"

Уммупазиль Омарова: «Конституция Дагестана заложила предпосылки для свободного развития личности»

Фото:
2855
27 минут

Ежегодно 26 июля Дагестан отмечает День Конституции республики. О значимости этого праздника, механизмах защиты прав граждан и проблемах в сфере их соблюдения в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказала Уполномоченный по правам человека в РД Уммупазиль Омарова.

– Уммупазиль Авадзиевна, мы общаемся с Вами накануне Дня Конституции Республики Дагестан, которая провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина. Омбудсман имеет к этому празднику самое прямое отношение, ведь Вы проводите большую правозащитную работу. На Ваш взгляд, какое место занимает Конституция в жизни дагестанцев? Что о ней необходимо знать?

– Человек, его права и свободы, семья, труд, безопасность и личная неприкосновенность являются высшими ценностями для общества и государства. Охраняет их главный базовый закон – Конституция.

Знать свои права и руководствоваться ими в жизни, требовать от остальных, в том числе чиновников всех уровней, чтобы они в своей деятельности при принятии конкретных решений исходили непосредственно из Конституции, – это важно для каждого человека, независимо от того, какую должность он занимает.

Конституция Республики Дагестан заложила предпосылки для свободного развития личности. Глава Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипов неоднократно отмечал, что «Конституция Республики Дагестан является Основным законом, закрепившим исторически сложившееся единство народов Дагестана, его самобытность, вековые традиции и национальные особенности…. Только при бережном отношении к закрепленным в Конституции правам и свободам…  мы сумеем преодолеть все имеющиеся трудности, повысить благосостояние людей, обеспечить стабильность и согласие».

Однако мы все понимаем, что реальное признание ценности прав и свобод человека и гражданина – это не только публичное их провозглашение. Положения Конституции должны получить развитие в нормативных актах. Не менее важно, создать гарантии их реализации в правоприменительной практике.

– Институт омбудсмана – это дополнительный механизм защиты прав граждан. Уммупазиль Авадзиевна, как можно влиять на ситуацию, не имея реальных рычагов и не обладая административно-финансовыми полномочиями?

– В этом и заключается специфика института уполномоченного по правам человека. Да, я не могу как правоохранительные органы осуществлять уголовное преследование, штрафовать как государственная инспекция или вносить изменения в бюджет как законодательный орган.

Но отсутствие административно-материального ресурса – это и особенность этого института. Омбудсман от имени государства осуществляет защиту прав человека, руководствуясь не только нормами закона, но и, как сказано в присяге Уполномоченного, – справедливостью и голосом совести. Здесь требуются и владение «дипломатическим» языком, умение разговаривать не только с гражданами, но и с властью, опыт в правозащитном движении. Ведь зачастую омбудсман должен защищать права тех, кого власть «не слышит». Его работа направлена на помощь людям, которые столкнулись с государственной машиной и у них нет необходимых ресурсов (например, знаний) для решения своих проблем. При этом нередко необходимо элементарное человеческое участие, когда должностные лица «отмахнулись» от заявителя, пренебрегли его доводами, ссылаясь на свои действия «строго по инструкции».

Это отличает институт государственной правозащиты от других госорганов.

Еще одна важная особенность – независимость Уполномоченного от каких-либо органов власти. Одна из главных его функций – анализ ситуации в сфере соблюдения прав человека, который отражается в ежегодном докладе Уполномоченного. Это своего рода «дорожная карта» в правозащитной сфере. Омбудсман должен оценить состояние с правами человека – личными, социальными, экономическими и т.д.; выделить проблемные точки и предложить варианты их решения. И здесь очень большое значение имеет реагирование власти на рекомендации Уполномоченного. В этом плане такое понимание, на мой взгляд, есть.

Безусловно, каждое обращение, которое удалось разрешить в пользу гражданина – это показатель взаимодействия Уполномоченного с органами власти. Мы даем рекомендации, свое видение той или иной спорной ситуации, но окончательное решение – за властными структурами. Институт Уполномоченного делает все возможное в рамках своих полномочий, но он не всесилен. Проблемы в сфере прав человека разрешаются совместно с властными структурами, поэтому положительный результат по жалобе гражданина – это итог эффективного взаимодействия.

– Права человека – очень обширное понятие. Если говорить о Дагестане, какие права граждан сегодня больше всего нарушаются?

Права человека пронизывают все сферы нашей деятельности. В отличие от ряда международных документов, например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Конституции Республики Дагестан закреплен более широкий перечень основных прав и свобод. Кроме личных и политических, это и социально-экономические, и культурные права, и т.д.

– В год ко мне поступает более 1200 обращений на нарушение таких прав. Как правило, около 25 % из принятых жалоб удается решить в пользу граждан. Более того, у нас есть случаи, когда одному гражданину мы помогаем в решении различных вопросов, например, сегодня он испытывает сложности в получении установленных для него льгот, а завтра – в оформлении прав на недвижимое имущество. Встречаются ситуации, когда гражданин, которому мы помогли, приводит других заявителей с такими же проблемами.

Больше половины поступающих ко мне жалоб – обращения о нарушении социальных прав (65,6 %). Это и предоставление жилья, выплата пособия, установление инвалидности, получение лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, установление опеки и попечительства, постановка на жилищный учет детей-сирот, инвалидов, предоставление им социальных мер и т.д. В основном, речь идет о жалобах социально уязвимых категорий граждан.

Как правило, большая часть проблем в социальной сфере связана с недостаточным финансированием, особенно это заметно в современных условиях, когда изменились основные подходы социальной политики на федеральном уровне. К сожалению, государство отходит от социальной поддержки по принципу отнесения гражданина к социально уязвимой категории, например, ветеранам, инвалидам и т.д. Речь идет об оптимизации предоставления мер социальной поддержки с учетом применения критерия их нуждаемости.

В таких условиях особенно остро воспринимаются гражданами случаи нарушения их прав в результате формализма и некомпетентности отдельных должностных лиц, их нежелания разобраться в ситуации и исполнить требования законодательства.

Более объективным показателем эффективности работы Уполномоченного являются не цифры, а реальные дела.

В качестве примера могу привести ряд обращений детей-сирот на сложности при постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причинами нарушений их прав являются негативные управленческие практики. По вине администраций социальных учреждений дети-сироты в свое время не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Муниципалитеты им отказывают, ссылаясь на достижение ими предельного возраста для реализации этого права – 23-х лет.

Для защиты этих граждан мне приходится обращаться либо в администрации муниципалитетов, либо в органы прокуратуры. В итоге вопросы решаются в пользу граждан. Конечно, важно помогать каждому обратившемуся, однако возможность реализации прав человека не должна быть поставлена в зависимость от его обращения за их защитой. Необходимо, чтобы в муниципалитетах была выстроена система, не позволяющая допускать такие случаи.

Однако не всегда удается защитить права граждан. Достаточно сложная ситуация в сфере задолженности по заработной плате. В результате взаимодействия с органами прокуратуры по отдельным жалобам удается ликвидировать такую задолженность, однако в целом проблема сохраняет актуальность.  Так, на 1 июля 2017 года задолженность составила более 90 млн рублей. Это при том, что для многих дагестанцев заработная плата – единственный источник дохода в их семьях.

Несмотря на предпринимаемые в республике меры, со сложностями в реализации своих прав продолжают сталкиваться многодетные семьи. Так, на протяжении ряда лет граждане жалуются на отказы муниципалитетов в выделении земельных участков (например, многодетным семьям), распространены случаи, когда на один и тот же земельный участок имеются правоустанавливающие документы у нескольких лиц. Люди годами участвуют в судебных процессах и не могут добиться справедливости.

