"

Экспертное мнение: Входит. Выходит… Замечательно выходит.

Фото:
2871
7 минут
15 марта Президент России Владимир Путин отдал приказ о частичном выводе наших боевых подразделений из Сирийской Арабской Республики. Для подавляющего большинства не посвященных в планы Генерального штаба это оказалось большой неожиданностью. Конечно, было понимание, что слишком долгое присутствие в Сирии наших военных в виде авиационного полка и приданных ему подразделений связи, снабжения, ПВО, спецназа, управления, прочих сил и средств является вынужденным и негативным фактором. Втягивание в долгий военный конфликт по типу афганского крайне нежелательно. Как в военном, политическом, так и в экономическом плане. Любое участие в войне, хоть и локальной, оборачивается большими расходами, помимо которых будут иметь место осложнения в диалоге России с западными «партнерами», если можно их так называть. Вывод российского контингента должен был произойти. Но мало кто смог спрогнозировать его на данном этапе. Самое интересное, что для администрации США этот шаг якобы так же был полной неожиданностью. О чем могли бы говорить несвязные и порой несогласованные комментарии официальных лиц в Вашингтоне. Но подобные выкрутасы не должны вводить нас в заблуждение. Американские дельцы от политики – это вам не уставшая Европа, нуждающаяся в «крепких мужских руках» выходцев с Ближнего Востока. Поэтому примем за постулат то, что для верхушки США это не было как снег на голову. Даже совершенно не искушенному в политических перипетиях обывателю должно быть понятно, что пустым не бывает не только «свято место», но и вообще любое пространство. Будь то территории на земле или пространство для политического маневра. Везде и всегда имеют место плотные контакты основных политических игроков. Почти как в автобусной давке. Если появляется какой-то зазор, то он моментально заполняется кем-то или чем-то. Завязнув в клубке интриг и противоречий, обусловленных хаотичным движением якобы контролируемых группировок и банд вроде Аль-Каиды, созданного американцами на базе иракских силовиков времен Саддама ИГИЛ (организация, признанная террористической в РФ) и прочих в купе с монархиями Залива, с одной стороны, и Ираном, режимом Асада и ливанской Хезболлой – с другой, США допустили появление некоего зазора, в который не преминул влезть Путин. Со свойственной ему решительностью и прагматизмом. При этом ни Путин, ни Обама не могут действовать совершенно без оглядки на соперника. Ибо подобное, как правило, наказуемо. Вход Путина военным контингентом в Сирию и есть реакция на подобные бесцеремонные действия Обамы в регионе.

Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности предположить, что действия Путина по внезапному для многих выводу основной части ударной группировки ВКС РФ не являются чем-то неожиданным или сногсшибательным. Все более-менее укладывается в рамки стратегической игры основных политических выгодополучателей в регионе. Путин входит в Сирию, чтобы дать пинка особо зарвавшимся. В том числе и Турции, слишком обнаглевшей в последнее время. Обнаглевшей вплоть до прямых бизнес-контактов верхушки ИГИЛ* и семьи Эрдоганов. Путин заставляет считаться с интересами России в регионе. При этом Путин проделывает работу и за нас, и за «того парня». Большую роль сыграл, как мне видится, и человеческий фактор. Путин смог продавить право на достаточно жесткие действия в отношении боевиков, в том числе взращенных американцами в ответ на убийство нашего пилота. А убийство российского военного летчика, конечно, было совершено уже за рамками любых джентльменских соглашений.

Чем можно объяснить такую тактическую решимость президента России? Тем, что высшее руководство США не против того, чтобы Эрдогану было указано на его место в мировой политической иерархии. Америке очень не нравится, как Турция давит курдский протест не только на территории Турции, но и на территории Ирака и Сирии. А курды на протяжении ряда лет снабжались оружием и финансами из США, чтобы быть тем фактором, который будет держать руководство Турции в тонусе. Также США в последнее время пытаются наладить отношения с Ираном, соперником Турции в регионе. США сегодня тактически заинтересованы в том, чтобы монархии Залива столкнулись с проблемами. Поэтому Саудия завязла в Сирии и Йемене, и уже готова покинуть территорию хуситов, населяющих бывшую Социалистическую Республику Йемен. Это отклик на падение цены за баррель нефти, устроенную саудитами. А слишком дешевая цена на нефть может полностью похоронить сланцевую нефтедобычу в США.

Значит, надо дать Путину возможность побыть «жандармом Ближнего Востока». На какое-то время. Но при условии, что Россия не поломает стратегию США в регионе в целом. И Россия в целом придерживается негласных договоренностей. Как и США придерживаются подобных договоренностей по Украине. О чем может свидетельствовать недавний наезд Байдена на киевское руководство во время его визита на Украину. Конечно, США очень хотелось бы, чтобы Россия завязла в Сирии. А в последующем еще и в Ираке. Руководство Ирака попробовало зазывать Путина «навести порядок» и у них. Но российское руководство никак на это не среагировало. И слава Богу. Во всем надо знать меру.

За период с 30 сентября прошлого года по 15 марта текущего программа минимум Путиным была выполнена. А если по пунктам это:
1) Башар Асад устоял и укрепился.
2) Угроза геноцида алавитов и христиан Сирии похоронена.
3) Всем бандам и «умеренным террористам» внутри Сирии было «сказано», что участвовать в жизни Сирии можно только пойдя на перемирие с режимом, который поддерживает Москва.
4) Руководящая роль Турции в действиях антиасадовской оппозиции сведена к минимум. У турков своя гражданская назревает. Поставки ИГИЛовской* нефти в Турцию нарушены в значительной степени. Курды уже на пути оформления своей автономии де-факто.
5) Достаточное количество боевиков – выходцев из РФ уничтожены. Вряд ли министр обороны Шойгу будет докладывать Верховному, выдавая желаемое за действительное.
6) Активизировался переговорный процесс и режим перемирия.
7) Градус ура-патриотизма в стране поднят еще выше, чем после возвращения Крыма. Массы европейцев видят в Путине не только защитника традиционных ценностей, но и защитника мира западных свобод от орд исламских фанатиков-фундаменталистов.
8) Российские военнослужащие получили бесценный опыт участия в реальных боевых операциях.

А вот теперь и пора вывести часть ударной авиагруппировки. Этим Путин сигнализирует вот о чем:
1) Башару Асаду дали понять, что мирному урегулированию в Сирии нет альтернативы. Россия не пойдет на катастрофическое ухудшение отношений с США ради амбиций начинающего тирана, очень желающего быть похожим на своего отца Хафеза Асада. Да еще и удерживать его у власти с помощью российских штыков.
2) Башару Асаду оставили столько авиаударной помощи, что бы ему пришлось максимально использовать ресурсы Сирийской армии и Хезболлы. Не должны граждане России воевать за Асада и за Сирию как за свое родное.
3) Асаду дали понять, что высказывания людей из его окружения о неприятии Дамаском идеи федерализации Сирии могут дорого стоить. Раз обещал курдам автономию, то должен дать. Разрешение или запрет на автономию курды получают в Москве, где открылось курдское представительство. Но никак не в Дамаске.
4) Тегеран и Дамаск должны понять, что Россия и впредь намерена действовать прагматично. Защищая в первую, во вторую и во все последующие очереди свои интересы в регионе. Идеи о «братской помощи» русского народа канули в Лету. О халяве можно забыть. Как быстро пришли, так же быстро и уйдем при необходимости.
5) Теперь Россия воюет не против вооруженной оппозиции Асаду, а против ИГИЛ*, Джабхат–ан-Нусра* и прочих группировок, признанных преступными международным сообществом. Россия – защитник международного права. Именно этот медийный фон затмит все предыдущее.

Все это, как ни парадоксально, не противоречит интересам США в регионе. Просто Путин решил снизить активность и присутствие в Сирии значительно раньше, чем ожидали в Вашингтоне. Вашингтон от этого в замешательстве. А мы можем спокойно посмотреть со стороны на развитие событий в треугольнике США – курды – Турция. Периодически можно курдам помогать поставками оружия. Ведь не курды, а Турция – член НАТО. Но при этом держать руку на пульсе событий в Сирии и вокруг нее.

*ИГИЛ и Джабхат–ан-Нусра – террористические группировки, деятельность которых запрещена законодательством РФ (Прим. Редакции)
Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела