"

Валерий Подгородинский «Фестиваль русских театров в Дагестане – один из главных театральных фестивалей России»

Фото:
7018
6 минут
Итоги IV Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона подвели в воскресенье, 5 октября, в Махачкале.

Член жюри фестиваля театральный критик Валерий Подгородинский в начале своего выступления выразил свое восхищение игрой Айгума Айгумова в спектакле «Перед заходом солнца» Русского драматического театра Дагестана. «Это была работа большого актера,  и это большой успех его личный и всего спектакля, это принципиальная работа режиссера СкандарбекаТулпарова. Это способствует не только эстетическому, но и духовному воспитанию зрителя, общению с высокой литературой.

Были сцены, в которых я настолько слился с судьбой главного героя спектакля, которого не играл, а прожил на сцене Айгум Айгумов, что в какие-то моменты мне казалось, что у меня останавливается сердце, мне не хватало воздуха. Я помню, что многие зрители, в том числе и молодые, впервые столкнулись с большим театром, столкнулись с таким большим искусством, что я радовался за них и подумал о том, как грустно, что московский или телевизионный зритель не может этого увидеть», - ответил критик.

Говоря о фестивале, он отметил, что, по его мнению, это – один из главных театральных фестивалей России. «Слава Богу, что сохраняются и живут нормальной жизнью русские театры Северного Кавказа. Но ведь сюда стремятся приехать не только театры Каспийского и Черноморского регионов, а театры, которые очень и очень далеки от этих морей.

Это очень важный фестиваль, потому что русский язык – объединяет народы Северного Кавказа и не только. Программа фестиваля очень интересна и разнообразна. Мне бы очень хотелось, чтобы министерство культуры России обратило на него внимание. Ведь в стране проходит более 200 различных фестивалей драматических театров – международных, российских, республиканских, краевых, областных. Но нужно думать и о фестивале, который несет такую значительную функцию, не только содержательную. И я бы очень хотел, чтобы руководство республики обратилось в министерство культуры России с тем, чтобы этот фестиваль стал одним из самых значительных, которому бы Минкультуры будет оказывать всяческую поддержку», - подчеркнул Подгородинский.

Театральный критик Александр Иняхин в своем выступлении кратко проанализировал показанные в ходе фестиваля спектакли. Еще один член жюри – театральный критик Константин Щербаков отметил, что такой фестиваль Русских театров – на сегодняшний день единственный в России, хотя русских театров в стране достаточно много. «Поэтому смысл и значение его переоценить нельзя. Бывает так, что политический смысл какой-то культурной акции чрезвычайно важен, все это понимают и при этом отмечают, что к уровню искусства эта акция не дотягивает. А здесь, что очень существенно, – общероссийское и общеполитическое значение этого мероприятия имеет очень мощное художественное наполнение. Это фестиваль, который можно оценивать профессионально, без каких-бы то ни было скидок, по высшему уровню.

Случайных работ на этом фестивале не было», - высказал свою оценку Щербаков. Он также выразил надежду, что на следующем фестивале ко всем его составляющим добавятся еще и внимание и забота со стороны министерства культуры России.

Председатель жюри фестиваля – генеральный секретарь Международного института театра (ЮНЕСКО), театральный критик, художественный руководитель Международного театрального фестиваля «Театрион» (Германия) Нина Мазур сказала: «Если бы я имела счастливую возможность попросить власть имущих организаций награды для спектаклей, показанных на фестивале, я бы попросила 4 равные награды по жанрам. Одну – за лучший драматический спектакль, одну – за лучший спектакль музыкального жанра, еще одну – за лучший моноспекталь, и одну – за лучший кукольный спектакль. Так сложилось на этом фестивале, что самым лучшим драматическим спектаклем я назвала бы постановку его хозяев – “Перед заходом солнца”. У Тютчева есть замечательные строки: “И, может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”. Именно это сыграл Айгум Айгумов – выдающийся драматический актер в русской реалистической школе. В этом спектакле соединились отличная режиссерская работа, ансамблевая слаженная игра хороших актеров и исключительно удачная сценография.

В жанре мюзикла награду получила бы работа московского театра Назарова “Поминальная молитва, или Cкрипач на крыше”. Если бы шла речь о награде в жанре “моноспекталь”, то я бы ее разделила на две равные – половину отдала бы спектаклю “Новеченто” (театр “Выпускники-Щукинцы”, Москва), а вторую – спектаклю “Жена еврейка” (театр “Русская сцена”, Берлин, Германия).

Спектакль Дагестанского театра кукол “Сон в летнюю ночь” отмечен и вкусом, и чувством стиля, что очень бывает редко в нашей жизни, а уж в театре тем более», - отметила Нина Мазур.

В заключение она отметила, что фестиваль напоминает ей драгоценное ожерелье, в котором жемчужины не могут быть равны, потому что они не искусственно выращены, а созданы талантом природы. «Каждая жемчужинка имеет свои шероховатости, свои неровности, свой замечательный перламутровый отлив. Вместе они составляют прекрасное ожерелье. Мне бы хотелось поблагодарить каждый театр, представленный здесь, каждую частичку ожерелья за доставленное всем нам удовольствие и радость», - резюмировала председатель жюри фестиваля.

Дагестанский театральный критик Гулизар Султанова в своем выступлении отметила, что правомерно и справедливо, что фестиваль проходит именно в нашей республике – многотеатральной и многонациональной, в республике, где все  национальности говорят на русском языке. «Нам представился случай увидеть, как работают русские театры близлежащих республик, мы видим, как растут и развиваются эти театры. Наш театр показал, как не прекращается творческий процесс работы над спектаклем. Я видела премьеру “Перед заходом солнца”, и видела спектакль, показанный на фестивале – он  изменился, растет, развивается, он живет, не останавливается на том этапе, на котором он был.

Для меня этот фестиваль является творческой лабораторией. Критикам, которые приехали на фестиваль и каждый раз показывают непредвзятость, объективность, очень внимательное отношение к тому, что происходит на сцене, я выражаю свою благодарность за то, что они приехали, что я имела возможность с ними пообщаться и получить большой творческий заряд», - сказала Султанова.

В заключение идейный вдохновитель фестиваля, художественный руководитель Русского драматического театра Дагестана Скандарбек Тулпаров рассказал об идее, предложенной Ниной Мазур. «Мы хотим сделать фестиваль немного в другом формате и чередовать их с этим фестивалем ежегодно. В начале июня 2015 года мы планируем провести фестиваль моноспектаклей мира. Мы обратили внимание на этом фестивале, как наш зритель “впивается” в происходящее на сцене в ходе моноспектакля. Это говорит о высоком культурно-интеллектуальном уровне нашего зрителя, потому что не в каждом регионе можно провести моноспектакль.

На этот фестиваль будет приглашено 7 театров. Первый театр – это один из дагестанских театров, которые откроет фестиваль, но не будет входить в конкурс. Остальные шесть спектаклей войдут в конкурс, и по итогам фестиваля будет определен один победитель. Мы планируем выйти с этим предложением в министерство культуры республики и к руководству Дагестана. Все деньги, вырученные от спектаклей, будут направлены на лечение детей, больных детским церебральным параличом», - рассказал Тулпаров.

Напомним, что IV Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона прошел в Махачкале с 27 сентября по 5 октября и стал значительным и ярким событием в культурной жизни Дагестана. В этом году на фестиваль приехали гости из Грузии, Казахстана, Германии, Болгарии, Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкесска, Чечни и Ингушетии. Также были представлены театры Санкт-Петербурга и Москвы. Ну и конечно, три махачкалинских театра - Русский, Лакский и Театр кукол.  

Новости раздела