Сохраняет актуальность вопрос обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих хроническими формами заболеваний, при которых совместное проживание с ними невозможно, в том числе в связи с отсутствием финансирования. Более того, не исполняются вступившие в законную силу судебные решения о предоставлении жилья таким гражданам. На сегодняшний день вынесено 19 подобных решений. Мы обратились в Правительство Республики Дагестан с просьбой рассмотреть вопрос о поэтапном выделении при формировании республиканского бюджета на 2018 год средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями указанных граждан.

Я сейчас уже говорю о жалобах граждан на нарушение их прав в жилищно-коммунальной сфере. Они связаны и с переселением из аварийного жилья, проведением капитального ремонта в многоквартирных домах, необоснованными начислениями оплаты за жилищно-коммунальные услуги и т.д. Нарушения этих прав особенно ощущаются гражданами, так как их соблюдение обеспечивает условия комфортного проживания. Людей волнует состояние подъездов, дворов, улиц.

Так, одна из остро волнующих проблем – капремонт. Граждане говорят: мы платим деньги, а почему наш дом не ремонтируют? Полагаю, что здесь необходим комплексный подход, в том числе и путем предоставления возможности накопления средств не только на спецсчете многоквартирного дома либо у регионального оператора. Сейчас на федеральном уровне обсуждается возможность предоставления таких прав муниципалитетам, двум-трем домам объединять свои возможности. В зону ответственности должны быть включены  и все органы управления жилым фондом: ТСЖ,  управляющие компании. Сама система должна стать более прозрачной.

В то же время, проанализировав обращения граждан на качество работ, проводимых в рамках капитального ремонта, мы обратились в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с рекомендациями использовать опыт большинства регионов по внедрению новых механизмов отбора подрядчиков. Речь идет о предварительном отборе добросовестных подрядчиков, уже доказавших свою компетентность и надежность. По результатам рассмотрения нашего обращения такой реестр подрядчиков в республике создан.

Стабильно высокий процент жалоб в сфере оказания коммунальных услуг. Это низкое качество или отсутствие их предоставления, перебои с водоснабжением, отключения электроэнергии, низкое напряжение в электросети, сложности с установкой приборов учета и т.д.

Например, каждый год ко мне поступают обращения, в которых граждане сообщают, что, несмотря на имеющиеся у них документы, подтверждающие своевременную оплату фактически потребленного природного газа по показаниям приборов учета, они получают извещения о наличии задолженности. В подавляющем большинстве случаев после нашего вмешательства доводы граждан подтверждаются и им производится перерасчет.

В результате нашего взаимодействия с Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан в достаточно короткие сроки удается восстановить права граждан, например, по жалобам на качество оказываемых коммунальных услуг, действия управляющих компаний и т.д. Так, ко мне обратились жители одного из многоквартирных домов с жалобой на действия управляющей организации по необоснованному повышению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан, по итогам рассмотрения моего обращения, управляющей организации выдано предписание об устранении нарушения законодательства. В настоящее время собственникам жилых помещений многоквартирного дома произведена корректировка необоснованно начисленной платы за содержание общего имущества. И таких примеров достаточно.

В условиях сокращения бюджетного финансирования возрастает актуальность вопроса лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Об этом недавно говорил и Президент России В. В. Путин, который отметил, что «проблема доступности бесплатных препаратов для льготников по-прежнему остается крайне острой» и поручил Правительству России решить эти вопросы.

Хочу отметить, что значительную часть вопросов в этой сфере удается решить в результате конструктивного взаимодействия с Министерством здравоохранения Республики Дагестан. Так, в своем ежегодном докладе мы указывали на недостаточное количество аптечных учреждений, предоставляющих лекарственные препараты по льготным рецептам. Например, только две аптеки осуществляли выдачу лекарственных препаратов по льготным рецептам жителям г. Махачкалы, включая пригородные поселки, а также Кумторкалинский район. Это приводило к тому, что на практике поликлиника, в которой гражданин получал льготный рецепт, и аптека, где его можно реализовать, находились в разных населенных пунктах.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан реализовало нашу рекомендацию о размещении непосредственно в поликлиниках аптечных киосков, предоставляющих лекарственные препараты по льготным рецептам.

Отдельные наши рекомендации были учтены в результате работы Координационного совета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Так, на протяжении ряда лет граждане в своих обращениях жалуются на длительное ожидание получения скорой медицинской помощи.

Для решения данного вопроса мы предлагали в структуре медицинских организаций создать подразделения медицинской помощи, оказывающие эту помощь в неотложной форме. Речь идет об оказании гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.

Вместе с тем, в большинстве поликлиник республики, а также районных больницах такие пункты отсутствовали, в результате чего вызовы граждан, когда требовалась медицинская помощь в неотложной форме, но отсутствовала угроза жизни гражданину, обслуживались бригадами скорой медицинской помощи. Это приводило к тому, что служба скорой помощи получала дополнительную нагрузку (по информации Республиканского центра медицины катастроф число вызовов по оказанию неотложной помощи составляло треть от их общего количества), что, соответственно, влияло на оперативность оказания медицинской помощи.

В настоящее время в городских и районных медицинских организациях республики создаются в составе амбулаторно-поликлинических учреждений кабинеты (отделения) неотложной медицинской помощи в пределах общей численности персонала медицинской организации.

Вместе с тем, ряд системных проблем в сфере здравоохранения продолжает сохранять актуальность. Ежегодно мы получаем жалобы граждан на отказы в госпитализации. Например, не так давно нами была решена проблема жительницы одного из городов республики об отказе в повторной госпитализации ее дочери, которая ранее недолеченной была выписана из больницы.

В последнее время участились случаи искусственного создания «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, нуждающиеся в определенных видах исследования, вынуждены ждать их проведения месяцами. В то же время за определенную плату медицинские исследования осуществляются в оперативном порядке. На мой взгляд, это является своего рода проявлением коррупции. Подобные факты остро воспринимаются гражданами, потому что в массовом сознании населения профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям.

Об этом говорил и Глава Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипов на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Дагестан: «Врачи не должны ставить личные интересы выше интересов больного человека. Люди имеют полное право верить в то, что главная цель здравоохранения – исцелять, а не наживаться на здоровье».

В свое время мы получали жалобы граждан на сложности в получении государственных или муниципальных услуг. Люди вынуждены были стоять часами для получения справки, выписки, разрешения или других документов. С появлением МФЦ количество таких жалоб уменьшилось. Большинство необходимых документов становится возможным оформлять сразу и на месте, что тоже способствует уменьшению коррупции. Так, по информации МФЦ РД большая часть обращений граждан к ним связана с оформлением различных видов пособий, пенсионных и льготных выплат, получением материнского капитала и пр.

Однако сейчас на первый план выходят другие проблемы в этой сфере. Часть государственных услуг является сложной в плане технологии исполнения (исходный пакет документов, вариативность оказания услуги и т.д.), поэтому компетенции обычного специалиста МФЦ может быть недостаточно. Здесь большое значение имеют оперативность и качество информационного взаимодействия между МФЦ и органами власти, услуги которых предоставляются.

Все эти вопросы граждане поднимают в своих обращениях и жалуются на формальность проверок по ним. Они вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции. На прошлой неделе Президент России В. В. Путин в ходе встречи с одним из губернаторов передал ему папку с жалобами от жителей его региона и поручил ему уделить особое внимание эффективности работы с обращениями граждан.

– Этот год объявлен Годом экологии в России. Основная цель такого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности. Насколько дагестанцев интересуют эти проблемы и обращаются ли к Вам граждане с жалобами на нарушение их экологических прав?

–Да, мы получаем такие жалобы. Граждане поднимают вопросы создания благоприятных условий жизнедеятельности, качества водных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, загрязнения атмосферного воздуха, о мерах реагирования органов власти на жалобы, связанные с состоянием окружающей среды.

Например, серьезной проблемой остается обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества, особенно в ряде городов и районов республики. Например, ко мне поступают такие обращения из поселков Ленинкент, Шамхал, Ватан г. Махачкалы, г. Хасавюрта, Кайтагского района (с. Маджалис) и т.д.

Граждане в прибрежных городах жалуются на загрязнение морского побережья мусором и прочими отходами. Для их разрешения мы взаимодействуем с Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан.

Очевидно, что в ряде случаев основными причинами загрязнения существующих источников воды являются осуществление хозяйственной деятельности вблизи водного объекта или засорение его отходами (мусором).

Ко мне обращаются жители сел, которые жалуются на нерегулярный вывоз мусора, складирование бытовых отходов вдоль автомобильных дорог и в черте населенного пункта, появление несанкционированных свалок на территории сельских поселений. Как правило, наши обращения по таким фактам в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан приводят к привлечению виновных лиц к административной ответственности и вынесению предписаний об устранении нарушений.

Особого внимания требует существующая в Республике Дагестан система обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), которая основана преимущественно на их захоронении на свалках или полигонах ТБО, что ведет к загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и нанесению ущерба растительному миру.

Понятно, что это связано, прежде всего, со сложностью и высокой стоимостью специального оборудования (мусоросортировочных комплексов, прессового оборудования, современных мусоровозов, оборудования по обезвреживанию опасных отходов), а также высокой стоимостью и продолжительным сроком строительства специальных объектов (полигонов ТБО, объектов размещения опасных отходов).

В ходе моих выездных приемов в муниципалитетах местные жители жалуются на несанкционированное захоронение биологических отходов (создание могильников для скота) на территориях сельских поселений, что создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и заражения населения и животных различными заболеваниями.

Как правило, несанкционированные скотомогильники располагаются в непосредственной близости от населенных пунктов, дорог общего пользования, водоемов. Их территория не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии. Более того, указанные объекты ни у кого на балансе не закреплены, и фактически никто не следит за их санитарным состоянием.

В большинстве регионов такие объекты по требованию органов прокуратуры в судебном порядке признаются бесхозяйными. Обязанность по принятию необходимых мер в их отношении возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации. Полагаю, что в целях соблюдения ветеринарно-санитарных правил профильным органам исполнительной власти Республики Дагестан необходимо принять меры по надлежащему содержанию указанных объектов.

– Окружающая среда включает не только природные объекты, но и территории населенных пунктов с развитой инфраструктурой, созданием комфортных и благоприятных условий жизни их жителей. Насколько удается решать такие вопросы?

Речь идет о создании качественной городской среды. С ноября 2016 года в республике стартовал федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», который рассчитан на 5 лет и должен быть реализован до 2022 года. Его цель – создание условий для повышения качества и комфорта городской среды на всей территории России. Проектом предусмотрено проведение масштабных мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных пространств (площадей, улиц, набережных и др.), а также создание парков малых городов.

В Республике Дагестан реализуется государственная программа «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан». Она предусматривает проведение ряда мероприятий по созданию комфортной городской среды. В частности, подготовку адресных перечней всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве, проведение инвентаризации всех объектов благоустройства, разработку закона Республики Дагестан об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, порядка общественного обсуждения предложений граждан, их вовлечение в процесс обсуждения проекта муниципальной программы по формированию современной городской среды и т.д.

Однако, безусловно, сегодня важнейшей задачей городского управления становится вопрос – как включить жителей города и экспертного сообщества в процессы принятия социально значимых управленческих решений. Так, граждане жалуются, что во дворах многоквартирных домов ведется строительство новых зданий без получения специального разрешения, учета наличия объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов), с нарушением норм сейсмологической безопасности и т. д. Более того, буквально недавно в СМИ была распространена публикация о вопиющем случае, когда вопреки решению суда и требованию прокуратуры в г. Махачкале продолжается возведение высотного жилого дома.

Мы неоднократно обращали внимание администраций муниципалитетов на необходимость проведения публичных слушаний, которые если и проводятся, то нередко носят формальный характер. Соответственно, это способствует возникновению напряжения среди населения, люди видят, что их мнение осталось «на бумаге».

Ситуация ухудшается тем, что само законодательство, обязывая местные органы учитывать мнение населения в процессе разработки и утверждения документации о территориальном планировании, не предусматривает конкретные способы такого учета.

Особенно остро проблема отсутствия «обратной связи» с населением проявилась при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, когда в ряде муниципалитетов ситуация привела к проведению ими акций протеста.

Граждане одного из городов жаловались, что не знали о включении их многоквартирного дома в перечень аварийных, настаивали на том, чтобы жилье им возвели на месте сносимого жилого здания и т.д. В итоге данные вопросы пришлось решать на уровне Правительства Республики Дагестан, было принято решение о строительстве и предоставлении жилья таким гражданам на месте снесенных аварийных домов.

Вместе с тем, подобной ситуации можно было бы избежать при проведении, прежде всего, органами местного самоуправления, открытой и системной информационно-разъяснительной работы с населением.

Думаю, в качестве примера можно использовать механизмы участия населения при реализации программы реновации в г.Москве (сноса пятиэтажных жилых домов, построенных главным образом в конце 1950-х —начале 1960-х годов), когда учет мнения населения проходит в несколько этапов.

В ближайшее время мы планируем провести заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан, на котором будут обсуждаться в том числе и эти вопросы. До его проведения, как правило, создается рабочая группа с участием представителей профильных министерств и ведомств с целью всестороннего изучения проблемы. Подобным образом мы занимались проблемами соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, сохранения малокомплектных школ и т.д. Такой формат мероприятия позволяет рассмотреть проблемы с учетом мнения всех заинтересованных сторон и выработать рекомендации по их решению.

– Кавказский регион характеризуется угрозой террористической направленности. Требует ли это создание дополнительных механизмов взаимодействия власти и общества? И как часто жалобы и обращения граждан на действия сотрудников правоохранительных органов признаются обоснованными?

–Борьба с терроризмом и защита прав человека не являются противоречащими друг другу приоритетами, а представляют собой неотъемлемые составляющие единой борьбы за безопасность общества.

С одной стороны, мы наблюдаем, что в целом правоохранительным органам удается обеспечить общественную безопасность, снизить уровень преступности. Это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными.

Но, к сожалению, в работе отдельных сотрудников правоохранительных органов есть недостатки, их есть за что критиковать. Ко мне продолжают поступать жалобы на незаконные методы ведения следствия, заключения под стражу, недопуск адвокатов.

При этом в некоторых случаях такие жалобы требуют серьезной проверки. Например, не так давно по моему обращению органами прокуратуры отменялись постановления следователей республиканского Следственного управления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые выносились несмотря на наличие зафиксированных медицинским освидетельствованием у задержанного следов побоев. В настоящее время органами прокуратуры внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер по обеспечению полноты и всесторонности проверки.

В итоге вследствие неоднократного принятия однотипных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел граждане годами не могут добиться не только привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, а даже самого факта возбуждения уголовного дела. У нас есть обращения граждан, по которым в результате нашего вмешательства органами прокуратуры неоднократно отменялись подобные постановления следователей. Фактически речь идет об обеспечении определенного уровня качества следствия, которое позволит гражданам рассчитывать на своевременную защиту их прав.

Иногда представители правоохранительных органов апеллируют к отсутствию достаточного времени для проведения качественной проверки поступившего обращения и чрезмерной загруженности сотрудников. Указанный фактор действительно имеет место, в результате чего «страдают» и сами сотрудники.

Например, возбужденное еще в 2012 году уголовное дело по факту уничтожения чужого имущества и самоуправства сотрудниками полиции было утеряно. После нашего обращения надзирающий прокурор внес требование о принятии мер по восстановлению утраченного уголовного дела и привлечения виновных сотрудников к ответственности.

