"

Абдуразак Адзиев: «Туберкулез остается серьезной медико-социальной проблемой для Дагестана»

Фото:
8240
9 минут

Несмотря на то, что за последние три года показатели заболеваемости туберкулезом и его распространенности среди населения Республики Дагестан снизились, эпидемическая ситуация остается напряженной. В 2013 году было зарегистрировано более тысячи новых случаев болезни. О том, какая ситуация с заболеваемостью туберкулезом сложилась в 2014 году, корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал главный врач Республиканского противотуберкулезного диспансера Абдуразак Адзиев.

– Абдуразак Абдулабекович, расскажите о заболеваемости туберкулезом в Дагестане в 2014 году?

– Туберкулез остается серьезной медико-социальной проблемой для Дагестана, хотя имеются некоторые положительные сдвиги в сторону снижения основных показателей. К примеру, за первое полугодие 2014 года отмечается снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заболеваемость в 2013 году составляла 18,8 на 100 тыс. населения, в этом году этот показатель равен 18,6, снизилась распространенность туберкулеза со 119,7 до 113,7 на 100 тыс. населения.

За 6 месяцев 2014 года в Дагестане зарегистрировано 548 случаев вновь выявленного туберкулеза, ежегодно регистрируется около тысячи новых больных. На учете в тубдиспансере состоят 3 тыс. 509 человек, из которых с открытой формой туберкулеза – 1 тыс. 300 человек. Наиболее сложная ситуация с заболеваемостью туберкулезом зарегистрирована в Цунтинском, Тляратинском, Тарумовском, Кизлярском, Кизилюртовском районах. В Махачкале заболеваемость составила в 2014 году 19,6 на 100 тыс. населения. На сегодняшний день в Махачкале проживает 800 человек с активной формой туберкулеза.

Надо отметить, что заболеваемость среди детей находится на низком уровне, но это нас не успокаивает. С начала года было зарегистрировано 24 случая туберкулеза среди детей (в 2013 г. – 25 случаев). Показатель смертности в прошлом году – 2,8, в этом – 2,6. За 6 месяцев 2013 года в республике умерло 83, в этом году – 76 человек, больных туберкулезом. Надо отметить также тот факт, что впервые за много лет в республике в этом году были зафиксированы случаи смерти детей от туберкулеза – с начала 2014 года от этого заболевания умерло двое детей: один в Цунтинском, другой в Кизлярском районах республики.

Роста основных показателей нет, но и серьезного снижения тоже не наблюдается. Они держатся стабильно на одном уровне. Но это не говорит о том, что мы можем успокоиться – туберкулез такое заболевание, что стоит чуть-чуть ослабить внимание, возможен быстрый рост заболеваемости.

– Скажите, пожалуйста, как обстоит ситуация с выявлением больных? На каких стадиях заболеваемости чаще всего они выявляются?

– Около 60% больных выявляется на поздних сроках, когда в легких образуются каверны (пустоты, образующиеся в легких от постепенного разрушения их во время болезни), больной начинает выделять туберкулезную палочку и становится наиболее опасным для окружающих.

Несмотря на то, что медработниками республики проводится большая работа по раннему выявлению туберкулеза, люди неохотно идут на обследование. Поэтому охват населения флюорографическим обследованием составил с начала 2014 года 32,6% от подлежащего контингента. Это говорит об их безответственном отношении к собственному здоровью.

– Как Вы считаете: что является основной причиной позднего выявления болезни?

– Основной причиной позднего выявления как раз является то, что дагестанцы, пока не станет совсем плохо, не идут к врачам. А вылечить больного на поздней стадии – очень тяжело, долго и дорого. Туберкулез лечат месяцами, годами, и у больного должно хватить терпения, чтобы все время принимать лекарства, соблюдать все рекомендации врача. Такое терпение есть не у всех, поэтому чем раньше выявится болезнь, тем лучше – можно излечиться быстрее и легче. Многие больные, не долечившись, уезжают на заработки за пределы республики, их приходится искать, и не всегда мы их находим. Через год-полтора они появляются с запущенной формой болезни.

В республике также наблюдается большая проблема с миграцией населения – огромный поток людей, которые уезжают из республики на заработки во все концы страны и за рубеж – таких более 300 тысяч человек. Ежегодно 150-180 человек заболевают за пределами Дагестана и возвращаются к нам. На заработках они живут не в идеальных условиях, питаются чем попало, работают, пока есть силы, и когда уже болезнь совсем запущена, возвращаются домой. А тогда они уже представляют опасность для окружающих, в первую очередь, для своей семьи.

Недавно пришел пациент, который 7-8 месяцев в году строит дачи в Ставропольском крае. Он в марте начал кашлять и только пару дней назад приехал сюда и обратился к нам. При обследовании мы увидели, что в легких уже образовались каверны. А теперь представьте, скольких людей он заразил. Я связался с главным врачом тубдиспансера Ставропольского края, чтобы они у себя проверили жителей той местности, где работал наш больной. И так приходится искать, где заболели наши жители по всей стране. Мы получаем информацию от всех туберкулезных диспансерных служб регионов страны, в которых выявляются наши больные. Причем, дагестанские адреса есть не всегда, и нам приходится их искать. Только в Москве в этом году выявлено 32 дагестанца с туберкулезом.

– Какие еще проблемы характерны для нашей республики в плане заболеваемости туберкулезом?

– Еще одна проблема, которая нас сейчас очень волнует, – это то, что растет количество больных, у которых туберкулез не поддается лечению традиционными средствами, то есть с лекарственно устойчивой формой заболевания. Для их лечения требуются другие, очень дорогие лекарственные средства, много времени, огромное терпение и изоляция от других больных. К сожалению, изоляцию от других больных мы в республике пока обеспечить не можем. Все больные находятся в одной больнице, их, конечно, разделяют, но никто не может им запретить общаться во дворе. Для таких больных нужны отдельные больницы, закрытые, со строгим режимом. Таких у нас пока нет. Закончится строительство новой больницы, может быть, каким-то образом удастся создать необходимые условия.

Сегодня в Дагестане более 600 человек с лекарственно устойчивой формой туберкулеза. Причем главная опасность этих больных в том, что они заражают окружающих, у тех сразу возникает лекарственно устойчивая форма заболевания.

Еще одна проблема – растет количество ВИЧ-инфицированных людей, больных туберкулезом. С начала года зарегистрировано более 120 новых случаев ВИЧ-инфекции, а это прямая дорога к заболеваемости туберкулезом, поскольку иммунитет этих людей ослаблен. Основная причина смерти туберкулезных больных в республике – как раз смертельный дуэт – ВИЧ-инфекция и туберкулез. Только с начала года в Дагестане умерло 12 человек от этих заболеваний.

Это основные причины, которые поддерживают ситуацию с заболеваемостью во взвешенном состоянии.

– Какие противотуберкулезные стационары строятся в республике в настоящее время?

– Надо отметить, что Махачкала – единственная столица региона в стране, которая не имеет своего противотуберкулезного стационара. Такой больницы в городе нет уже 17 лет. Сейчас ведется строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера со стационаром, которое планируется завершить в 2015 году. Кроме того, завершено строительство туберкулезной больницы в Избербаше, заканчивается строительство туберкулезной больницы в селении Кахиб Шамильского района.

Для больных туберкулезом должны быть созданы необходимые условия, поскольку им приходится долго находиться на стационарном лечении. Должно быть не больше двух человек в палате, горячая и холодная вода, принудительно-вытяжная вентиляция и другие условия. Тогда, может быть, они задержатся в больнице, ведь туберкулезный больной должен находиться в стационаре, пока не перестанет выделять туберкулезную палочку. Не могу сказать, что сегодня в больницах плохие условия, но, чтобы наши больные задержались, они должны быть лучше.

Самая крупная больница расположена в Буйнакске – там 500 коек, но она нуждается в капитальном ремонте. В ремонте нуждаются и больницы в других городах.

