"

300-летию поэта и ученого Гасана из Кудали посвятили юбилейную научную сессию в ИЯЛИ ДНЦ РАН

Фото:
3296
4 минуты
300-летию выдающегося просветителя, поэта и ученого Гасана (старшего) из Кудали посвятили юбилейную научную сессию в Институте языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН.

«Гасан из Кудали прекрасно знал астрономию, математику, физику, логику, риторику, открыл первые медресе, написал работы, посвященные зарождению ислама, его развитию и другие, – сказал, открывая сессию, директор ИЯЛИ Магомед Магомедов. – Он писал на аварском и арабском языках, некоторые работы написаны на фарси и аджаме. В Кудали было три Гасана. Все они были видными учеными своего времени и кудалинцы различали их званиями старший, средний и младший. Сегодня мы говорим о Гасане старшем, который оставил великолепное творческое наследие. Он написал прекрасные стихи и турки. Многие его стихи актуальны и сегодня. Поэтому изучение творчества этого выдающегося просветителя 18 века будет иметь большое значение и сегодня, он воспевает жизнь горца, выступает за справедливость, ярко говорит о социальном неравенстве, призывает соблюдать намус и т.д.».

По мнению Магомедова, долг современников перед выдающимся ученым в том, чтобы заняться изучением его творчества: «В отделе литературы должна быть проведена фундаментальная работа по анализу творчества Гасана из Кудали, потому что это наше духовное наследие. Можно также переиздать его турки, которые являются актуальными и сегодня».

С докладом о жизни и творчестве юбиляра участникам сессии рассказал член-корреспондент РАН Ибрагимхан Камилов. Он подчеркнул, что жизнь и творчество Гасана из Кудали до сих пор оставались для широкой общественности нашей республики неизвестной историей. «По преданию, в детстве Гасан старший учился у отца – известного арабиста, а затем в сельской мечети вместе со своими сверстниками и, несомненно, у выдающихся ученых Кудали – Салмана ал-Кудали, Мухаммада бин Салмана и других. Еще в детские годы все отличали его ум и феноменальную память, а также подчеркнуто уважительное отношение к людям. В зрелом возрасте Гасан старший продолжил обучение в ряде стран Арабского Востока, в том числе в Персии (Иране). В них он овладел многими науками и перед возвращением на родину стал уже высокообразованным ученым. В 1770-е годы по просьбе кубачинцев он стал муфтием вилаята Зирихгеран (Кубачи). Он свободно владел многими языками – арабским, турецким, персидским и другими, и обучал им своих учеников. Затем Гасан старший работал кадием в Хунзахе – тогдашней столице Аварского (Хунзахского) ханства», – рассказал Камилов.

Он также отметил, что Гасан старший имел медресе и в родном селении, которое стало одним из известнейших центров арабоязычной культуры в Дагестане. Гасан старший – не только автор многочисленных фундаментальных трудов, но и работ в других областях науки. Из его богатого наследия сохранились такие труды, как «Манхул ал-Магази» («Газаваты пророка»), трактаты по арабской грамматике, метафизике, диалектике, риторике, книга о суфизме, по мусульманскому праву, а также обширные комментарии на сочинения многих арабских авторов. Ряд его произведений издан в типографии Мавраева в 1915 году и хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

По словам Камилова, многие ученые, причем не только дагестанские, называют Гасана старшего одним из самых крупных и известных на арабском Востоке ученых и богословов и, наконец, именуют его морем знаний и вершиной науки. «Действительно, деятельность Гасана из Кудали и его воззрения сыграли выдающуюся роль в развитии мусульманского просвещения, научной и богословской мысли в Дагестане и на арабском Востоке. Гасан старший был человеком, проповедующим высокие идеалы свободы личности. Свобода была для него святым понятием. Он был свободомыслящим человеком, не боялся гнева темной массы, свободно выражал собственные взгляды. Свободомыслие проявлялось у Гасана старшего главным образом в оценке идейных позиций различных течений ислама. Свободомыслию учил он и своих учеников, в том числе и великих Магомеда Ярагского, Саида Араканского и других», – сказал Ибрагимхан Камилов.

Был также отмечен вклад Гасана из Кудали в развитие родного языка и литературы – он является одним из родоначальников дагестанской письменности аджам, выдающимся поэтом своей эпохи. В последние годы жизни Гасан старший принял решение покинуть Кудали, посетить Мекку и совершить хадж. Умер он, возвращаясь из паломничества. Одни считают, что Гасан старший похоронен в Медине, на кладбище аль-Баки, другие – в Дамаске (Сирия).

«Гасан старший вобрал в себя лучшие черты дагестанских поэтов, ученых и учителей. Он и его знаменитые современники весь свой талант использовали на создание произведений, вызывающих мощный интеллектуальный отклик в душе народа. Его знаменитые турки – это особый прием воспитания народа. Гасан старший – родоначальник новой эпохи развития науки и культуры Дагестана, способствовавший просвещению, становлению и развитию знаний своего народа. Однако путь его на вершину науки и культуры наверняка был непростым. Мы знаем об этом совсем мало. К глубокому удовлетворению, сегодня он вновь вырос из долгого и далекого небытия яркой и немеркнущей многоцветной звездой на небосклоне дагестанской науки и культуры», – сказал в заключение Камилов.

В ходе научной сессии прозвучали также доклады, посвященные поэтическому наследию Гасана из Кудали, его роли в становлении дагестанской научной мысли и другие.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела