"

По ту сторону прилавка: или как потребителям отстоять свои права

Фото:
3611
7 минут

В середине марта в стране отмечался Всемирный день прав потребителей. С нарушением таких прав время от времени сталкивается каждый из нас. В то же время, как показывает практика, именно «потребительский» закон сегодня в нашей стране – один из самых эффективных. Законные права гражданина нарушаются не в какой-то определенный день или срок, а регистрируются ежедневно. При грамотном применении в большинстве случаев можно отстоять свои интересы, даже не доводя дело до суда.

Роспотребнадзор Вам в помощь!

Главным помощником обманутого потребителя является федеральный орган – Роспотребнадзор. В его уставе четко прописано, что ведомство занимается контролем и надзором в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке. А защищать приходится часто: в 2013 году в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора Дагестана поступило 279 обращений. Как говорят специалисты отдела, ежегодно количество обращений от жителей увеличивается в арифметической прогрессии. К примеру, в прошлом году их поступило на 26% больше, чем в 2012 году. Чаще всего жители республики жалуются на некачественное предоставление коммунальных услуг и бытовые вопросы.

«В основном заявления поступали в письменном виде. В большинстве случаев в решении споров между покупателем и продавцом Роспотребнадзор выступает как защитник потребителя, отстаивает его правоту. Но заставить продавца выплатить компенсацию или заменить товар мы не в силах. Это прерогатива судебных инстанций», – сказали в ведомстве.

Собеседник отметил, что жители республики не в полной мере знают свои права в спорных моментах. «Зачастую заявители надеются, что Управление вернет им деньги или заменит товар. Уже на месте обманутым потребителям четко и ясно даются пояснения по тем или иным фактам нарушения их прав. С правовой точки наши граждане “не подкованы”», – заявили в Управлении.

Экспертиза до бесконечности

«Приобрели жене сапоги, а у них отвалился каблук. Отнесли в магазин для замены, а нам сказали, что необходимо отправить на экспертизу», – сетуют покупатели. Они недоумевают: если дефект «всплыл» так быстро, то ведь очевидно, что это заводской брак.

«В какие сроки после приобретения товара продавцы вправе настаивать на проведении экспертизы? И как долго может длиться это мероприятие?» – задаются вопросами потребители.

На практике магазины едва ли не в каждом втором случае затягивают выполнение законных требований покупателей, ссылаясь на затягивание процедуры экспертизы. При этом торговцы нередко утверждают, что конкретных сроков проведения экспертизы законом не установлено. Они заявляют, что на все действия отводится 20 дней. На самом деле оба эти утверждения – откровенное нарушение прав потребителей.

Запомните и при необходимости цитируйте продавцам: «Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя» (пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»). Сами эти сроки предусмотрены в статьях 20, 21 и 22 Закона.

Поясним: если Вы хотите, к примеру, сдать дефектный товар и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то на все про все магазину отводится максимум 10 календарных дней (статья 22 Закона). Если Вы решили обменять бракованный товар на качественный, то даже с учетом проведения экспертизы срок выполнения Вашего требования не должен превышать 20 дней (статья 21 закона).

К примеру, Фатима Джамиева, жительница Махачкалы, приобрела в магазине одежды специализированные брюки для беременных. Однако после первого ношения они испортились и утратили свою основную оздоровительную функцию.

«Я обратилась к продавцам магазина, но они отказались мне вернуть мои деньги и отправили брюки на экспертизу. В последующем мне заявили, что никакого дефекта не выявлено. Я обратилась в Управление Роспотребнадзора РД с письменным заявлением. И только после таких мер мне удалось доказать свою правоту», – сказала наша собеседница.

Важные нюансы

Безусловно, потребитель задается вопросом: «В каких случаях продавец может отправить товар на экспертизу?».

Согласно закону продавец имеет право отправить товар на экспертизу, если возник спор о причинах недостатка. Это возможно, в том числе, и в самое ближайшее время после приобретения вещи. Согласитесь: нельзя исключить, что покупатель, купив смартфон, уронил его в лужу сразу же за дверью магазина.