Сейчас в отдельных случаях работа с обращениями граждан ориентирована не на решение проблемы человека, а на то, чтобы дать ему ответ в установленные сроки. Сотрудники правоохранительных органов, стремясь соблюсти сроки рассмотрения обращения, не имеют возможности или желания провести детальную проверку доводов жалобы по существу и, соответственно, дают формальные ответы.

Между тем, формализм проверочных действий очень часто лежит на поверхности, и граждане не могут его не замечать, что, в свою очередь, порождает недовольство работой правоохранительной системы, увеличение количества обращений и вовлечение все большего круга инстанций и должностных лиц, которым направляются жалобы, вплоть до Президента Российской Федерации.

Прежде всего, сама правоохранительная система должна вести работу по выявлению допускаемых нарушений своими сотрудниками и обеспечению неотвратимости их наказания. Служебные проверки должны проводиться более тщательно и объективно, не ограничиваясь опросом заявителя и тех, на кого он жалуется. Те малочисленные нарушения, которые получили подтверждение в ходе служебных проверок, как правило, не доходят до судебного рассмотрения. Между тем, сотрудник, нарушивший право однажды, почувствовав свою безнаказанность, не остановится перед его совершением в следующий раз.

Однако подобные примеры вовсе не означают, что правоохранительными органами не принимаются меры по защите прав граждан. Есть реакция на наши обращения. В то же время сами правоохранительные, в особенности следственные, органы на системной основе должны проводить анализ правоприменительной деятельности своих сотрудников с тем, чтобы в будущем исключить негативные практики.

 

– Учитывая недоступность квалифицированной юридической помощи для некоторых категорий граждан, а также низкий уровень правовой культуры населения в целом, расскажите о Вашей работе в сфере правового просвещения?

– Знание правовых норм необходимо каждому гражданину для полноценной реализации его прав и свобод.

В своей каждодневной работе с обращениями граждан, а также во время проведения выездных приемов я нередко сталкиваюсь с правовой безграмотностью граждан, их неумением правовым способом решать возникающие проблемы.

Например, в ходе одного из выездных приемов ко мне обратился гражданин с просьбой оказать содействие в предоставлении ему льгот, исходя из его социального статуса. Для этого ему просто необходимо было подать заявление, однако проблема заключалась в том, что он не знал, как его составить. Конечно, мы решили вопрос заявителя, однако, очевидно, что если на местном уровне должным образом организовать систему правового просвещения населения, может быть снята значительная часть житейских, повседневных вопросов граждан.

В другом случае ко мне обратился пенсионер с жалобой на установление пенсии в меньшем объеме в связи с тем, что в общий трудовой стаж не засчитаны определенные периоды его трудовой деятельности.

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о рядовых пенсионерах. Зачастую пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.). Однако в некоторых случаях, даже когда граждане сами указывают на неправильное исчисление размера пенсии, они сталкиваются со сложностями в реализации своих прав.

Зачастую после нашего вмешательства производится перерасчет пенсии, устанавливаются доплаты и т.д.

Обеспечить доступ населения к правовой информации можно посредством использования библиотечной сети, особенно на муниципальном уровне, в отдаленных сельских районах. Мы ежегодно совместно с Министерством культуры Республики Дагестан проводим республиканский конкурс среди общедоступных библиотек на лучшую работу по правовому просвещению граждан. Несомненно, каждая библиотека может стать в своем муниципалитете центром общественного доступа к информации нормативно-правового характера.

Для повышения правовой осведомленности граждан нами регулярно проводятся «горячие» телефонные линии, темами которых становятся наиболее актуальные вопросы, поднимаемые в обращениях граждан, например, по проблемам реализации прав многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, опекунских и приемных семей либо семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соблюдения и защиты прав инвалидов, трудовых прав и т.д. Так, в ходе проведения одной из таких линий к нам поступило обращение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС о его увольнении в связи с сокращением штата работников организации, несмотря на законодательный запрет совершения таких действий в отношении этой категории граждан. После нашего вмешательства гражданину была предложена другая должность в данной организации, с которой он согласился.

