"

Художник Сефик Амаев впервые представил свои картины в Махачкале

Фото:
2731
5 минут
Персональная выставка художника Сефика Амаева «Мое видение» представлена в Доме поэзии в Махачкале. Серия картин раньше нигде не выставлялась, они созданы в разные периоды его жизни. Художник называет свое творчество декоративным, символичным, условным, абстрактным. Работы выполнены маслом на холсте.

Сейфула (Сефик) Амаев родился в Махачкале в 1958 году, жил в Баку, где окончил среднюю школу. Там же занимался живописью, посещая художественный кружок. В 1976 году уехал в Ленинград и стал вольнослушателем в мастерской В.Руднева в Академии художеств. Поступив в Академию, Сейфула Амаев три года учился в мастерской Юрия Непринцева.

С картин Сейфулы Амаева на нас смотрят пейзажи в стиле Гогена, дамы и кавалеры, напоминающие о французском XVIII веке, о сюжетах Ватто и Буше; быки и тяжелые головки цветов в вазах; лодки, мостики и каналы (когда петербургские сюжеты Лансере и других «мирискусников» подают руку итальянским лодочникам и домам у воды); морские волны, пугающие стеклянно-мутной массой накатывающейся на нас морской воды; свободные от понимания композиции с криками желтой радости; пляшущие то по улицам, то вокруг клумбы, с лукавой усмешкой их открытых окошек, подгибающиеся и разгибающиеся, будто навеселе, будто подгулявшие, дома и домишки; окно с раскрытой на подоконнике книгой, которую читают небо и море; роза в стакане, вдруг возвращающая нам Врубеля с его розой в ее стакане.

«Здесь разные темы, разные жанры, определенной манеры нет, картины из разного времени, рисовал в течение 20-25 лет. Техника одна и та же – холст и масло. Это не совсем реализм, и здесь нет дагестанской тематики. Пишу, как вижу, а вижу, как живу. Увиденное что-то раньше, навеянное, это может быть рождение ребенка или другое, что тоже впечатляет в жизни», – делится автор.

Картины все это время хранились дома, в Махачкале. Писал он их тоже на родине, с 1997 года. Большинство работ, которые привез из Санкт-Петербурга, купили. Сейчас он живет в Махачкале, ищет помещение под мастерскую, где было бы светло и уютно для работы. Зал Дома поэзии ему тоже очень понравился, он понял, что здесь можно сделать выставку.

«Он действительно малоизвестен у нас в республике. Его работы я вижу впервые, огромное количество интересных его творений, идет процесс самоутверждения, хотя возраст такой, что уже вырос. Есть многообразие, своеобразие, мировая художественная культура внедряется в наше дагестанское искусство благодаря Сефику», – отметил заслуженный художник России Абдулзагир Мусаев.

«Его, казалось бы, тихая живопись наполнена огромным внутренним динамизмом, зачастую очень напряженным противоречием. Противоречием к миру, он явно не любит нашу действительность. Любой художник, которому действительность не по душе, всегда будет из нее уходить, а уходить куда угодно: или в мир иллюзий, или в мир исторических фактов, или в мир мифологии, или в какой-то собственный мир, который он придумал. Его стилистическую принадлежность определить сложно, сейчас это и не модно. Никаких “измов” мы ему приписывать не будем. Но его искусство очень близко тому питерскому андеграунду, который в свое время в 1970-1990 годы очень сильно звучал. Чем он звучал? Тем, что они философствовали. Философия никогда не была книжной, это философия, которая идет изнутри, из собственного понимания мира. Он этот мир видит в его рождении, мир как будто на пороге появления, где не видно границы между океаном и реальностью. Этот мир затягивает и делает человека уникальным. В нем много семантики, знаков, которые он сам себе сконструировал», – так видит холсты художника искусствовед Наталия Мусаева.

«Одна парадигма – поиск целостности через классичность, систематичность, поиск гармонии, сюжета, жанра. Мастер забывает, что он мастер, и говорит, что он ученик, продолжает ученичество. Национального элемента в его творчестве нет. Что-то от французов, что-то от русского искусства, от модернизма. Он обладает потрясающей способностью всеобщечеловеческого глаза. Сейфула преодолел ту границу, где возникает опасность потери целостности. На сегодняшний день мы живем здесь, в этом государстве. Целостность – это едва ли не главная цель, смысл. Художник показывает, как можно сохранить целостность», – говорит кандидат филологических наук Фарида Исрапова.

«Он вечно находится в поиске. Это, наверное, свойственно всем художникам. Я как-то сделал заказ Сефику. Было всего две недели. Две недели прошли, а заказ не выполнен. Он мучительно работает над этим: меняет один эскиз на другой, я понимаю, что мы безнадежно опаздываем. Его в рамки втиснуть невозможно. Он большой художник, действительно. Повез на экскурсию его, он видел дагестанские горы, жду дагестанские пейзажи, чувствую, не дождусь. От всей красоты он чуть не опьянел, постоянно об этом говорит, живет этим, прошло столько лет и ни одного пейзажа. Это художник с большим сложным внутренним миром. Жена его Гульнара – тоже художник-визажист, но она больше работает над красотой лица, а он над красотой духа», – сказал заместитель директора ВГТРК «Дагестан» Салам Хавчаев.

«Первая персональная выставка случилась в Дагестане. Сколько талантов наших, которые живут в других странах, городах, мы узнаем бесконечное количество раз о них. Сегодня Сейфула вполне заслуженно взошел на дагестанскую сцену, победоносно, красиво и скромно так стоит. Тонкий человек, художник. Будем ждать новые работы, думаю выставка откроет новое дыхание», – поделилась директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела