"

Зайнаб Магомедмирзаева: «Наша задача – создать для наших учащихся условия для адаптации к нормальной жизни»

Фото:
4609
4 минуты
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида города Махачкалы своей главной задачей видит создание максимальных условий детям для их адаптации к нормальной жизни. Первоначально, в 1938 году, школа для глухонемых располагалась в селе Казанище Буйнакского района. После землетрясения 1970 года ее перенесли в Махачкалу, в приспособленную к условиям интерната школу №26. В 2003 году случилась трагедия – в результате ночного пожара погибли 30 детей. В течение следующего года было выстроено новое типовое здание интерната в поселке Ленинкент.

Сегодня в интернате современная пожарная сигнализация, дымовые извещатели, пожарные краны. Есть мастерская для трудового обучения, кабинеты коррекции, психолога, дефектолога, массажный, много игрушек, игровых комнат. Прекрасно оборудованный тренажерный, спортивный залы. На территории школы создан опытный участок, где учащиеся занимаются трудотерапией.

На сегодняшний день здесь обучаются 220 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Образовательный процесс в школе проходит по специальным коррекционным планам, утвержденным министерством образования России, в щадящем режиме. Занятия начинаются в 8:30 и продолжаются до обеда, после чего дети идут на прогулку. В течение дня учащиеся занимаются в различных кружках, делают уроки и так далее.

«У нас педагогов 110 человек, техперсонал – 72 человека. В нашей работе специфика такая, что нам необходимы сурдопедагоги. Их у нас работает 13 человек. Они окончили университет еще при СССР. Сегодня мы принимаем преподавателей, окончивших Дагестанский государственный педагогический университет по специальности дефектологии и логопедии. Здесь они проходят практику у специалистов, имеющих пятидесятилетний стаж работы в данной школе», – говорит директор учреждения Зайнаб Магомедмирзаева.

По словам Магомедмирзаевой, существует проблема нехватки учебников. Во время пожара они сгорели и на сегодняшний день приобрести их тяжело, потому что один учебник стоит около 3-4 тысяч рублей. Это специальные иллюстрированные книги для глухих детей, они издаются ограниченным тиражом.

Большую поддержку интернату оказывают руководство республики и Махачкалы, а также благотворительные фонды. В прошлом году интернат был полностью оборудован новой мебелью, инвентарем, вплоть до постельного белья. Частные лица помогают анонимно, выполняя практически любую просьбу руководства интерната.

«Если говорить о том, чего не хватает нашей школе, то никаких проблем, в принципе, у нас нет, но мы никогда не откажемся от улучшения условий, потому что хочется, чтобы каждый учебный кабинет был оборудован слуховыми аппаратами, компьютеризован, чтобы везде были интерактивные доски», – отметила Магомедмирзаева.

В этом году по поручению министерства образования и науки Дагестана школа-интернат приняла детей V вида – тех, которые слышат, но не говорят. Проблемы возникают, если они имеют какие-нибудь сопутствующие болезни: глубокую умственную отсталость, аутичность, задержку психического развития. Для них в школе-интернате сейчас составляют программы обучения. «Начинать, конечно, всегда тяжело, но в последующем будет легче. Наша главная задача – создать детям условия для адаптации к нормальной жизни, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ущемленными. Проблемных детей у нас нет», – говорит директор учреждения.

Выпускники школы-интерната в основном работают в сфере услуг, по возможности уезжают работать за пределы республики. Каждый год вместе со своими семьями он навещают своих педагогов. «Для выпускников наша школа – это целый мир. Сюда они могут прийти и рассказать о своих проблемах учителю. Есть очень много семей, которые создались именно в интернате. В социальных сетях мы создаем группы с выпускниками, где общаемся и узнаем судьбы наших воспитанников», – рассказывает Магомедмирзаева.

Школа имеет возможность принять всех нуждающихся в этом детей, но, по словам директора учреждения, менталитет таков, что люди не желают говорить о своих проблемах.

«У нас есть свободные места. Мы даем рекламу на телевидении, берем адреса детей, которые стоят на учете, пишем в администрации сел и городов, чтобы к нам приводили детей. Но менталитет наших людей, особенно сельских, таков, что раз ребенок инвалид, то он должен сидеть дома. Родители не понимают, что оказывают медвежью услугу своему ребенку. Когда ребенку исполняется уже 10-13 лет, родители приходят сами и слезно просят принять их детей в школу, потому что они хотят читать и писать. Нам приходится этого ребенка устраивать в первый класс, а потом, в классе седьмом, получается, что он переросток. Поэтому у нас большая просьба к родителям, чтобы они вовремя приводили детей, потому что наша школа даст этому ребенку все, чтобы он смог нормально адаптироваться к повседневной жизни», – говорит педагог.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела