"

Вопросы теологического образования обсудили на конференции в Махачкале

Фото:
1135
4 минуты
Всероссийская научно-практическая конференция «Теологическое образование в России: современное состояние и перспективы» состоялась в Махачкале, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Дагкомрелигии. Мероприятие прошло при поддержке Комитета, Муфтията РД и Дагестанского гуманитарного института.

На конференции присутствовали ученые, религиозные и общественные деятели, ректора высших исламских университетов, специалисты по вопросам теологического образования России.

Ректор Дагестанского гуманитарного института Мурад Булатов в приветственном слове отметил, что тема научного мероприятия выбрана неслучайно: получение теологического образования крайне актуально, поскольку ислам, к сожалению, все чаще становится необоснованным фактором в руках псевдопроповедников.

«Сегодня особенно важно просвещать молодежь, чтобы она понимала, что такое настоящая религия и ее фундаментальные принципы», – отметил Мурад Булатов.

От имени Муфтията РД выступил заместитель муфтия Ахмад Кахаев, который рассказал о преемственности в создании и развитии религиозного образования в республике, напомнив, что Дагестан всегда являлся колыбелью знаний на Северном Кавказе. Именно наша республика готовила и обеспечивала соседние регионы имамами и кадиями. Говоря о современном состоянии религиозного образования, богослов подчеркнул, что для желающих получить теологическое образование в Дагестане созданы все условия. Более того, окончив вузовскую программу, выпускник может продолжить обучение как у авторитетных дагестанских ученых, так и за рубежом в ведущих исламских учебных заведениях.

Выступая с докладом «Взаимодействие государства и религиозных организаций в развитии религиозного образования в России» сотрудник Дагкомрелигии Магомедали Гапаров, в свою очередь отметил: «Система исламского образования Дагестана имеет достаточно интересную и самобытную историю и берет свое начало с периода распространения ислама на территории нынешнего Дагестана».

Так, к концу 13 века в республике сложилась целая система исламского образования, имевшая разные ступени подготовки: мактаб, медресе, индивидуальное обучение у мусульманских учёных – алимов и шейхов.

В 90-е годы, после длительного застоя в религиозной сфере, начинается возрождение ислама.  В декабре 1997 года Народное Собрание РД приняло закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», начинают восстанавливаться старые и строиться новые мечети, открываются религиозные учебные заведения.

«До 2008 года на территории республики Дагестан действовало 16 исламских вузов и 50 их филиалов, а также медресе и мактабы. В республике впервые в связи с  повышением качества и уровня религиозного образования началось массовое закрытие филиалов религиозных вузов и медресе, поскольку для их образовательной деятельности  требовалось получить отдельную лицензию. Этот процесс коснулся религиозных высших и средних образовательных учреждений. В итоге в настоящее время в Дагестане функционируют 6 исламских вузов, 15 медресе, более 280 мактабов», – рассказал Гапаров.

По словам представителя Дагкомрелигии, теологическое образование в республике представляет собой трехуровневую систему: примечетские начальные школы (мактабы), медресе, исламские вузы. Образование ведется в соответствии с требованиями федерального и республиканского министерства образования и науки.

«Однако, как подчеркнул Гапаров, остаются нерешенные проблемы. Не во всех учебных заведениях соответствующее качество образования, где-то не хватает высококвалифицированного преподавательского состава, учебно-методической базы. Остается вопрос с трудоустройством выпускников исламских учебных заведений, который неоднократно поднимался у Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.

Рамазан Абдулатипов высказал идею, что студенты исламских заведений могли бы получать параллельно еще одну специальность. В связи с этим Дагкомрелигии  провел мониторинг наиболее востребованных профессий. В ближайшем будущем будет принята соответствующая программа, и в медресе и университетах начнется дополнительное обучение рабочим специальностям.

Кроме того, участники конференции обсудили историю  и современное состояние религиозного/теологического образования в России. Ученые и богословы также обратили внимание на возрождение российской исламской богословской школы, современное состояние и основные проблемы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в стране, создание многоуровневой системы отечественного исламского образования, подготовку квалифицированных кадров для религиозных организаций.

В своих выступлениях докладчики делали акцент на то, что, наряду с изучением богословских дисциплин, необходимо давать и светские знания. Теолог – это представитель исламской интеллигенции, это дипломат, который знает не только свое богословие, но и другие религии; психолог, умеющий найти правильный подход к детям, взрослому поколению, знающий арабский язык не только на бытовом уровне, а намного глубже, чтобы мог изучать оригиналы трудов великих мусульманских деятелей, философов.

Система исламского образования в России требует максимального практического подхода, чтобы стать конкурентоспособной не только в нашей стране, но и на мировом уровне. В завершение участники конференции приняли резолюцию.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела