"

Практические аспекты мониторинга и работы с общественным мнением обсуждают на «круглом столе» в Махачкале

Фото: Арсен Абдуллаев
2141
8 минут
«Круглый стол» на тему «Практические кейсы реализации государственной информационной политики в интернет-пространстве и социальных медиа» проходит в эти минуты в Доме дружбы в Махачкале. В ходе работы «круглого стола» участники рассматривают практическую модель реализации государственной информационной политики в интернет-пространстве и социальных медиа на примере мониторинга и реагирования на общественно значимые события и мероприятия в Республике Дагестан.

В задачи «круглого стола» входит определение возможностей механизма программно-аппаратного мониторинга интернет-пространства и социальных медиа, знакомство с методиками выявления и блокировки противоправного контента в сети Интернет с использованием возможностей сети «Кибердружина» и Роскомнадзора РФ, определение роли общественных движений в мониторинге противоправного контента в сети Интернет.

Как отметил организатор – министерство печати и информации Дагестана, особенностью «круглого стола» является рассмотрение реакции населения, тональности настроений на реальные события и факты из общественно-политической жизни Дагестана на основе мониторинга интернет-пространства и социальных сетей.

Открыли работу заседания заместитель руководителя администрации Главы и Правительства Дагестана Расул Алиев и советник Главы республики Деньга Халидов, которые поприветствовали гостей и участников мероприятия и отметили значимость его проведения.

«Совещание имеет большое значение по одной причине – мы переживает такой период, когда общественное мнение формируется независимыми изданиями и государство обязано реагировать на контент в Интернете, который не имеет ничего общего с реальностью и с тем, что мы считаем положительным с точки зрения морали. Это и пропаганда порнографии, и пропаганда экстремизма и терроризма. Поэтому нужно найти юридически и научно обоснованные безупречные методы по нейтрализации этой пропаганды, как это сделано в ряде стран. Мы можем пройти между силой покушения на свободу слова и всеобщей вакханалии, которая творится в интернет-пространстве. Если на этой площадке нам удастся найти эту золотую середину или хотя бы обозначить вектор, это будет означать, что мы не зря поработали. Поэтому успешной вам работы», – сказал, в частности, Халидов.

Министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев, в свою очередь, отметил, что такие встречи стали носить регулярный характер, что говорит о важности и актуальности обсуждаемых вопросов и принимаемых решениях. «Отдельно хочу поблагодарить наших коллег из аппарата Постпредства СКФО и представителей регионов СКФО за активное участие в наших общих мероприятиях, мы действительно способны работать как команда единомышленников. Важно, что на нашем «круглом столе» собрались все заинтересованные лица, участвующие в формировании и реализации информационной политики. Ваше участие создает полноценный кворум мнений и экспертных заключений, касательно обсуждаемых вопросов», – сказал министр.

Аджиев напомнил, что 27 марта 2014 года был подписан Меморандум «О сотрудничестве между органами исполнительной власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа в сфере реализации информационной политики». В нем в рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

«Здесь, на Северном Кавказе, мы с вами отчетливо видим, что основная задача государственной информационной политики – это укрепление связи Центра и регионов, обеспечение проведения единой политики государства на всей территории страны, в каждом регионе, муниципалитете, городе и селе. И что не менее важно, обеспечение реализации государственной информационной политики во всех информационных каналах (телевидение, радио, Интернет, пресса), причем в одинаковом качестве, с одинаковой доступностью для населения.

Мы с вами видели эволюцию информационного поля на Северном Кавказе, которое долгое время шло по пути выхода за пределы общероссийского информационного поля значительной части населения. Это сопровождалось ухудшением качества информации, снижением уровня ее достоверности, ангажированностью, откровенной пропагандой антигосударственных идей и так далее. Последствия этих процессов нам хорошо известны. К сожалению, элементы этих процессов мы видим до сих пор. Они заключаются в пропаганде идеологии экстремизма и терроризма, распространении противоправного и вредоносного контента, информации об органах государственной власти и руководстве регионов, не соответствующей действительности. Данные процессы происходят в условиях, когда перспективные информационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей не только на Северном Кавказе, но и во всех регионах России.

Аудитория интернет-пространства и социальных медиа уже сопоставима с аудиторией федерального телевидения. По данным Фонда общественного мнения на март 2014 года, доля населения России, которая узнает новости из Интернета, выросла за год с 32% до 41%. Увеличился и процент тех, кто оценивает новости в интернет-СМИ как наиболее объективные. Если в 2012 году с этим согласились только 5% опрошенных, то в 2014 году так считают уже 17%. Сегодня нет смысла говорить о конкуренции между телевидением и Интернетом, правильнее говорить о разделении аудитории по принципу потребления информации. Обеспечение присутствия внятной позиции государства во всех информационных каналах – наша центральная задача.

Из приведенных цифр следует, что важнейшей составляющей государственной информационной политики является обеспечение информационной безопасности не только силами традиционных СМИ, но и в интернет-пространстве и социальных сетях, процессам которых мы практически не уделяем внимания в силу отсутствия инструментов мониторинга и моделей проведения государственной информационной политики», – заявил глава минпечати РД.

По словам Аджиева, Доктриной информационной безопасности России определены ключевые направления государственной информационной политики, но ее реализация требует создания серьезной законодательной платформы. «Сегодня противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. Даже само обсуждение законодательных инициатив вызывает серьезный общественный резонанс. Как вам известно, в настоящее время наиболее остро обсуждаются уже подписанный Президентом России закон о блогерах, вводящий регистрацию владельцев блогов с посещаемостью более трех тысяч человек в сутки, и законопроекты, приравнивающие к СМИ новостные агрегаторы. Тем не менее, необходимость системной работы в интернет-пространстве и социальных медиа требует решения столь масштабных задач уже сегодня», – отметил докладчик.

«Несмотря на успехи государственных СМИ Дагестана и популярность отдельных проектов, таких как «52/52. Дагестан глазами блогеров», «Открытая власть», мы не можем с уверенностью сказать, что сегодня на горизонте нашего внимания находятся все процессы, происходящие в интернет-пространстве и социальных медиа, – продолжил министр. – Для определения краткосрочных и среднесрочных задач формирования государственной политики в информационной среде необходим комплексный мониторинг интернет-пространства и социальных медиа, выявление угроз, моделирование нивелирования последствий распространения вредоносного контента, пропаганда и защита интересов личности, общества и государства. Расширив горизонт нашего видения процессов, происходящих в интернет-пространстве, мы получим целостность картины, станет возможным определение целей и задач, определение приоритетов задач, стоящих перед нами. Таким образом мы создадим фундамент работы на опережение, о чем  говорит Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов».

По мнению Аджиева, определив целостность картины, можно разработать модели реагирования на вредоносный и противоправный контент и модели пропаганды и защиты интересов личности, общества и государства. Реагирование должно заключаться как в блокировке интернет-ресурсов, содержащих противоправный контент, силами Роскомнадзора и возможностями интернет-сети «Лига безопасного интернета», так и в расширении зоны позитивного контента, пропаганде истинных ценностей личности, общества и государства.

Было отмечено, что министерство печати и информации Дагестана активно поддерживает блогеров, которые вчера, 16 июня, на очередном большом собрании решили разработать и претворять в жизнь «Кодекс блогера». Данная инициатива принадлежит самому интернет-сообществу и, по словам Аджиева, в условиях «пробелов» в законодательстве выработка этических норм поведения в сети давно назрела. «Однозначно одно, – заявил министр, – что на данном этапе необходимо эффективное управление всеми видами информационных ресурсов, средствами государственной поддержки отечественного информационного производства и регулирование деятельности государственных электронных и традиционных СМИ для реализации государственной информационной политики».

В качестве предложения Аджиев озвучил, что министерство печати и информации Республики Дагестан начинает подготовку еженедельных и ежемесячных отчетов для руководства Дагестана с целью оперативного и качественного информирования об отношении граждан к ключевым общественно-политическим и социально значимым событиям в республике.

Далее представители компании разработчика программного обеспечения системы мониторинга интернет-пространства и социальных медиа «IQBuzz» презентовали доклад о проделанной работе по мониторингу актуальных для Дагестана общественно-политических событий. Они продемонстрировали варианты разработки моделей реагирования на негативный контент и рассказали о моделях продвижения новых образов Дагестана. Сегодня методика работы в интернет-пространстве и социальных медиа видится как работа по схеме: получение исходных данных на основе комплексного мониторинга, далее – проведение анализа угроз и негативных тенденций, затем разработка модели реагирования на то или иное событие, далее – мониторинг эффекта произведенных действий. Неоспоримым преимуществом данной работы является то, что она измерима конкретными цифрами и показателями. Системная работа по данной схеме фактически является управлением репутацией органов государственной власти, первых лиц республики и системным методом противодействия идеологии экстремизма и терроризма, а также прочим негативным явлениям в интернет-пространстве и социальных сетях.

После обсуждения докладов и обмена мнениями «круглый стол» завершится подписанием Соглашений между министерством печати и информации Дагестана и компанией «IQBuzz», НП «Лига безопасного интернета» и ОАО «Мегафон». Завтра, 18 июня, участники «круглого стола» дадут пресс-конференцию в РИА «Дагестан».

Новости раздела