"

Депутаты Народного Собрания ознакомились с процессом изучения родных языков в ряде общеобразовательных школ Махачкалы

Фото:
2793
4 минуты
Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан Людмила Авшалумова, Камил Давдиев, Сергей Акулиничев, Магомедхан Арацилов, Сулейман Сулейманов совместно с представителями филологического факультета ДГУ, Министерства образования и науки РД и Управления образования города Махачкалы посетили ряд общеобразовательных школ столицы.

Цель посещения – ознакомиться с учебным процессом по изучению родных (национальных) языков в общеобразовательных школах.

В республике принята и реализуется Государственная программа «Изучение языков народов Дагестана» на 2015-2017 годы, разработанная на основании приоритетного проекта Республики Дагестан «Человеческий капитал».

В соответствии с этой программой изучение родных языков происходит во всех общеобразовательных школах с 1 по 11 классы.

Гимназия №11 является экспериментальной площадкой по изучению родных языков. Для этого здесь созданы все условия: изучаются 5 основных языков Дагестана – аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский и лакский. Здесь оборудованы специальные кабинеты, представители других национальностей, в том числе и русские дети, также не остались вне учебного процесса, они изучают дагестанскую литературу.

В гимназии №38 процесс изучения родных языков практически такой же: 2 часа в неделю отведены для начальных классов, 3 часа – 9 класса, 1 час – для старшеклассников. Поскольку гимназия перегружена, отдельные кабинеты для изучения языков отсутствуют.

Депутаты и сопровождающие их лица побывали на уроках, побеседовали с детьми и преподавателями. Выяснилось, что самой большой проблемой является отсутствие учебников родных языков.

В завершение поездки делегация побывала в Ленинкенте, в гимназии №35, которую возглавляет заслуженный учитель РД и РФ Чакар Меджидова. Это учебное заведение хорошо знают в республике. Гимназия может похвастаться уникальным краеведческим музеем, телевизионным отрядом следопытов, танцевальным ансамблем и мужским хором старшеклассников. Что касается родных языков, здесь изучают аварский и кумыкский языки. Причем преподают языки лауреаты городских, республиканских и всероссийских конкурсов, отличники образования. Представители других национальностей, их здесь не так много, изучают дагестанскую литературу.

Что показалось интересным, учителя родных языков тесно сотрудничают с кафедрой родных языков ДГУ и институтом школ имени Алибека Тахо-Годи. Они сами составляют учебные планы, проводят уроки в игровой форме, изготавливают пособия и применяют в своей работе все новое, что удается узнать. По их мнению, очень многое зависит от самого преподавателя, который должен заинтересовать своих учеников.

Заместитель председателя Комитета парламента по образованию, науке и культуре Людмила Авшалумова, комментируя итоги поездки, отметила: «К сожалению, мы замечаем, что наши дети, наши внуки не знают родных языков. Не знать родного языка, на котором наши матери пели колыбельные песни, рассказывали сказки – значит, не знать родной культуры.

Этому вопросу большое внимание уделяет Глава республики Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. Правительством Дагестана принята специальная программа изучения родных языков в школах, которая будет действовать до 2017 года. Депутаты решили посетить несколько школ и убедились, что все уроки проводятся квалифицированными преподавателями. Дети с интересом и вниманием относятся к урокам, но знают ли они свой родной язык так, как нам бы этого хотелось? Мы попытались вступить с ними в разговор, поскольку с нами были депутаты разных национальностей, но не везде это получилось. Это говорит о том, что в этом вопросе много еще нерешенных проблем, на которые нам указали учителя. Во-первых, не хватает учебников родных языков. Учебники есть только до третьего класса, старше третьего класса учебников нет, поэтому приходится заниматься по книгам для сельских школ, изданным ранее, а хотелось бы иметь новые учебники, адаптированные к городским условиям.

Нет в достаточном количестве изданных учебных программ для родных языков, методичек, дидактического материала. Повышение квалификации по применению новых, современных технологий не всегда проходит на нужном уровне. Самое главное, нет разговорной среды. Если ученик даже внимательно изучает грамматику в школе, но у него дома нет разговорной среды, результатов не будет. Надо чтобы родители поддержали школу и занимались с детьми дома.

Высказывались также пожелания создать специальный сайт, выпустить электронные носители (диски) с лучшими уроками.

Мне кажется, нужно рассмотреть возможность ввести в учебный план собеседование или экзамен по родным языкам. Это поднимет их статус, усилит интерес учащихся. Об этом говорили и учителя родных языков.  Министерству образования и науки следует обратить внимание на эти пожелания. И тогда совместными усилиями мы сохраним родные языки».

Новости раздела