"

В Правительстве Дагестана обсудили вопросы экономического развития транспортной и строительной сфер

Фото:
1677
6 минут
Недавно в Доме правительства республики вице-премьер – министр экономики и территориального развития Дагестана Раюдин Юсуфов и советник Главы республики Деньга Халидов организовали обсуждение одного из ключевых проектов в рамках государственно-общественного партнерства.

Эксперты и общественные лидеры, объединенные в рамках Ассоциации НКО РД «Единство и развитие», а также помощник Главы Дагестана по экономическим вопросам Зейдула Юзбеков давно уже поднимают проблемы теневой экономики и пути их решения. В правительстве республики озабочены этой проблемой не меньше. Ход выполнения проекта «Обеление экономики» за прошедшее полугодие вызывает много вопросов и  здесь общественники предлагают свои варианты реализации этого проекта, когда без всяких капитальных вложений, за счет только организационно-институциональных новшеств, можно увеличить налоговые и неналоговые поступления в разы, а то и десятки раз как, к примеру, в сфере городских и междугородных перевозок на маршрутках. А это без малого 1-1,3 млрд. рублей, которые могли бы поступить в бюджеты городов Дагестана.

Глава республики Рамазан Абдулатипов, ознакомившись с предложениями общественников, поручил изучить их и ускорить принятие решения по ним. Ассоциация НКО «Единство и развитие», попечительский совет которого возглавляет Д. Халидов, выдвинуло группу экспертов для постоянного сотрудничества  с правительственными структурами в рамках как проекта «Обеление экономики», так и других приоритетных проектов развития республики.  

Раюдин Юсуфов в процессе обсуждения напомнил, что в 2013 году темпы роста промышленного производства составили 154%, в 2014 году этот показатель составил 99%, то есть остался на уровне 2013 года.

«Удельный вес объема ВРП транспорта и связи в Дагестане составляет 5,1%. Налоговые платежи от трубопроводного транспорта составляют порядка 1,2 млрд рублей, в то же время наземный транспорт дает 200 млн. рублей. Этот показатель очень низкий», - сказал он. Юсуфов также добавил, что в Дагестане порядка 15 тысяч единиц автотранспорта занимаются извозом, но налоги в этой отрасли минимальны. По мнению главы Минэкономики республики, этот процесс не прозрачный и не определенный, в этом направлении нужно наводить порядок.
Исалмагомед Набиев, лидер Независимого профсоюза водителей и предпринимателей в своем выступлении заметил, что «Налоговый потенциал в сфере извоза на маршрутках составляет около 1-1,3 млрд. рублей в год по республике в целом. Сегодня же собирают налоги от силы в несколько десятков млн. рублей в год. Причина – в крышевании различными сомнительными структурами, аффилированными с мэриями городов», - сказал Набиев.

Причем, эта практика своим происхождением обязана «новациям» бывшего мэра столицы республики, начиная с 2008 года. Затем этот сомнительный опыт приняли на вооружение и мэры других городов Дагестана. А если сделать все по закону и с учетом интересов как водителей маршруток, так и жителей республики, то в бюджеты городов можно собрать налоговых и неналоговых сборов, минимум 1 млрд. рублей. И. Набиев отметил, что для этого надо создавать ассоциации водителей по типу саморегулируемых организаций,  и тогда легко решаются множество вопросов. Он также сослался в своем выступлении на опыт наших соседей по СКФО, где ситуация в этом плане обстоит на порядок лучше.

По итогам обсуждения данной проблемы, было решено, в рамках совместной рабочей группы по проекту «Обеление экономики», ускорить разработку мер по наведению порядка в сфере пассажирских перевозок на автотранспорте. Причем, для начала апробировать метод в одном из городов республики, а затем, с учетом накопленного опыта, внедрить его по всей республике.    

Говоря о строительной отрасли, Раюдин Юсуфов подчеркнул, что если в целом по СКФО налоговые  и неналоговые платежи от строительной отрасли составляют 12,3%, то в Дагестане эта цифра составляет около 4 %. Он заметил, что сегодня в Дагестане слишком много недобросовестных подрядчиков. В целом вице-премьер дагестанского правительства отметил, что любая деятельность любого региона и особенно Дагестана будет заключаться в зарабатывании денег для бюджета.

Руководитель НКП Саморегулируемой организации (СРО) «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов отметил, что в строительной отрасли сбор налогов и неналоговых поступлений значительно ниже, чем у наших соседей по СКФО. Об этом свидетельствуют и данные по самым крупным подрядчикам, которые работают на госзаказах (эти данные были продемонстрированы несколько недель назад на РГВК). В лучшем случае налоговые сборы составляют 1-2 процента. Серьезной проблемой остается качество строительства и то, как проводятся тендеры (конкурсы). Сомнительные структуры играют на понижение стоимости строительно-монтажных работ, выигрывают тендеры, а затем мы имеем плохого качества объекты, откатные схемы, «смешные» налоговые поступления, и наконец, батраческую практику в строительстве, когда по «белым» бумагам фиксируется минимальные зарплаты и затраты на строительство. Если попытаться навести порядок в сфере строительства, хотя бы на уровне наших соседей по СКФО, то мы можем сбор налогов и неналоговых поступлений в строительной отрасли увеличить в разы (3-5 раза)  и довести цифру до нескольких млрд. рублей.  

Р.Юсуфов предложил отдельно обсудить проблемы, накопившиеся в строительной отрасли и разработать систему мер в рамках проекта «Обеление экономики». Д. Халидов отметил, что у экспертов Ассоциации НКО «Единство и развитие» есть предложения и по другим отраслям: обувной, «ювелирке», деревообработке, легкой промышленности и др., когда без особых капвложений можно существенно (в разы, а то и десятки раз) увеличить налоговые и прочие сборы. «Чего уже говорить, если вся обувная промышленность Дагестана функционирует в тени, а в этой сфере объем продукции составляет порядка 4-5 млрд. руб. в год (по данным Торгово-промышленной палаты РД). Меры, которые предлагают наши эксперты, предполагают налаживание государственно-частного (и общественного) партнерства и вывод из тени значительных сегментов экономики республики», - сказал Халидов.
  
Зейдула Юзбеков поддержал предложения по организации работы совместной рабочей группы по проекту «Обеление экономики» на постоянной основе. «Нам нужен прорыв и улучшение ситуации на несколько или даже 10 процентов не решают наши проблемы по существу», - отметил он.  

По итогам  обсуждения было принято решение о составлении плана работы совместной рабочей группы по проекту «Обеление экономики» с привлечением экспертов Ассоциации НКО РД «Единство и Развитие», разработке и согласовании мер  по обелению экономики Дагестана по отдельным отраслям. К осени текущего года должны быть и первые результаты совместной работы госчиновников и общественников. Начало положено хорошее, ждать осталось недолго. Лишь бы не замотали позитивные и столь актуальные меры в некоторых коридорах власти. Но то, что общественники активно подключились к реализации приоритетных проектов развития республики, вселяет осторожный оптимизм и надежду на будущее.

Новости раздела