"

Ветеран ВОВ Айшат Ахмедова: «Несмотря ни на какие трудности, наш народ боролся за Великую Победу»

Фото:
1392
3 минуты
Завтра, 9 мая, вся страна будет праздновать72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии Дня Победы ветеран ВОВ Айшат Ахмедова поделилась воспоминаниями о войне и послевоенной жизни.

«Когда началась война, я еще училась в медицинском училище. Но приказом министра обороны нас выпустили на два года раньше срока, дали звание медработника, и я начала работать в госпитале. Людей не хватало, поэтому я и перевязывала, и кормила, и оперировала. Раненых поступало каждый день огромное количество: с переломами, ожогами на все тело, огнестрельными ранениями. Немало было тех, у кого из-за контузий начались психические расстройства, для них было отведено здание бывшей школы №6, это нынешнее музыкальное училище. В Махачкале сосредоточились эвакуированные госпитали из Средней Азии, Баку, Тифлиса (нынешний город Тбилиси). У махачкалинских механического и рыбного техникума было по несколько корпусов и зданий общежития, и все они, да еще несколько школ, были заняты госпиталями», – рассказала она.

Ахмедова подчеркнула, что, несмотря на трудности, народ не опускал руки, и каждый в меру своих возможностей старался содействовать приближению победы. «В начале войны было очень тяжело. Люди ведь тысячами за раз погибали, а в каких-то боях и сотнями тысяч. Но народ духом не падал, надеялся. Только Бога молили, чтобы война кончилась. Приходили письма с фронта. Одни радостные: “воюет, нормально, здоров”, а другие получали похоронки. И все-таки, как бы тяжело ни было, народ крепко духом держался и всем помогал. Нам ничего жалко не было. Старуха старая, больная – и та вязала носки, перчатки солдатам», – рассказала ветеран.

Она отметила, что, несмотря на то, что до Дагестана линия фронта не дошла, дагестанцы также были готовы отразить наступление врага в любую минуту. «Фашисты были буквально в воротах республики. Предполагалось, что немцы ворвутся сюда, и их надо было встретить танками. А для этого нужны

рвы: девять на четыре метра. Зимой 1941 года я в течение двух месяцев участвовала в строительстве противотанковых укреплений. Со всех районов, сел пожилые люди, подростки были направлены на эти работы. Зима тогда была суровая, самая холодная на моей памяти, и в таком холоде женщины, старики лопатами без техники копали эти рвы. Больше было некому, а защищаться надо. И мы не жаловались», – добавила она.

После Сталинградской битвы фронт отодвинулся, и эвакуированный ранее в Дербент медицинский институт вернулся в Махачкалу. Районных врачей не хватало, так как многие медработники были на войне, и с Минздрава пришел приказ, чтобы Ахмедову освободили от работы для обучения в вузе.

«Тогда был такой порядок: получил бесплатное образование в вузе – отработай его. Я окончила институт в 1947 году, и меня направили на работу в Гергебильский район. Очень трудно было в городе, а в районе было еще тяжелее», – сказала Ахмедова.

Отработав три года в районе, она вернулась в Махачкалу. О том, чтобы дочь отпустили в город, просили ее родители, т.к. отец был в преклонном возрасте, а мама, попав под поезд, осталась инвалидом и нуждалась в уходе. По возвращении Ахмедову назначили инспектором, затем она устроилась в больницу Дагрыбтреста, где и проработала 38 лет до выхода на пенсию.

Она сообщила, что ее часто навещают школьники и студенты дагестанских вузов и поблагодарила за внимание, которое проявляют к ней молодые поколения. «Я не фронтовичка, я простой труженик, и рассказала то, что видели мои глаза. Ко мне часто приходят, не забывают, я очень благодарна за это. Молодежи желаю, чтобы не ленились и стремились стать лучше», – завершила ветеран.

Новости раздела