– Как ведется дальнейшее наблюдение больного, выписавшегося из стационара?

– Если больной из Гунибского района выписался, к примеру, из стационара Буйнакска, то мы в тот же день звоним главврачу Гунибской районной больницы, сообщаем, что такой-то больной выписан. Врач этой больницы должен найти больного, чтобы тот не прервал свое лечение. Я уверен, что если медработники относятся к этой работе ответственно, то и больные будут лечиться дальше. А если на больного махнули рукой врачи, то он и сам опустит руки и перестанет лечиться. К сожалению, на местах эта работа не всегда находится на должном уровне.

– Что еще, по Вашему мнению, нужно республике для успешной борьбы с туберкулезом?

– Нам необходима полностью оснащенная лабораторная служба туберкулезных больниц. Пока мы хорошенько не изучим микроб, его действие, мы не можем назначить правильное лечение. Сегодня только республиканская лаборатория, находящаяся в нашем диспансере, позволяет за 2 часа поставить диагноз, и за это же время мы можем сказать: устойчивая форма заболевания у больного или нет. В других лабораториях республики этого нет, поэтому нужно дооснастить эти лаборатории. Если мы сразу установим тот факт, что у больного лекарственно устойчивая форма болезни, то ему с самого начала будет назначено правильное лечение. А иначе он может месяцами получать лекарства, от которых не будет толку при его форме заболевания. Поэтому лабораторную службу туберкулезных больниц необходимо укрепить оборудованием с современными молекулярно-генетическими методами определениями ПЦР и ДНК микробов и их устойчивости к лекарственным препаратам.

– Какие методы лечения туберкулеза еще применяются в республике?

– Кроме лекарственных методов есть и хирургические методы лечения. Запущенные формы туберкулеза с кавернами, не поддающиеся медикаментозному лечению, приходится оперировать. Ежегодно хирургическое лечение в республике проходит 150-180 человек. Операции проводятся в Буйнакске, а часть больных направляется в Санкт-Петербург и Москву. В Махачкале мы таких больных не оперируем, поскольку у нас нет стационара и подходящих условий.

– Как обстоят дела с кадрами? Есть нехватка в медработниках?

– Кадровый вопрос для нас – это наиболее актуальный на сегодня. Врачей нет, молодые специалисты к нам не идут. Работа фтизиатра очень тяжелая, опасная и малооплачиваемая. Естественно, молодые врачи с большей охотой выбирают специализацию гинекологов, хирургов и т.д., чем фтизиатрию. Хотя мы проводим определенную работу со студентами Дагестанской государственной медицинской академии, в этом году к нам пришла только одна девушка, и то – выпускница Астраханской медицинской академии, из ДГМА ни один человек не пришел.

Я рассказал об основных проблемах противотуберкулезной службы республики. Их еще немало, я обозначил лишь самые основные. Заболевает в основном трудоспособное население – таких 60-70% больных туберкулезом в Дагестане.

– Как, по Вашему мнению, нужно бороться с больными открытой формой туберкулеза, которые не хотят лечиться?

– В Федеральном законе №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» сказано, что больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемиологический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или его лечения, на основании решения суда госпитализируются принудительно. Для этого материал о таком больном передается в прокуратуру. Здесь он рассматривается в течение месяца, затем передается в суд, где также в течение месяца, а то и двух его рассматривает судья и потом выносится решение о принудительном лечении. А скольких человек может заразить такой больной за это время?

Кроме того, люди, находящиеся на принудительном лечении, через какое-то время сбегают из стационара, и процедуру приходится повторять снова. У нас есть больные, которых мы по 5-6 раз принудительно госпитализировали через суд, но они снова сбегают. Причем у многих из них семьи с малолетними детьми, которых они также могут заразить. К сожалению, с такими людьми мы ничего сделать не можем. Я считаю, что их нужно изолировать, охранять, чтобы они не сбегали, ведь они опасны для окружающих.

Новости раздела