Также экспертиза проводится в период действия гарантии, и все траты на себя берет магазин. Если гарантия на товар не предоставлялась либо она закончилась, то продавец вправе требовать, чтобы экспертизу оплатил покупатель. Однако при подтверждении производственного брака приобретенного товара магазин обязан возместить расходы на экспертизу.

«Ремонт без разговоров»

Еще одну типичную историю рассказывает горожанин Ислам Герейханов: «Мы купили видеомагнитофон, а через месяц он перестал работать. Менеджер магазина сказал, что сначала экспертиза должна подтвердить заводской брак. А через две недели нам позвонили и объявили, что он отремонтирован».

Покупатели часто жалуются, что технику, мебель, обувь и прочие товары ремонтируют едва ли не в принудительном порядке. Как быть в этом случае?

Прежде всего, стоит взять за правило: всегда формулируйте свое требование конкретно и письменно. При первом же обращении в магазин или сервис-центр, в том числе, когда передаете товар для проведения экспертизы.

Помните, что благодаря пункту 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков товара выбор требований у нас весьма широк. Это может быть: возврат денег за дефектный товар; замена бракованного товара на такой же качественный либо на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены; соразмерная уценка некачественного товара и возврат части уплаченных денег; бесплатное устранение недостатков.

Если товар относится к числу технически сложных, то полная свобода выбора из всех видов требований сохраняется при обнаружении дефекта в течение 15 дней после покупки.

Также следует помнить: выбрав конкретное требование, покупатель не вправе его изменить в процессе его исполнения. Скажем так, если вы решили заменить бракованный товар на такой же качественный (напомним, на эту процедуру по закону может уйти до 20 дней), то потребовать возврата денег уже нельзя.

Однако если магазин или сервис-центр нарушает срок выполнения первоначального требования, то у покупателя появляется право: либо потребовать неустойки, либо выбрать новое по своему усмотрению. При этом нужно ссылаться на статью 23 Закона «О защите прав потребителей».

Преграды для возврата

В эту группу входят три основных вида уловок, с помощью которых недобросовестные продавцы пытаются «завернуть» покупателей, предъявляющих претензии по поводу недостатка товара.

1) «Не съел, но понадкусывал»

Так условно можно назвать ситуации, когда магазин отказывается возвращать полную стоимость некачественного товара, ссылаясь на то, что покупатель его частично использовал, повредил, видоизменил и т.п. Например, когда бытовой прибор с производственным браком кое-где поцарапан или помят. Или брюки успели укоротить перед тем, как разошлись по швам.

Как противостоять: ссылаемся на статью 503 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей при возврате денег за некачественный товар продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость изделия в результате его частичного использования покупателем.

2) Нет упаковки – нет денег

Уточним: если речь идет о возврате качественного товара, не подошедшего по размеру-цвету-фасону, то наличие упаковки, ярлыков и бирок действительно необходимо. Однако ушлые продавцы нередко требуют предъявлять «полный комплект», включающий все упаковочные материалы, также и при возврате бракованных товаров. Особенно часто – такое случается, когда люди сдают забарахлившую технику. Поэтому некоторые покупатели добросовестно забивают свои и без того не слишком просторные квартиры и балконы коробками от компьютеров, микроволновок и прочих «девайсов».

Как противостоять: ссылаемся на пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей». Если покупатель предъявляет претензии по поводу недостатков товара, то продавец не вправе выдвигать какие-либо условия, не связанные с качеством данного изделия.

3) Без бумажки ты…

Немало потребителей уже знают, что отсутствие чека не является преградой для возврата товара. Однако часть продавцов по-прежнему продолжает настаивать, что без чека вернуть деньги они не могут. Поэтому важно: чеки нужно беречь.

Как противостоять: ссылаемся на пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». Если нет чека, то факт покупки товара у данного продавца можно подтвердить свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, маркировкой и любыми другими доказательствами. 

Новости раздела