"

Шевкет Крумов: «Именно Интернет сегодня является одним из главных инструментов “прокачки мозгов” подрастающего поколения»

Фото: stmkala.ru
317
7 минут

МАХАЧКАЛА, 12 октября – РИА «Дагестан». Сегодня молодежь – наиболее подверженная воздействию идеологии терроризма и экстремизма часть общества. Негативную роль в этом играет и Всемирная паутина, которая захватывает молодое поколение всё стремительнее и шире. В интервью корреспонденту информагентства главный специалист отдела духовно-нравственного и патриотического воспитания Минмолодежи РД Шевкет Крумов рассказал об особенностях профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде.

– Почему именно молодежь сильнее всего подвержена влиянию экстремистской идеологии?

– Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

Основными причинами этого, думаю, следует выделить такие факторы, как обострение социальной напряженности в молодежной среде, которая характеризуется в основном комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства и, наверное, другие сопутствующие факторы.

Нельзя сбрасывать со счетов и изменение ценностных ориентаций. Значительную опасность здесь представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.

Кроме того, сегодня активно идет использование сети Интернет в противоправных целях. Именно иИнтернет сегодня является одним из главных инструментов «прокачки мозгов» подрастающего поколения.

Интернет – основной источник информации, дает доступ многим радикальным общественным организациям к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.

– В учебных учреждениях республики активно проводятся мероприятия по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Насколько такие мероприятия результативны?

– Любая правильно организованная форма профилактической работы всегда даст нужный положительный эффект. В нынешнее время очень важно обратить внимание на создание новых форм и практик в сфере профилактической работы, которые будут интересны молодежи. Зачастую как бывает в наших учебных заведениях? На профилактическую беседу приходят несколько представителей различных структур, органов власти и общественных организаций и начинают свою аудиторию просвещать. В таких случаях, если на встречу приходит некомпетентный лектор или же встреча проходит скучно, у студента появляется только одно желание – «Поскорее бы закончилась встреча!». Соответственно в данном случае мы можем сказать, что встреча никакого результата не даст.

Сегодня важно уделить внимание тому, чтобы форматы таких встреч проходили по принципу «равный равному», чтобы у молодого человека была возможность поделиться своими мыслями, задавать вопросы и получить на них качественный и честный ответ. Кроме того, важно объяснить молодым людям, какие возможности самореализации есть сейчас для них, что это государство для них делает и тд.

Если говорить о качественных результатах профилактической работы, то в последние годы мы видим, что в нашем регионе она с каждым годом проводится всё лучше и лучше. Есть много разных положительных примеров, когда те же самые трудные подростки вовлекаются в добровольческую деятельность, в юнармейское и поисковое движения. И естественно, подобного рода работа будет продолжаться и совершенствоваться.

– Не могли бы Вы привести примеры информационно-психологических манипуляции в сети Интернет?

Сегодня много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Здесь я бы выделил информационно-психологические манипуляции в сети Интернет. Именно сейчас это основной инструмент вербовки нашей молодежи.

Основной акцент многие вербовщики делают на неокрепшие головы – это учащиеся школ и колледжей, зная, что на данном этапе их развития проще создавать контент с элементами манипуляции и менять их мировоззрение относительно тех или иных вещей.

Например, «Аль-Каида» (запрещенная в России террористическая организация) в свое время создавала для детей большинства арабских стран мультфильмы, видеоигры с элементами манипуляции для того, чтобы ребенок в подростковом возрасте – а это примерно с 14 лет – был готов совершить теракт в качестве смертника или пополнил ряды террористической организации. Подобные технологии работают и сейчас. И с каждым годом они совершенствуются. Сегодня важно нам, молодым людям и родителям, знать, что Интернет – это своего рода улица, где необходимо соблюдение определенных правил и цифровой гигиены. И нужно знать, что всё, что мы размещаем о личной жизни сегодня, – это все наши слабости, которые в один день будут использованы против нас.

– Что бы Вы особо выделили в воспитательной работе со студенческой молодежью?

– Есть ряд проверенных практик, которые, на мой взгляд, являются важными и эффективными инструментами профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Прежде всего – волонтерская деятельность. Вовлечение молодежи в решение социально значимых проблем в республике посредством участия в общественной деятельности, безвозмездная помощь нуждающимся людям, развитие качеств лидера-организатора, поиск единомышленников, расширенный круг общения альтруистов и социальный лифт – это всё для молодого человека является отличным инструментом личностного роста и развития новых навыков как специалиста.

Хорошая практика – это и вовлечение молодежи к участию в грантовых конкурсах. Сегодня у молодых людей есть уникальная возможность проявить себя на различных федеральных площадках. Каждый год по линии Федерального агентства по делам молодежи проходит Всероссийская форумная кампания, каждый форум сопровождается гранатовыми конкурсами. Максимальный объем денежной субсидии может составить до 1,5 миллиона рублей. Эту сумму сегодня может получить любой молодой человек с хорошо расписанным проектом – как физическое лицо без привязки к некоммерческим организациям. В данной области Министерством по делам молодежи Республики Дагестан проводится большая работа по информированию и обучению не только студенческой, но сельской молодежи. Ежегодно реализуется Школа молодого проектного менеджера. Приглашаются федеральные эксперты, проводятся и консультации по проектным заявкам.

Показало хорошие результаты и участие молодежи в дискуссионных площадках. В последние несколько лет мы делаем акцент на практики, которые дают молодежи возможность обсуждать, высказаться и предлагать идеи на решение насущных проблем в нашем обществе.

Здесь я бы хотел поделиться успешным опытом Министерства по делам молодежи Республики Дагестан – это такие практики, как: Республиканская лига дебатов, молодежные управленческие поединки, молодежная дискуссионная площадка «Годекан-клуб» и другие. Кстати, особо хотел бы отметить такой проект, как «Молодежная дискуссионная площадка “Годекан-клуб”», его уникальность проведения. Проект этот был презентован нашими сотрудниками еще на площадке Всероссийского семинар-совещания по межведомственному взаимодействию при профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде «Национальная безопасность», технология проведения была рекомендована субъектам Российской Федерации – как пример успешной практики по профилактике деструктивного поведения молодежи, в том числе и в сети Интернет.

– Как Вы определяете группы риска в молодежной среде?

– Конечно, на этот вопрос лучше всего смогут ответить психологи, они в моем понимании более компетентны и дадут развернутый ответ. Да и в принципе на эту тему отдельную статью можно было бы написать, потому что группа риска – это понятие обширное, и факторов, которые определяют саму группу риска, тоже очень много. Но относительно данного вопроса наиболее общее определение «Молодежь группы риска» – это лица в возрасте от 14 до 35 лет, жизнь, здоровье и развитие которых находятся под угрозой. В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. В России число таких молодых людей, оказавшихся в критической жизненной ситуации, увеличивается ежегодно. Прежде всего, это относится к несовершеннолетней молодежи, особо нуждающейся в различных видах правовой и социальной поддержки: это в основном дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети-жертвы вооруженных конфликтов, здесь особо хочу выделить несовершеннолетних детей, возвращенных из зон боевых действий в Сирийской и Иракской арабских республик. Далее это дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, например, в эту категорию можем выделить детей и студентов из Донбасса; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях, и много других категорий, а их, к сожалению, много.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела