"

Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам реабилитации инвалидов по зрению прошла в Махачкале

Фото:
2725
8 минут
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы организации и внедрения современных технологий медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов по зрению» прошла 23 апреля в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова в Махачкале. Форум организован в связи с 90-летним юбилеем Всероссийского общества слепых и 85-летием региональной организации, которые отмечаются в 2015 году, совместно с Дагестанским Центром микрохирургии глаза, Дагестанским государственным педагогическим университетом, министерством образования и науки республики.

За 90 лет Всероссийское общество слепых стало одним из самых авторитетных и влиятельных общественных объединений инвалидов в Российской Федерации, которое сыграло огромную роль в деле защиты прав и интересов инвалидов по зрению, их трудовой, профессиональной, социальной и медицинской реабилитации и интеграции, приобщения к труду, образованию, культуре и спорту, улучшения их социального и материально-бытового положения, медицинского обслуживания.

В работе конференции приняли участие руководители и специалисты организаций,  курирующих вопросы медицинской реабилитации и профессионального образования инвалидов, представители бюро МСЭ, школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, Общественной палаты Дагестана, высших учебных заведений республики, представители общественных организаций страны, занимающиеся защитой прав и интересов детей-инвалидов, их родителей, инвалидов, офтальмологи города Махачкалы, представители местных организаций ДРО ВОС, гости из Чечни, в заочном формате – представители республики СКФО и других регионов России.

Открывая работу конференции, председатель ДРО ВОС Хавлатип Назиргаджиев отметил, что целями ее проведения являются выработка механизмов улучшения медицинской помощи инвалидам по зрению и профилактики слепоты и слабовидения, сохранения остаточного зрения, повышения эффективности комплексной системы реабилитации, качества оказываемых услуг инвалидам по зрению и детям-инвалидам, а также содействие формированию современной системы реабилитации и социальной адаптации инвалидов, доступной среды жизнедеятельности и социальной адаптации в обществе, выработка путей решения проблемы доступности среднего и профессионального образования для лиц с нарушением зрения, обсуждение оптимальной модели образования с учетом ориентирования на инклюзивное образование, анализ достижений и опыта, накопленного в рассматриваемой области.

«В век информационной революции мы сталкиваемся с тем, что есть люди, которые не обучались в школе. Поэтому проблема информирования, освещения этих вопросов очень актуальна. Сегодняшняя конференция призвана обратить на них внимание общественности и властей», - отметил он.

Назиргаджиев также сказал о том, что назрела необходимость создания национальной программы по профилактике и охране зрения. «В Дагестане более 2,5 тысяч детей, имеющих серьезные нарушения зрения, функционируют две школы – в Избербаше и Махачкале, но в них достаточно проблем, для полноценной работы не хватает площадей. Это проблемой мы сейчас занимаемся, есть решение строительства дополнительного корпуса, но из-за недостатка финансирования его проектирование перенесено на следующий год. Мы считаем, что терять год нельзя и надо добиваться, чтобы это было сделано в этом году. Но сегодня, когда наша страна подписала и ратифицировала международную конвенцию о правах инвалидов, должна быть выстроена комплексная система реабилитации инвалидов. В этом плане есть наработки, что-то делается, но пока такой системы в республике нет. На сегодняшней конференции мы должны обсудить и вынести предложение о строительстве в республике реабилитационного центра для инвалидов по зрению. Кроме того, мы на протяжении нескольких лет обращаемся к руководству республики с просьбой создать в Дагестане Центр спортивной подготовки инвалидов. Этот проект включен в программу, но опять-таки из-за недостатка финансирования решение вопроса переносится на следующий год», - говорит председатель ДРО ВОС.

В рамках конференции проанализированы ход реализации Постановления Правительства РФ от 17 марта 2011 года №175 «О государственной Программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы в регионах РФ, проблемы внедрения инклюзивного образования для инвалидов по зрению в различных регионах страны, создание благоприятных возможностей для получения профессионального образования инвалидами по зрению.

О современных технологиях медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению в Дагестанском центре микрохирургии глаза рассказал его директор Абдулгамид Алиев: «В Дагестане зарегистрировано более 6 тыс. инвалидов по зрению среди взрослого населения и более 2,5 тыс. детей. Естественно, с развитием медицинских технологий происходит эволюция развития технологий медицинской реабилитации зрения. Если до создания ДЦМГ реабилитация зрения в основном сводилась к средствам оптической коррекции зрения, то с развитием микрохирургии глаза у нас появилась возможность проводить реабилитацию зрения, связанную с патологией не только хрусталика, переднего отрезка глаза, оптических структур глаза, но и стекловидного тела, заднего отрезка глаза, патологии зрительного нерва и сетчатки. Это связано с внедрением лазерных технологий реабилитации зрения, внедрением ультразвуковых технологий. Думаю, что эти технологии будут развиваться и возможности медицинской реабилитации зрения расширятся».

Также отмечено, что большой процент инвалидов именно с необратимой потерей зрения. Для их социализации созданы и развиваются другие структуры. Но, отметил Алиев, когда речь идет об обратимой потере зрения, в ДЦМГ его возвращают достаточно успешно. «Можно сказать, что технологии возвращения зрения в ДЦМГ равнозначны технологиям в других регионах страны и за рубежом». Что касается необратимой потери зрения, то тут на первый план выходят методы психологической и социальной реабилитации, социализации. Я думаю, наше сотрудничество с этими ветвями реабилитации слабовидящих будет развиваться», - подчеркнул главный внештатный офтальмолог-эксперт Минздрава Дагестана.

Заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев в своем выступлении отметил, что сегодня в Дагестане практически нет ни одного центра для реабилитации инвалидов различной категории, тогда как в одной Москве их более 100, многие из них осуществляют серьезную работу.

«Не только в Дагестане, но и в целом на Северном Кавказе это остается серьезной проблемой. Поэтому мы должны выработать позицию, которая позволит родителям не впадать в панику, когда у них рождается ребенок с нарушением зрения. Необходимо домедицинское обследование еще в перинатальный период, чтобы они были готовы к этому и могли принять определенные меры. Серьезную коррекционную помощь можно оказать ребенку в первые его месяцы, поэтому родители должны обращать внимание на детей. Врачи вкупе со специалистами-психологами и родителями должны сопровождать ребенка. Это первая важная задача. Затем идет выбор учреждения для реабилитации ребенка до его поступления в дошкольное образовательное учреждение соответствующего типа. К сожалению, у нас таких центров нет. В советские годы я добился, чтобы на базе одного из детских садов открыли группы для детей с нарушениями зрения. Дальше идет школа и способные дети, которые воспринимали учебный материал, бывало, что интегрировались в массовую школу при соответствующем сопровождении, и учлись в основном в школе 3-4 вида. Затем происходила социально-трудовая реабилитация, в то время порядка 20 инвалидов учились на нашем факультете. Затем произошел спал и на сегодняшний день это является проблемой. После 1991 года исчезли предприятия, где трудоустраивались инвалиды по зрению, они попали в сложную экономическую ситуацию. Важный период социализации выпадает.

По словам Маллаева, Общество слепых было одним из развитых, экономически поддерживаемых, занималось социальной, культурной и спортивной реабилитацией незрячих, проводило конкурсы и фестивали. К сожалению, этого сейчас нет  и возможности для социализации ограничены. Докладчик также затронул вопрос планирования семьи незрячего, который требует консультативной помощи, психологического и педагогического сопровождения и другие пласты социализации инвалидов по зрению.

Говоря о значении образования для незрячих, он отметил, что выбор профессии сегодня есть, и он актуален, необходима профессиональная ориентация инвалидов: «Инклюзивное образование всегда было, но не в таком массовом масштабе. Инклюзивное образование не предполагает сворачивание очень значимого, сложившегося специального дефектологического образования. Без него невозможно обойтись. К каждому ребенку даже в одной категории инвалидов нужно подходить дифференцировано, учитывать все особенности ребенка. Мы должны объединить усилия, выработать рекомендации конференции для организации на должном уровне медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов по зрению».

Заведующая отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ирина Зарубина рассказала о проблеме, когда не каждый ребенок может обучаться в интернатных условиях. «Если раньше обучающиеся из Дагестана могли поехать, к примеру, в Кисловодск, то сейчас это связано в большими финансовыми затратами. Поэтому инклюзия приходит к нам в регионы. Плюс к этому усложнился контингент обучающихся, и далеко не каждый ребенок может обучаться в интернате. Это тоже достаточно серьезная проблема, на которую надо обратить внимание. Все больше детей, которые вообще не получили образования, выявляется на территории Российской Федерации. Это во многом связано с тем, что у нас становится больше детей, которые по объективным причинам не могут обучаться в условиях интерната, а обычная школа не готова к их обучению. По сведениям некоторых председателей региональных организаций ВОС, в субъектах федерации более 10-15 детей, которые не обучались вообще», - заявила Зарубина.

В ходе конференции также были заслушаны доклады о добровольческих технологиях реабилитации инвалидов, психотерапии детей с нарушениями зрения, организации поддержки образовательного процесса студентов – инвалидов по зрению с на основе использования компьютерных технологий, выборе профессии для лиц с инвалидностью по зрению в своевременных условиях, структуре и содержании адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями зрения в инклюзивном образовании и многие другие.

Новости раздела