченности. Именно поэтому в рамках работы конференции был продемонстрирован фильм о древнем Дербенте.
С докладом об открытии и исследовании мусульманского культового комплекса X – начала XIII века в Дербенте выступил заместитель председателя ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев. Он рассказал, что в ходе строительства и укладки инженерной инфраструктуры  по улице Мамедбекова в Дербенте 18 апреля 2013 года в 15 метрах от северной городской оборонительной стены VI в. в вырытой строительной траншее были обнаружены крупные каменные блоки стены и пять вертикально установленных каменных прямоугольных стел.

«Четыре из них имели арабские надписи, а две были вынуты из траншеи экскаватором. Строительные работы проводились ООО “Газинжсети” (заказчик работ – Администрация г. Дербента) без соответствующего археологического надзора в непосредственной близости от северной городской оборонительной стены, входящей в состав памятников Дербента, включенных в 2003 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

20 апреля 2013 г. я, дирекция Дербентского государственного музея-заповедника, представитель администрации Дербента и представитель ООО “Газинжсети” составили акт о выявлении объекта археологического наследия с указанием необходимости приостановить работы на данном участке и провести спасательные археологические работы.

Уже 22 апреля 2013 года приказом министра культуры Дагестана Зумруд Сулеймановой памятник был взят на учет как выявленный объект археологического наследия, а 23 апреля министр направила соответствующее предписание о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение объекта культурного наследия, подрядной организации с требованием приостановить строительные работы и привлечь специализированную организацию для производства срочных охранно-спасательных археологических изысканий», – рассказал археолог.

По словам ученого, 15 ноября того же года был заключен договор между ООО «Газинжсети-Техно» и Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН на проведение археологических изысканий летом 2014 года. В июне-августе 2014 года Дербентская новостроечная археологическая экспедиция ИИАЭ ДНЦ РАН провела раскопки указанного памятника археологического наследия.

«Место расположения раскопа, получившего цифровое обозначение ХХХ и имевшего площадь свыше 360 кв. м – территория за пределами средневекового шахристана (собственно средневекового города), но примыкающая к северной городской оборонительной стене рядом с башней № 19, у ее стыка с куртиной, на расстоянии около 600 м от главных ворот северной городской стены – ворот Кырхляр-капы.

Выявленные стелы с надписями изготовлены из мелкозернистого дербентского песчаника. Перевод надписей любезно осуществлен профессором Амри Шихсаидовым и кандидатом исторических наук Аликбером Аликберовым», – сообщил докладчик.

В своем выступлении он подробно остановился на описании стел, обнаруженных на месте работ, надписей на них и т.д.

«Выявленные стелы с надписями пополняют корпус эпиграфических памятников Дербента, который предстает не только городом-музеем, но и «библиотекой» под открытым небом. Палеография надписей на них определяет датировку стел XI-XII веками, что подтверждается и комплексом археологического материала, обнаруженного в ходе раскопок.

В результате проведенных работ на раскопе ХХХ был открыт монументальный комплекс, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью средневекового города. Этот комплекс включал сообщающиеся между собой каменные и керамические водоводы, четыре небольших каменных водоотстойника-корыта, большую каменную ванну из цельного блока ракушечника в человеческий рост, три крупных бассейна-резервуара, сложенных из четырех или шести огромных, хорошо отесанных блоков», – рассказал М. Гаджиев.

Было также отмечено, что рядом с бассейнами открыта подквадратная в плане площадка размерами около 3,4х3,4 м. «По периметру она сложена из пяти крупных отесанных каменных плит. У западного угла площадки зафиксирован in situ стоящий массивный угловой блок, фиксирующий сохранившийся участок обводящей стены. В центральной части площадки расчищены две небольшие удлиненные выемки, каждая из которых была частично накрыта частично обработанным камнем. Заполнение их представляло собой серый рыхлый грунт с включением древесных угольков. Пространство вокруг выемок несет следы долговременного воздействия огня – камни вымостки вокруг выемок потрескались, они имеют слабый красноватый цвет, обожженность, прокаленность.

По всей видимости, выявленная площадка представляет собой платформу от возвышавшегося на ней разрушенного небольшого квадратного в плане культового сооружения, на что может указывать и расположенный рядом с ней сконцентрированный развал крупных обработанных каменных прямоугольных блоков. Среди блоков этого развала от некогда возвышавшегося на расчищенной платформе здания был выявлен каменный, слегка суживающийся к верху, квадратный в сечении столбик-«алтарь» (высотой 80 см), на одной грани которого в верхней части вырезано слово “Аллах”.

Наконец, отметим, что вода к этому культовому объекту поступала из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-кала – остатки средневековых керамических водоводов наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены», – сообщил ученый.

По его словам, датировка открытого комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды, которая относится в основной своей массе к X – нач. XIII века и индивидуальные находки, в том числе немалочисленные обломки стеклянных браслетов, флакон для благовоний, бронзовое перекрестие кинжала и др.

Особый интерес, по словам докладчика, представляют многочисленные находки монет – их найдено 55 экземпляров. «Вероятно, такое большое количество монет, найденных в пределах одного раскопа, объясняется культовым характером памятника, на котором, возможно, оставляли в качестве “приношений” и во исполнение сокровенных желаний и обета (араб. назр) медные монеты. Основная масса их датируется второй половиной XII – нач. XIII в. и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226), маликов Баб ал-абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (1160-е гг.) и Бекбарса ибн Музаффара (1170 - нач. XIII в.).

Эти находки указывают на начало XIII в. как на время прекращения функционирования данного комплекса, активно действовавшего в XI-XII вв. И ясно, что это было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента, когда численность населения и территория обживания средневекового города сильно сокращаются.

В нумизматической коллекции представлены также 2 омаййадских фельса рубежа VII-VIII веков и 10 аббасидских фельсов второй половины VIII века, которые, возможно, фиксируют время возникновения и первый этап активного функционирования культового места. Не исключено, что его возникновение связано с огромной строительной деятельностью в городе при арабских наместниках, которые проводили значительные работы по благоустройству Дербента, в том числе и по строительству систем водоснабжения, которым придавалось особое значение», - сообщил М. Гаджиев.

Он уверен, что монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами, многочисленные находки монет однозначно указывают на религиозно-культовое назначение комплекса.

«Можно предполагать, что выявленный комплекс, учитывая его местоположение, культовый характер, связь с водой и, очевидно, с ритуалами омовения и очищения, имел непосредственное отношение к центральному кладбищу Баб ал-абваба XI-XII веков», - сказал ученый.

В заключение своего доклада он отметил, что открытие и исследования этого неординарного и долго функционировавшего культового объекта вместе с ранее выявленным нами и изученным мусульманским культовым памятником «Ворота Судного дня» (или «Ворота Воскресения» – араб. Баб ал-Кийама, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) представляют огромный интерес для изучения ислама в средневековом Дербенте – одном из важнейших и крупнейших мусульманских центров Кавказа.

В ходе пленарного заседания прозвучали также доклады, посвященные потенциалу этнокультурного наследия и туристических ресурсов в возрождении Шелкового пути, религиозно-культурному диалогу как основе формирования целостного мировоззрения молодежи Северного Кавказа, объединительному и этнокультурному значению празднования 2000-летия Дербента и другие.

В рамках конференции были представлены выставка «Великий шелковый путь: связь времен» и фильм о Дербенте.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в двух секциях: «Этнокультурные и исторические традиции общедагестанского единства» и «Этническое, религиозное и нравственное измерение социокультурного развития народов Дагестана и формирования общедагестанского единства».

Новости раздела