"

Власти Махачкалы реконструируют объекты образования в рамках программы «Доступная среда»

Фото:
1436
5 минут
Реконструкцию муниципальных объектов образования продолжают в Махачкале в рамках решения проблем инклюзивного обучения и реализации программы «Доступная среда», сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе мэрии.

Как рассказал начальник Управления образования администрации Махачкалы Тагир Мансуров, в городе создается безбарьерное пространство для особенных детей и возможности их обучения в образовательных учреждениях. Так, при проектировке и строительстве новых школ и детских садов учитываются условия программы «Доступная среда» с установкой и монтажом необходимых элементов программы: пандусов, поручней, переходов, штанг, подвесных трапеций, сделаны расширенные дверные проемы, пологие переходы, специально оборудованы классные комнаты и санузлы и т.д.

Кроме того, по словам начальника ГУО, на сегодня в классах коррекционного обучения образовательных учреждений Махачкалы обучается 478 детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью их адаптации и интеграции в учебный процесс составлен список учреждений для оборудования по программе «Доступная среда» в 2016 году, куда было включено 25 дошкольных образовательных учреждений столицы и 10 общеобразовательных школ.

В Махачкале функционирует общеобразовательная организация, реализующая программы инклюзивного обучения со специализированными классами для детей с церебральным параличом – гимназия №4. Еще в 2008 году здесь Детский фонд ООН ЮНИСЕФ дал возможность организовать первый в Дагестане кабинет для детей с ДЦП на уровне мировых стандартов. Фонд также обеспечил необходимым оборудованием учебный класс и комнату релаксации. Школа была отмечена как лучшее инклюзивное образовательное учреждение по Северному Кавказу, при которой проводились специализированные семинары для аналогичных учреждений в СКФО. Сейчас ЮНИСЕФ этим проектом не занимается и все надежды руководства гимназии и родителей на руководство города и Минобрнауки Дагестана.

Школа №4 была введена в эксплуатацию в 1956 году. Сегодня в четырехэтажном здании проходят обучение 680 детей по двум профилям – социально-гуманитарному и естественно-математическому. Класс для детей с ДЦП не случайно создан на базе массовой школы. Это является принципом интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования обычных школ. Всё делается для того, чтобы не существовало социальной изоляции между детьми с ограниченными возможностями развития и нормальным психофизическим развитием ребенка.

В специализированных начальных классах гимназии №4 обучается 31 ребенок. Шестеро детишек с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в 5–7-х классах. Школьное оборудование для детей-инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе с их сверстниками.

Первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован для «особенных» детей. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова; коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями. Полностью оборудованы классные комнаты – специальными партами, стульями, шкафами и другой мебелью для детей с ограниченными возможностями. Мебель в классах расположена с расчётом на дополнительное пространство для свободного перемещения, что соответствует нормам и правилам. В каждом классе есть аквариумы, компьютеры, необходимые игрушки и другой школьный и игровой инвентарь.

Для отдыха и релаксации детишек специальная комната отдыха, где они могут поиграть, потанцевать, петь, заниматься гимнастикой, а если устали, то прилечь отдохнуть. Специально оборудован и школьный туалет, в котором одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников).

Помимо этого, в школе функционирует поликлиника, в которой есть профессиональный медперсонал, а также психолог и логопед. Здесь дети могут пройти все необходимые процедуры, начиная от оказания первой помощи и до получения прививок. Школа также располагает инвалидными колясками. Дети находятся в гимназии полный день, получают полноценное двухразовое питание в школьной столовой. С ними работают опытные учителя, воспитатели, врач-невролог и врач-ортопед. Все учителя и воспитатели имеют специальную подготовку, были участниками международных семинаров по работе с такими детьми в Москве, Астрахани, Нальчике, прошли курсы повышения квалификации при ДГПУ.

Несколько лет назад министерство образования и науки Дагестана подарило детям школьный автобус и специализированный микроавтобус «Газель», которые утром привозят детей в школу, а вечером после занятий развозят по домам. Маршрут автобуса составлен так, чтобы было удобно детям и родителям, и утвержден в ГИБДД. Детей обязательно сопровождает воспитатель. Школьный автобус удобен при посещении детьми театральных представлений, экскурсий, различных городских мероприятий.

Директор гимназии Ирина Пашук не раз с сожалением отмечала, что ежегодно пятеро детей после окончания начальной школы переводятся на домашнее обучение или в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это объясняется тем, что с переходом в среднее звено школы детям с ограниченными возможностями становится трудно учиться по кабинетной системе, а на сегодня гимназия не располагает возможностью для продолжения обучения таких детей.

Для решения данной проблемы и в помощь гимназии №4 министерство образования и науки Дагестана изыскало возможность выделения средств для оборудования лифтом и строительства перехода из здания школы в корпус, где располагается столовая. Уже начаты ремонтные работы по строительству дорожки от основного корпуса школы к столовой и установлен пандус перед ее входом. Также подготовлено и залито бетонной смесью место под шахту, где в скором времени будет оборудован специализированный лифт, с помощью которого ученики с ограниченными возможностями смогут легко подняться на нужный этаж и попасть в любой кабинет. По словам Пашук, работы по установке и монтажу лифтового оборудования в здании школы будут завершены к началу октября. Руководство и персонал школы уверены, что это станет хорошим подарком для детей и их родителей в новом учебном году, и выражают надежду на то, что особенные детишки смогут продолжить обучение в стенах гимназии вместе со сверстниками.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела