"

Выставка «Великий Шелковый путь: связь времен» открылась в Махачкале

Фото: Альберт Токаев
2595
3 минуты
Выставка «Великий Шелковый путь: связь времен» открылась в Махачкале в рамках республиканской научной конференции «Этнокультурное измерение
общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности». Экспозиция развернута в фойе Дома дружбы.

Перед началом конференции искусствовед Татьяна Петенина рассказала участникам и гостям конференции о выставке, познакомила их с представленными здесь экспонатами. Организаторы выставки уверены, сегодня Великий Шелковый путь – не только символ диалога культур и межцивилизационных
коммуникаций, но и метафора, означающая поиски земли обетованной.

В основе концепции выставки лежит идея опосредованной преемственности культур, обращение современной дагестанского изобразительного искусства к традиционным культурам Востока, великим цивилизациям прошлого.

Главным источником вдохновения создателей выставки служит традиционная культура Дагестана, точнее ее древнейший период. Один из важнейших торгово-культурных центров на Великом шелковом пути – Дербент – с точки зрения археологии до сих пор таит много тайн. Сюда из Китая и Ближнего Востока приходили новые технологии, через орнаментальное искусство и каллиграфию шло постижение глубин новой религии. Археологические предметы, представленные на выставке, немногочисленны, но они дают яркое представление о «золотом веке» дагестанской средневековой культуры, а рядом с артефактами последующих веков обнаруживают явную связь с ними, выглядят удивительно современно и стильно.

Петенина обратила внимание гостей на работы Патимат Гусейновой, которая несколько лет сотрудничала с дагестанскими археологами. Как признается сама художница, ее это  настолько подпитало, что хватит, наверное, до конца ее творческой жизни. Здесь представлены ее работы серии «Слой», где она изображает археологические памятники крупно, не детализируя, но и не упуская главного, монументализируя их образ, подчеркивая их нетленную красоту. Есть также и картины цикла «Стамбул». «Это абстрактная живопись, но пряный аромат, яркость, смешение культур, темперамент Востока здесь прекрасно переданы», – говорит искусствовед.

Представлено на выставке и два фрагмента парчи. Это работа российских мастеров – конец 19 века. Искусствовед пояснила, что слово «парча» персидского происхождения, а сама ткань была изобретена в Китае в первых веках нашей эры.

Петенина обратила внимание гостей и на безворсовый ковер – своеобразный повтор иранской вышивки из золотого шитья 19 века, выполненный нашими замечательными мастерицами буквально на днях. Представлена на выставке и роспись наших современных художниц, но тоже связанная с мотивами Ирана, китайского фарфора и так далее.

Посетители выставки могут также увидеть работы художников Зайнутдина Исаева, Марата Гаджиева, Жанны Колесниковой, которая более 10 лет работает над серией графических рисунков «Шелковый путь». По словам искусствоведа, ее рисунки – не иллюстрация конкретных исторических событий, а авторская импровизация на заданную тему.

Есть на выставке графические работы Ибрагима Супьянова, обращенные к культуре ислама с ее любовью к книге и каллиграфии. В своих работах, он, по словам Петениной, показал четкое понимание главной идеи ислама: Аллах бесконечен, Аллах непостижим, Аллах всемогущ. Но эти сложные постулаты художник выразил на удивление простым, графически точным и одновременно изысканным художественным языком, бесконечно варьируя имя Бога на аскетически монохромных листах бумаги.

Новости раздела