"

В ДГУ обсудили вопросы безопасности дорожного движения в Дагестане

Фото:
1190
5 минут

МАХАЧКАЛА, 3 ноября – РИА «Дагестан». В конференц-зале ректората Дагестанского государственного университета прошла встреча клуба журналистов «Альтернатива» с участием студентов филологического факультета университета.

В работе дискуссионного клуба приняли участие эксперты – член Общественной палаты РД Наби Ахадов и помощник министра транспорта и дорожного хозяйства РД Казиахмед Гамзатов. В качестве модератора встречи выступил руководитель общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан», заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ, председатель клуба «Альтернатива» Ильман Алипулатов.

Тема встречи журналистов и экспертов была обусловлена злободневностью и актуальностью проблемы опасного дорожного движения в Махачкале и в целом в Дагестане. Известно, что в соответствии с общероссийским антирейтингом ОНФ Махачкала находится в четверке самых опасных городов в области дорожного движения. В Дагестане очень высокая статистика дорожно-транспортных происшествий и гибели пешеходов. Каждый год республика теряет в авариях порядка тысячи человек – по сути, это одно дагестанское селение. Об этой ситуации на дорогах еще год назад говорил Глава Дагестана Владимир Васильев, призывая сделать лихачество на дорогах «немодным».

Обсуждение проблемы началось с конкретного трагического случая, который озвучила кандидат политических наук, юрист, президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова.

Она рассказала о гибели собственной свекрови, которая была жестоким образом сбита на обочине трассы «Кавказ» Ростов – Баку в районе населенного пункта Стальск Кизилюртовского района республики летом 2017 года, когда переходила дорогу. Участок дороги в районе села Стальск считается опасным, ввиду отсутствия безопасного перехода в районе населенного пункта и разметок. Хорошая асфальтированная и широкая дорога, напротив, облегчает водителям лихачество. Виновник аварии, Заур Сулейманов, проезжая по трассе на огромной скорости, начал совершать обгон попутной машины, ехавшей с дозволенной скоростью во втором ряду, выехал на обочину и сбил женщину. Суд, в противовес общероссийской практике, установил для преступника условное наказание, не посчитавшись с позицией потерпевшей стороны. Виновник аварии во время суда не признал своей вины и не принес извинений, даже смеялся на суде после оглашения условного приговора. Условный срок для такого человека по формулировке судов других субъектов страны по аналогичной статье «не даст результата в виде исправления и не является для него наказанием».

Прошло больше года, но справедливость так и не найдена. В других субъектах России в случае аварии с летальным исходом для пешехода по вине водителя приговоры нарушителям правил дорожного движения связаны исключительно с реальным сроком по ч.3 ст. 264 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК РФ. Реальный тюремный срок дают даже в случае достижения примирения сторон и осуществления виновником действий по заглаживанию вины.

В своем выступлении Ильман Алипулатов рассказал о разных аспектах опасности на дорогах. Наби Ахадов отметил проблему качества подготовки водителей, неправильной дорожной разметки и необоснованного установления дорожных знаков, об игнорировании судом неблагоприятных условий, связанных с качеством дорог и плохой работой дорожных служб. Он отметил, что на аварии влияют три фактора: водитель, транспортное средство и дороги. Основные ДТП с тяжкими последствиями совершают водители со стажем до двух лет – это свидетельствует о том, что подготовка водителей остается на низком уровне. По мнению Наби Ахадова, улучшить ситуацию поможет следующее: необходима установка камер по городу, но, прежде, чем камеры начнем ставить, надо проверить дислокацию дорожных знаков, запрещающих проезд – многих из них вообще нельзя было ставить. Надо открыть площадь и сделать подземную стоянку для Правительства.

«В преодолении проблемы многое зависит от имама мечети – эта самое сильное средство, я слышал, как в мечети говорили, что когда пешеход погиб – это и есть настоящее убийство, поэтому в мечети таких людей надо поименно называть и на них показывать», – подчеркнул член Общественной палаты Дагестана.

Казиахмед Гамзатов в свою очередь рассказал о том, что делается очень много. Заметные положительные результаты достигаются за счет установления камер видеофиксации и расширению этой программы, и штрафы на людей действуют. Благодаря установке камер число нарушений на контролируемых участках снизилось в разы, таким образом, удалось справиться с аварийностью в Гимринском туннеле и снизить аварийность на других опасных участках.

Ученый и писатель Саид Ниналалов отметил личный фактор и необходимость устранения опасности для каждого конкретного человека, необходимости справедливого решения конкретных случаев.

«Если авария случилась, какие-то человеческие отношения должны быть. В озвученном случае никакого решения и реального наказания нет. Сколько подобных случаев было? Сколько из-за свадеб погибали? Как это решать?» – поставил вопрос Саид Ниналалов.

Руководитель клуба журналистов «Альтернатива» Тамерлан Магомедов говорил о качестве дорог. По его мнению, здесь помогло бы исполнительное решение судебное – это вопрос пропаганды. Если бы всех, кто совершает подобные преступления, строго наказывали бы, это работало бы лучше Муфтията. Он привел в пример Запад, где есть скоростные дороги хорошего качества, но на них не бывает пешеходов, для них есть надземные или подземные переходы.

Общественный деятель, руководитель Дагестанского центра «Кавказ. Мир. Развитие» Мадина Алигаджиева говорила о безопасности во дворах и необходимости установления камер во дворах. Это очень хорошо, что ведется работа по установке камер. Но лихачи никуда не деваются и с этим надо бороться. Во дворах лихачи знают, где нет камер, и разгоняются в этих местах.

Участники сошлись во мнении, что необходим судебный прецедент (справедливое решение суда, соответствующее общероссийской практике – пример для общества и начало изменений), наказуемость и ответственность лиц, управляющих «источником опасности». Очень важно преодоление ситуации безнаказанности и предвзятого отношения местных судов (условный срок за преступления на дороге, связанные с гибелью человека; в другом случае игнорирования условий, связанных с качеством дорог и недоработкой дорожных служб). Необходимо усиление контроля за дорогами, водителями, качествами подготовки водителей, мотивация молодежи на отказ от моды на «лихачество» (зачастую аварии провоцируют свадебные кортежи).

В качестве необходимых мер были названы также адресная пропаганда, строгое наказание, озвучивание имен виновников ДТП по телевидению, привлечение к этому религиозных деятелей.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела