"

Джафар Гаджибеков: «Главный критерий эффективности госзакупок – экономия бюджетных средств»

Фото:
1828
6 минут
МАХАЧКАЛА, 1 июня – РИА «Дагестан». В 2019 году бизнес встретил несколько неприятных изменений, ключевое из которых – рост ставки НДС с 18 до 20%. Эксперты прогнозируют сокращение покупательской способности и закрытие некоторых видов бизнеса: продолжать работать в ситуации, когда риски и расходы перевешивают прибыль, станет невыгодно.

При этом рынок государственных закупок остается предсказуемым и стабильным, а значит, привлекательным для бизнеса. Объем рынка госзаказа, как и доля закупок, у малого и среднего бизнеса ежегодно растут. Поэтому тем, кто до сих пор избегал участия в тендерах, самое время усилить свое присутствие на торгах.

О том, что из себя представляет эта отрасль и насколько совершенно профильное законодательство, в интервью РИА «Дагестан» рассказал и.о. председателя Комитета по госзакупкам РД Джафар Гаджибеков.

– Джафар Ильясович, как Вы в целом оцениваете уровень эффективности закупок в Дагестане?

– Для оценки эффективности сферы закупок используются различные показатели, такие как экономия по результатам закупок, среднее количество участников и так далее. В 2018 году, например, общая экономия по итогам закупок в республике составила 3,9%, а уровень конкуренции – 1,6 участника на одну закупку. Среднероссийские же показатели за прошедший год следующие: экономия составила 6 процентов, уровень конкуренции – около 3-х участников на закупку. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень эффективности республиканских закупок существенно уступает среднему общероссийскому уровню. 

Вместе с тем есть позитивная динамика. Так, в 2018 г. при объеме заключенных контрактов на 19,7 млрд рублей сумма экономии составила около 800 млн рублей, что на 45% выше по сравнению с 2017-ым годом, когда при общей сумме заключенных контрактов на 22 млрд рублей объем экономии по закупкам составил 548 млн рублей или 2,4%. Динамика по улучшению показателей эффективности закупок продолжается и в текущем году. 

– Комитет на регулярной основе проводит расширенные семинары для контрактных управляющих. Скажите, насколько такие мероприятия полезны и насколько охотно участники госзакупок принимают участие в них?

– Прежде всего, необходимо отметить, что семинары, организуемые Комитетом, проводятся не только для контрактных управляющих государственных и муниципальных учреждений. Посетить семинары могут любые заинтересованные лица, в том числе предприниматели, участвующие в закупках либо желающие принять такое участие. Кроме того, участие в семинарах абсолютно бесплатное, что немаловажно для республики. В качестве спикеров на семинарах выступают ведущие эксперты в сфере закупок. Участники имеют возможность не только ознакомиться с актуальными вопросами в сфере закупок, но и задать вопрос и получить ответ в режиме реального времени. Востребованность в данных семинарах существенная, о чем свидетельствует прошедший 23 мая в Дагестанском кадровом центре очередной республиканский семинар, на котором присутствовало более 250 участников. В целях охвата большего числа специалистов консультативной и методической помощью Комитет регулярно проводит также выездные семинары в различных муниципальных образованиях республики.

– Какие меры поддержки малого бизнеса предусматривает законодательство о контрактной системе и какова ситуация в этом направлении в Дагестане?

– Законом предусмотрены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти преимущества заключаются в том, что не менее 15% закупок от совокупного годового объема должны быть объявлены исключительно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
 
Вместе с тем в Дагестане, в целом, объемы закупок у малого бизнеса ежегодно превышают минимальный размер, установленный законодательством. В 2018 году данный показатель составил более 23%. Но если изучить более детально, то практически две третьих от общего числа закупок проводятся у субъектов малого и среднего предпринимательства. 

– Что Вы можете сказать о проблемах в сфере закупок в Дагестане?

– Основной проблемой в закупках, как и во многих других регионах России, остается усложнение заказчиками технического описания предмета закупки (технического задания), приводящее к ограничению конкуренции, так называемая «заточка» документации под «своих» поставщиков. В целях упрощения участия в закупках и привлечения большего количества потенциальных поставщиков Комитетом разработаны и рекомендованы к применению типовые технические задания по двумстам наименованиям товаров, работ и услуг. Кроме того, Комитетом подготовлены изменения в республиканские нормативные правовые акты, предусматривающие обязательность применения заказчиками типовых технических заданий, разработанных нашим ведомством. Данные изменения станут инструментом для исключения таких «заточек».

– Какова общая экономия средств в сфере госзакупок и каких показателей достиг Комитет с начала года?

–  Истекший период текущего года характеризуется положительной динамикой показателей экономии, и составила она на сегодняшний день более 305 млн рублей или 6,1%. Именно экономия бюджетных средств и является главным критерием эффективности госзакупок. 

Что касается работы Комитета, то по заявкам государственных заказчиков Комитетом уже объявлено 3,5 тыс. закупок на общую сумму 6 млрд рублей. По результатам проведенных торгов заключено 1,3 тыс. контрактов на сумму около 1,6 млрд рублей. Что составляет 34% от всего объема закупок в республике (всего заключено контрактов на сумму 4,7 млрд рублей). При этом сумма экономии по централизованным через Комитет закупкам составила более 200 млн рублей (11,2%). Таким образом, 2/3 сэкономлено по госзакупкам, размещенным через Комитет.

– В начале мая текущего года вступил целый пакет поправок в профильном законодательстве. Могли бы Вы вкратце назвать основные из них и какие отрасли будут затронуты?

– Изменения коснутся многих положений закона о контрактной системе. Так, например, срок для подачи жалобы на результаты торгов будет сокращен с 10 до 5 дней, будет отменен план закупок, отменены отчеты об исполнении контракта, при закупке строительных работ участникам закупки в первой части заявки достаточно только дать согласие, сокращены сроки рассмотрения заявок, увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика со 100 до 300 тыс. рублей и т.д. В целом, изменения упростят и ускорят работу заказчиков, в том числе помогут и потенциальным поставщикам.

– Насколько, по Вашему мнению, профильное законодательство, регламентирующее сферу госзакупок, совершенно?

– Скажу так: нет такого закона, в который было бы внесено столько поправок и соответствующих постановлений и рекомендаций, как 44-ФЗ о госзакупках. Безусловно, это очень емкий и в то же время сложный документ. Связано это с тем, что регулярно заказчики и поставщики товаров и услуг находят лазейки под свои интересы. За пять лет своего существования этот закон претерпел существенные изменения. Но с учетом последних поправок идет тенденция на упрощение этого нормативно-правового акта. Я считаю, что если эта тенденция будет сохраняться и дальше, сфера госзакупок станет понятной, развитой и удобной. 

– Неоднократно говорилось о важности проведения централизованных закупок. На Ваш взгляд, какие еще имеются преимущества проведения централизованных закупок?

– При централизованных закупках мы проводим проверку документации заказчиков, даем при необходимости замечания для того, чтобы закупка проводилась своевременно и без нарушений требований законодательства. Мониторинг показателей эффективности закупок свидетельствует о том, что, как правило, по централизованным закупкам достигаются более высокие показатели в сравнении с самостоятельными закупками отдельных госзаказчиков и закупками муниципальных заказчиков. 

В целом, по централизованным закупкам выше показатели экономии, уровня конкуренции и особенно, что касается муниципальных заказчиков, меньше доля жалоб, признаваемых контрольными органами обоснованными.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела