"

Круглый стол о состоянии преподавания и изучения родных языков в школах республики прошел в парламенте Дагестана

Фото:
2344
6 минут
Круглый стол «О состоянии преподавания и изучения родных языков в школах республики» прошел сегодня, 17 декабря, в парламенте Дагестана. Участие в нем приняли депутаты, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, ученые, общественные деятели, педагоги и другие.

Открывая мероприятие, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Народного Собрания Дагестана Абдухалим Мачаев отметил, что обсуждаемая сегодня тема очень актуальна для региона. «Потерять язык – значит, потерять языковую идентичность, и поэтому нам важно сохранять языки народов Дагестан. Этой проблемой озабочены и Глава республики Рамазан Абдулатипов, и председатель парламента Дагестана Хизри Шихсаидов. В ходе сегодняшнего заседания круглого стола решить проблемы, накопившиеся в данной сфере, нам, безусловно, не удастся. Но мы хотим обозначить наиболее проблемные моменты: с чем сталкиваемся и что нужно решать в первую очередь», – сказал Мачаев.

Он сообщил, что группа депутатов парламента совместно с представителями вузов, профильного министерства, Управления образования Махачкалы посетила ряд общеобразовательных учреждений города. Они ознакомились с учебным процессом по изучению родных языков, побывали на уроках, побеседовали с детьми и преподавателями.

Мачаев также напомнил, что буквально на днях в республике прошло заседание Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа на тему «Языковая политика университетского образования на Северном Кавказе в условиях полиэтнической среды». «Данный вопрос обсуждается на всех уровнях образования – школьном, среднем и высшем. Все озабочены сложившейся ситуацией», – подчеркнул руководитель комитета.

С докладом об изучении родных языков в школах республики выступила заместитель руководителя Научно-исследовательского института педагогики имени Тахо-Годи Меседу Шурпаева. Она отметила, что проблема языковой политики в системе образования особенно актуальна для многонационального Дагестана, перед которым стоит задача защитить и сохранить коренные национальные языки, обеспечить обучение в образовательных организациях на этих языках. «Все это требует от нас взвешенного и внимательного подхода при решении вопросов, связанных с функционированием русского и родных языков, обеспечением условий гармоничного развития национально-русского двуязычия», – сказала Шурпаева.

Одной из основных проблем в преподавании и изучении родных языков в республике она назвала участившиеся в последнее время случаи перехода школ с мононациональным составом учащихся на учебный план с русским языком обучения, что приводит к нарушению принципа опережающего обучения родному языку.

«В городских условиях сами носители языка не хотят говорить на своем родном языке. Ни для кого не секрет, что люди часто руководствуются не только моральными соображениями, но и карьерными. Они склонны изучать те языки, которые востребованы и помогут им решать жизненные задачи, например, русский, английский и другие. Естественно, что при этом родной язык уходит на второй план. Этим, видимо, и объясняется стремление сельских мононациональных школ неоправданно переходить на учебные планы с русским языком обучения, хотя дети, поступившие в первый класс, не владеют русским языком. На изучении родных языков отрицательно сказывается и отсутствие мотивации, заинтересованности. Этому способствует, прежде всего, то, что некоторые руководители образовательных организаций, родители, сами учащиеся считают уроки родного языка второстепенными», – подчеркнула выступающая.

Говоря о работе Института педагогики, она сообщила, что здесь создается учебно-методическая база по родным языкам и литературам. «В период с 2010 по 2015 годы Институтом педагогики совместно с ведущими учеными-филологами, опытными методистами и учителями республики подготовлено и издано на 14 языках более 114 наименований учебников. В частности, в текущем году издано 10 наименований (более 60 тысяч экземпляров), все они доступны на сервисе для чтения электронных книг «Букмейт». За последние два года разработаны и изданы 6 образовательных программ по родным языкам и литературному чтению для начальных классов и 12 программ по языкам и литературам для основной школы мононациональных общеобразовательных организаций в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», – сообщила Шурпаева.

Все участники круглого стола были едины во мнении, что самой большой проблемой в преподавании родных языков является отсутствие учебников на родных языках, слабое материально-техническое обеспечение преподавания родных языков в целом, отсутствие методических рекомендаций.

Член рабочей группы, посетившей школы Махачкалы, депутат НС РД Камил Давдиев отметил, что в беседе с ними учителя жаловались на отсутствие учебников. Если в городских школах более-менее хорошо обстоят дела с учебниками для 1-3-х классов, то от 4-го класса и выше их практических нет.

По словам Меседу Шурпаевой, Институтом педагогики для городских школ издаются учебники с 1-го по 4-й класс, а с 5-го класса они должны заниматься по учебникам для сельских школ. Для этого учителям даются рекомендации по использованию учебника при обучении в городских школах. «Для каждого класса мы должны издавать по 22 учебника, поэтому и было принято такое решение. Что касается издания новых учебников, то все упирается в финансирование. По мере своей возможности институтом были изданы учебники в прошлом году, о которых я говорила. Рукописи у нас есть, издавать учебники при наличии средств мы можем», – сказала она.

Шурпаева также подчеркнула проблему отсутствия квалифицированных кадров, которые могли бы заняться подготовкой учебников. «Не все ученые могут написать учебник и не все берутся за это, поскольку это тяжелый труд. Сейчас мы сформировали новый авторский коллектив, состоящий из преподавателей вузов республики и опытных методистов, который будет заниматься разработкой новых учебных пособий», – сказала она. Шурпаева также предложила в обязательном порядке ввести изучение родных языков в дошкольных образовательных организациях.

Выступавшие в ходе круглого стола отмечали, что в республике проводится системная работа по обеспечению эффективности повышения квалификации учителей по 12 родным языкам. Ежегодно в Дагестанском институте развития образования курсы повышения квалификации проходят около 500 учителей родных языков и литератур. Однако не всегда в работе учителей учитывается специфика обучения родным языкам в условиях двуязычия, на уроках не уделяется должное внимание накоплению и обогащению словарного запаса учеников, воспитания у них любви к малой родине.

«Подлинное сохранение родных языков возможно, прежде всего, через преподавание их в школах, в которых будут созданы благоприятные условия для их изучения. Немаловажным фактором в деле сохранения и изучения родных языков является национальное самосознание народов», – уверены участники мероприятия.

В завершение работы круглого стола были приняты рекомендации. Министерству образования и науки рекомендовано усилить контроль за состоянием преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики, принять дополнительные меры по своевременному изданию учебников, учебных программ, методических и наглядных пособий. Министерству финансов рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении в полном объеме средств из республиканского бюджета на издание учебников и учебных пособий на родных языках, вузам – обеспечить условия для гармоничного развития и преподавания родных языков с учетом этнолингвистических особенностей республики и т.д.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела