"

Вопросы повышения качества физико-математических знаний школьников и студентов обсудили в Махачкале

Фото:
2594
4 минуты
Открытое совместное заседание Совета старейшин при Главе Дагестана и президиума Конгресса дагестанской интеллигенции прошло сегодня, 30 сентября, в конференц-зале ректората Дагестанского государственного университета.

На повестке дня заседания значился вопрос о деградации физико-математических знаний школьников и студентов и задачах учебных заведений, научно-педагогической общественности по повышению качества образования. Участие в заседании приняли члены Совета старейшин, президиума Конгресса дагестанской интеллигенции, представители министерства образования и науки республики, директора филиалов российских вузов, деканы и заведующие кафедрами математических, физических и технических факультетов вузов республики, учителя математики и физики и другие.

Открывая мероприятие, председатель Совета старейшин при Главе Дагестана Абдулла Магомедов напомнил, что накануне нового учебного года в республике прошло много различных собраний, конференций, совещаний. На всех уровнях, в том числе и на августовском форуме учителей с участием Главы республики Рамазана Абдулатипова, говорили о реализации государственной политики в области образования, о цифрах, смыслах, трендах, тенденциях, об обучении на основе компетентностного подхода.

«Если присмотреться к изменениям последнего времени в образовательной системе республики, то обнаружится, что изменения идут, и довольно серьезные. Однако все позитивные изменения не означают, что в образовании нет острых, судьбоносных проблем для народов Дагестана. Одна из самых приоритетных – ползучая деградация физико-математических знаний школьников и студентов. Вот почему старейшины и ведущие ученые республики обращают сегодня внимание власти, учительского и преподавательского сообщества, общественности, родителей, СМИ на проблему повестки дня нашего сегодняшнего заседания.

Речь идет не только о катастрофическом уровне базовых знаний школьников и студентов или, к примеру, о том, что эффект компетенций по математике, то есть процент двоек от 5 к 7 классу растет от 10 до 40%, или значительная часть наших выпускников практически не умеет выполнять действия с дробями и процентами. Речь, по большому счету, идет о развитии территории республики, о переходе региона с примитивной экономики к конкурентоспособной рыночной экономике, о градообразующих современных предприятиях и т.д. Получается очень простая формула: нет физико-математических знаний – нет инженерных кадров, нет инженерных кадров – нет промышленности, нет промышленности – нет полноценной нации. А в основе всего этого – физико-математическая подготовка школьников», – уверен Магомедов.

Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов в своем выступлении отметил, что вопрос, который обсуждается сегодня на заседании, должен быть в центре внимания и подниматься на всех уровнях. «Всегда нужно прислушиваться к тому, что говорят люди, которые прожили полную, мудрую жизнь, приобрели опыт, выслушать их мнение по поводу процессов, которые сейчас протекают в нашем обществе. Вопрос, обсуждаемый сегодня, на самом деле очень злободневный, и его острота как раз характеризуется словом “деградация”», – отметил ректор.

С основным докладом на заседании выступил заведующий кафедрой биофизики, информатики и медаппаратуры Дагестанской государственной медицинской академии Магомед Ризаханов. Докладчик обозначил причины непопулярности физико-математических наук среди школьников и студентов и предложил пути решения этой проблемы, отметив, что решать ее необходимо комплексно.

На заседании выступили директор Института физики Дагестанского научного центра РАН Ибрагимхан Камилов, учитель математики махачкалинского лицея №22, победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года – 2014» Марина Лахина и другие, которые поделились своим видением данной проблемы и путей ее решения.

В частности, было отмечено, что ситуацию улучшать нужно начиная со школ, увеличить ответственность учителей за знания учеников. Выступающие говорили и о недостаточности часов, выделяемых в учебной программе для изучения физики – 2 часа в неделю, тогда как необходимо как минимум три, и о многом другом.

По итогам заседания были приняты предложения-рекомендации Главе и Правительству Дагестана по улучшению ситуации. В частности, министерству образования и науки республики, ректорам и директорам вузов, филиалов, колледжей и школ рекомендовано провести систематический анализ качества физико-математических знаний учащихся с целью выявления и определения конкретных инициатив на местах и определения программ и планов по улучшению преподавания математики и физики; принять все возможные меры по созданию и оснащению учебных кабинетов по физике и информатике и по обеспечению школьников учебниками.

Рекомендовано также разработать предложения по созданию профильных классов межрайонных лицеев, летних школ, особенно в горных и высокогорных районах, и приступить к их реализации. Пересмотреть учебные планы в сторону увеличения числа часов по физике до 3 или 4 в неделю, усилить роль методических центров и Дагестанского института развития образования по внедрению эффективных методов обучения по физике и математике.

Члены совета и президиума Конгресса дагестанской интеллигенции также предложили изыскать возможности для увеличения зарплаты учителям по математике и физике, организовать республиканский конкурс грантов для преподавателей этих дисциплин; проводить на базе ДГУ республиканскую олимпиаду по математике, физике и информатике для учащихся 8-11-х классов с целью выявления одаренных детей и с последующим ежегодным отслеживанием динамики их развития и т.д.

Новости раздела