С прошлого года реализуется проект федерального уполномоченного по правовому просвещению населения – в выпусках общефедерального еженедельника «Аргументы Недели» ведется правовая рубрика – «Аргумент Уполномоченного». В четырех субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Дагестан, региональные уполномоченные на страницах данного издания отвечают на наиболее злободневные и массовые вопросы граждан. В частности, мы разъясняли актуальные положения законодательства в сфере социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В республиканских газетах, в том числе национальных, разъясняются последние изменения в законодательстве.

Регулярно на официальном сайте Уполномоченного размещаются консультационно-информационные материалы, содержащие разъяснения способов и порядка защиты прав граждан, правовые консультации, актуальные изменения в законодательстве.

В республике недостаточно используются ресурсы системы бесплатной правовой помощи. Многие граждане просто не знают, что такая помощь существует, ее можно получить в юридических клиниках и некоммерческих организациях.

На сегодняшний день основным участником системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты.  Оплата их труда и компенсация расходов на оказание бесплатной юридической помощи должны производиться за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Однако в настоящее время финансирование таких расходов ограниченно, осуществляется по остаточному принципу, что приводит к отсутствию заинтересованности со стороны адвокатов в ее оказании. К конечном итоге, такая ситуация сказывается на качестве бесплатной правовой помощи.

Полагаю, что органы местного самоуправления, как наиболее приближенные властные структуры к населению, также должны стать активными субъектами оказания бесплатной правовой помощи. Более того, в некоторых субъектах Российской Федерации местные органы власти осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах. Считаю, что такой опыт необходимо использовать в республике.

Большое внимание в своей работе мы уделяем правовому просвещению подрастающего поколения. Уже традиционно совместно с Министерством образования и науки Республики Дагестан мы проводим ежегодный республиканский конкурс среди учащихся общеобразовательных учреждений «Права человека глазами ребенка». В прошлом году в нем приняло участие около 300 учащихся из 9 городов и большинства районов республики. Если в прежние годы в работах конкурсантов поднимались в основном вопросы защиты прав детей, охраны детства, то сейчас их волнуют и проблемы соблюдения прав инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безопасности государства, национального единства, патриотизма и толерантности. Хочу подчеркнуть, что проведение таких мероприятий способствует формированию у школьников навыков исследовательской деятельности и развитию гражданской инициативы.

Также как и в прошлые годы, распространение правовых знаний среди детей и подростков осуществлялось в рамках проведения в общеобразовательных школах республики занятий по правовой тематике, приуроченных к Дням Конституций Республики Дагестан и Российской Федерации, Дню прав человека, Всероссийскому дню правовой помощи детям.

Безусловно, главной целью распространения правовых знаний должно стать воспитание у граждан уважения к праву и законности. Необходимо, чтобы законопослушание стало нормой поведения граждан, должна сформироваться культура уважения к закону.

– Где граждане могут получить информацию о деятельности Уполномоченного? Куда и как им обращаться за вашей помощью?

– Мы ведем прием граждан в рабочие дни с 9 до 17 часов по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, Дом Дружбы, 3-й этаж.

Граждане могут прийти лично либо направить свое обращение почтовым сообщением на этот же адрес.

Помимо этого, работает Интернет-приёмная Уполномоченного, то есть посредством сайта Уполномоченного (www.dagombu.ru), заполнив установленную форму, граждане также могут направить свою жалобу в электронном виде.

– Уммупазиль Авадзиевна, что Вы пожелаете дагестанцам в преддверии Дня Конституции?

– Думаю, что научиться жить по Конституции – это и есть высшая демократия, школа, которую все мы обязаны освоить. Наше будущее неразрывно связано с обеспечением полноты прав, сохранением гражданского мира и согласия, любви и уважения к Родине – все это воплощено в Основном законе нашей республики.

Хочу пожелать всем дагестанцам мира, согласия, здоровья и благополучия!

– Спасибо за интересные ответы. Желаю успехов в Вашей деятельности по защите прав граждан!

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела