"

Общественная палата Дагестана представила доклад о состоянии гражданского общества в республике

Фото:
3263
32 минуты

Общественная палата Дагестана представила доклад «О состоянии гражданского общества в Республике Дагестан (2013-2014 годы). Доклад был зачитан председателем ОП РД Гамзатом Гамзатовым 26 июня на пленарном заседании Общественной палаты Республики Дагестан.

«Гражданское общество, о необходимости формирования которого с разной степенью искренности и интенсивности говорят уже многие годы как представители органов государственной власти, так и самих институтов гражданского общества, начинает обретать контуры готового к самоорганизации общества. Общества, к голосу которого готова прислушаться власть. Власть, в свою очередь, готова к налаживанию здоровой, конструктивной дискуссии и к партнерским отношениям с институтами гражданского общества. Несмотря на то, что институты гражданского общества еще не в полной мере обрели статус равноправного партнера органов власти, в конце 2013 года состоялось важное событие, которое мы воспринимаем как необратимое стремление власти к формированию такого партнерства. Это событие – принятие государственной программы Республики Дагестан «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2014-2017 годы». Рождению этой программы предшествовали различные научно-практические конференции по проблемам формирования гражданского общества, начало которых относится к началу 2000-х годов, различные конкурсы, стимулирующие интерес к гражданскому обществу.

Отправной точкой, сменившей отношение власти к гражданскому обществу, осознание необходимости его формирования, можно считать прошедший осенью 2001 года в Москве Первый Всероссийский гражданский форум. Мы все убедились, что нет альтернативы гражданскому обществу, что государство, где созидательный потенциал активных, сознательных, ответственных, неравнодушных к судьбе своей страны граждан не используется, не может рассчитывать на гармоничное развитие социально-экономического и общественно-политического потенциала нации. Наша совместная с властью повестка дня – обеспечить гражданам безопасную и качественную жизнь, достойную защиту их прав и свобод. Цель предлагаемого доклада – оценка деятельности общества и власти в республике с позиций формирования гражданского общества, по итогам деятельности Общественной палаты Дагестана за истекший год работы – июнь 2013 года – июнь 2014 года», - сказал Гамзатов.

Долгий путь от обывателя к гражданину

Минувший год в республике прошел под знаком Приоритетных программ развития (ППР), разработанных и реализуемых по инициативе Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова. Основная идея этих проектов – мобилизация здоровых сил общества на прорывные решения и действия по выводу республики из состояния экономического, социального, духовного кризиса. Возврат органам власти доверия населения.

Долгие годы разочарований, когда граждане убеждались, что от них мало что зависит, привели их в состояние безразличия и уныния. В образ безынициативного обывателя. Дагестанца же всегда отличало достаточно сильно развитое чувство собственного достоинства, активная гражданская позиция, жажда познания как средство выживания и стремления к экономической и общественной самодостаточности. На наш взгляд, именно об этих утерянных дагестанцами качествах и необходимости их возрождения говорит и Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. И эта идея возврата к гражданственности – самая ценная и востребованная идея, которая может послужить локомотивом по обеспечению прорывного движения к реализации самых смелых задач. Сегодня мы наблюдаем более активную реакцию власти к исходящим от общества импульсам, наличие определенного спроса на гражданские инициативы и не сомневаемся что это, безусловно, приведет к росту активности и творческой инициативы дагестанской общественности в целом.

Общественные объединения граждан и НКО

Некоммерческий сектор традиционно рассматривается как институциональная основа гражданского общества. Основными направлениями их деятельности являются оказание социальных услуг населению, правозащитная деятельность, осуществление общественного контроля за органами власти и некоторые другие. Вклад дагестанских НКО в решение социально-экономических, общественно-политических проблем, волнующих общество, по-прежнему остается очень низким. Действия государства, направленные на стимулирование становления общественных объединений через их материальную (грантовую) поддержку, пока не приводят к серьезным качественным изменениям в этой сфере.

Так, в одной Германии почти 600 тыс. зарегистрированных общественных объединений, что в два раза больше, чем в России. В одном только Берлине 850 тыс. добровольцев трудятся в более чем 20 тысячах неправительственных организациях. В России около 300 тыс. официально зарегистрированных организаций, из которых активно работают только 60-80 тысяч.

Неутешительная статистика НКО и по Дагестану. По состоянию на 1 апреля 2014 года, по данным Управления Минюста РФ по РД, зарегистрировано 2 тыс. 410 некоммерческих организаций. За аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 2 тыс. 320 НКО. То есть прирост за год составил всего 90 организаций. Общественных организаций – 1 тыс. 208, год назад – 1 тыс. 159, прирост – 48 организаций. Религиозных организаций – 776, год назад – 778. Иных некоммерческих организаций – 366, год назад – 342.

Следует признать, что не оказались продуктивными и усилия Общественной палаты РД, приложившей немало трудов на данном поприще, в том числе через создание Координационного совета некоммерческих организаций. На наш взгляд, нам следует пересмотреть свою работу в этом направлении, в том числе путем создания Общественных палат в муниципальных округах районов и городов, как это предложил Глава республики Р. Абдулатипов, что может активировать эту работу.

О некоторых результатах социологического исследования

В рамках подготовки ежегодного Доклада Общественной палаты Республики Дагестан «О состоянии гражданского общества в Республике Дагестан» ОП РД было проведено социологическое исследование - выборочный опрос населения (молодежи от 16 до 35 лет) 10 городов и 35 районов по репрезентативной выборке (личное формализованное интервью по месту жительства). Опрос был реализован посредством включения 34 вопросов, большинство которых было объединены по тематическим блокам. Объем выборочной совокупности составил 2 тыс. респондентов по географии расселения, а также полу, возрасту и образованию. 838 человек из опрошенных работают, 157 – не работают и не учатся, одна тысяча пять человек учатся в вузе или школе.

Большинство опрошенных – 1 тыс. 127 человек из 2 тысяч ответили утвердительно на вопрос, участвуют ли они в деятельности той или иной общественной организации. 285 человек, то есть 14,25% ответили, что в этом они не видят смысла. 588 человек (29,4%) ответили, что хотели бы принять участие в деятельности общественной организации, только в их населенном пункте таковых нет. Из тех, кто ответил удовлетворительно на вопрос об участии в деятельности общественной организации, 330 принимают участие в деятельности благотворительной организации, 241 – в религиозной, 206 – в правозащитной и по 175 – в экологической или иной организации.

Следует заметить, что число участвующих в деятельности общественных организаций в истекшем году заметно увеличилось за счет активности молодежи. На эти процессы оказали заметное влияние такие новые организации, как «Я – помощник Президента» и другие молодежные организации, возникшие не так давно. Подтверждают этот тезис и ответы на другой вопрос анкеты – Готовы ли Вы принять участие в волонтерском движении? 319 из опрошенных ответили, что они уже являются волонтерами, 781 человек считают, что они обязаны спешить на помощь, их так воспитали. 250 человек считают, что у них и так достаточно другой общественной нагрузки. Лишь 268 человек (13,4%) считают, что «нечего на других перекладывать».

В этом плане уместно здесь привести ответы и на вопрос об уровне взаимодействия органов власти с молодежью. На «хорошо» или «отлично» его оценивают 882 человека, 715 – оценивают на удовлетворительно и лишь каждый пятый – 403 человек (20,15%) оценивают неудовлетворительно. В целом хорошие ответы. Складывается хорошее впечатление, что органы власти и чувствуют и охотнее сотрудничают с молодежью, активнее и конкретнее занимаются проблемами молодежи.

О готовности ответить взаимностью говорят и ответы на вопрос – Готовы ли Вы помочь Главе Республики Дагестан? Утвердительно ответили на этот вопрос абсолютное большинство опрошенных – 1 тыс. 425 человек, или 71,25% респондентов. Вполне ожидаемыми оказались ответы на вопросы: какие факторы больше всего дестабилизируют обстановку в Дагестане и, на Ваш взгляд, какие социально-экономические проблемы больше всего волнуют дагестанскую молодежь. Дестабилизирующими по степени убывания указаны: терроризм – 993 человека, высокий уровень безработицы, незанятость населения – 938 человек, коррупция органов власти – 601 человек, экстремизм – 545 человек, неудовлетворительная работа органов исполнительной власти – 297 человек, межнациональные противоречия и конфликты – 231 человек.

Из проблем, которые больше всего волнуют дагестанскую молодежь, назвали первые пять по степени убывания: безработица – 1 тыс. 214 человек (60,7%), низкий уровень заработной платы – 994 человека (49,7%), наркомания – 667 человек (33,35%), коррупция в органах власти – 519 человек (25,95 %), постоянный рост цен на товары и услуги – 471 человек (23,55%). Достаточно красноречивыми оказались ответы на вопросы о состоянии межнациональных отношений в республике. Лишь 263 человек (13,15%) из 2 тысяч опрошенных считают, что «присутствует определенное напряжение на бытовом уровне», 342 человека (17,10%) считают, что достаточно часто сталкиваются с негативными проявлениями националистического характера, особенно в студенческой среде.

Судя по ответам, реализация эффективной государственной политики в области межнациональных отношений в республике задача вполне доступная и такого рода мероприятия общество повсеместно встречает доброжелательно. При этом присутствие государства в сфере межнациональных отношений минимизируется за счет вековых традиций межнационального мира и совместного проживания народов Дагестана. На вопрос, ощущаете ли Вы на себе политику государства, направленную на межнациональный мир, больше всего респондентов – 875 человек (43,75%) ответили отрицательно, 388 (19,4%) – затруднились ответить, лишь каждый третий 669 (33,45%) дали удовлетворительный ответ. Молодое поколение дагестанцев сумело сохранить традиции межнационального согласия, общедагестанского патриотизма, стремления к знаниям вопреки той разрушительной и разлагающей нравственность среде обитания, в которой оно оказалось не по своей вине.

Очень интересно мнение молодежи о СМИ. Так, каждый третий респондент – 690 человек (34,5%) из опрошенных считает, что центральные СМИ не способствуют улучшению гражданского, межнационального и межконфессионального мира, взаимопонимания между людьми, каждый пятый – 506 человек не доверяет никаким СМИ - ни федеральным, ни республиканским. 1 тыс. 011 человек (50,55%) из опрошенных считают, что государственным республиканским СМИ не хватает объективности, 629 человек (31,45%) считают, что также не хватает актуальности. С удовлетворением можно отметить, что дагестанская молодежь достаточно коммуникабельная. Она открыта, доброжелательна, социально активна, но требует к себе и окружающим справедливого отношения.

Абсолютное большинство из опрошенных – 1 тыс. 393 чел (69,65%) пользуются социальными сетями. Почти каждый второй из них – 947 человек (47,35%) считает, что необходимо ввести жесткий контроль над Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). 848 человек (42,25%) считают, что необходимо активизировать деятельность государственных структур, работающих с молодежью, 735 человек (37,75%) считают необходимым восстановить в системе общего образования (школах) системные институты воспитания молодежи. 800 человек (40%) предлагают в корне улучшить воспитательные функции учебных заведений и семьи, а также трудовых коллективов.

Совокупность предлагаемых решений позволит оградить молодежь от влияния экстремисткой и террористической идеологии. Вопросы эти были обсуждены Общественной палатой республики на Первом республиканском съезде молодежи в ноябре минувшего года с участием Главы республики Р. Абдулатипова. По его результатам была принята соответствующая резолюция, принятая к реализации всеми муниципальными округами районов и городов Дагестана.

О нравственном здоровье дагестанского общества свидетельствуют и такие ответы. Абсолютное большинство опрошенных – 1,5 тыс. человек (75%) на вопрос «Какие праздники Вы отмечаете», ответили – 9 мая День Победы, 1 тыс. 336 человек (66,8%) ответили, что отмечают также религиозные праздники, 1 тыс. 057 (57,85%) празднуют наступление Нового года. Примерно одна треть опрошенных отмечают День защитников Отечества, Международный женский день, День единства народов Дагестана.

Достаточно убедительной иллюстрацией желания дагестанцев сохранить «светскость образования» являются ответы на вопрос «Как Вы относитесь к единой школьной форме?». Так, 1,7 тыс. человек (или 85%) считают, что в школе должна быть единая школьная форма. Лишь каждый десятый (200 человек) считает, что каждый должен одеваться, как он считает нужным. Почти половина из опрошенных (959 человек - 47,95%) считает, что единая форма одежды должна быть введена и для учителей общеобразовательных школ.

Ряд вопросов анкеты касался проблем в сфере экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан, экологических вопросов. Абсолютное большинство респондентов (более 50%) связывают необходимость осуществления правильных решений в этой сфере с целесообразностью реализации целевых программ развития отдельных направлений экономики: АПК, рыбная промышленность, индустрия стройматериалов, в том числе путем создания в республике особых экономических зон и бизнес инкубаторов.

Важнейшая роль в формировании гражданского общества отводится общественным советам при органах исполнительной власти и муниципальных образованиях. Внимание на них заострил в Послании Федеральному Собранию РФ Президент страны В. Путин и Глава Дагестана Р. Абдулатипов в своем ежегодном Послании Народному Собранию республики. В декабре минувшего года, исходя из актуальности эффективного функционирования общественных советов, Общественная палата провела пленарное заседание, посвященное анализу деятельности общественных советов при органах исполнительной власти Республики Дагестан. В настоящее время процесс формирования общественных советов в министерствах и комитетах, где они не были до сих пор созданы, завершается.

Очень важно для эффективной работы общественных советов обеспечить их всеми инструментами пользования интернет-пространством: сайты, блоги, интернет-порталы и т.д. Сайт – это не только окно в мир деятельности министерств и ведомств республики и ее муниципальных образований, но и открытая дверь этих органов власти для населения, признак их доступности для общества. В период с 1 по 12 мая текущего года мы попытались оценить состояние открытости наших органов власти. Всего был просмотрен и проанализирован 81 сайт. Это сайты министерств и комитетов дагестанского Правительства, сайты городских округов и муниципальных образований (районов) республики.

Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан, если иное не предусмотрено законом, устанавливает Конституция Российской Федерации. Информационная открытость органов власти и гарантированный доступ граждан к государственным информационным ресурсам делают власть прозрачной по отношению к обществу. Как правило, это повышает социальную ответственность чиновников, неминуемо сказывается на эффективности их работы и, следовательно, на качестве жизни граждан. Проделанная работа помогла определить уровень доступности указанных учреждений и муниципалитетов для населения именно в сети Интернет. Сайты оценивались по самой простой схеме показателей, имеющих первоочередное значение для посетителей интернет-ресурса: лента новостей, контакты и обратная связь, график приёма граждан.

Министерства

Сайты 17 министерств  в общем и целом схожи по качеству. Они более или менее соответствуют уровню, однако сайты слабо администрируются, так как лента новостей обновляется в среднем всего 1-2 раза в неделю. Чтобы найти нужную информацию, приходится переходить из раздела в раздел, подолгу искать эту информацию и как следствие, человек с низким уровнем компьютерной грамотности разберется с трудом.

Государственные ведомства публикуют информацию на своих интернет-сайтах согласно законодательным актам о доступе к информации, давая пользователям возможность следить за их деятельностью в круглосуточном режиме. Однако до сих пор нередко приходится сталкиваться с тем, что опубликованные данные неполны, либо неактуальны, либо посетителей в разделе встречает неизменная подпись «раздел на реконструкции».

Но есть министерства, чьи сайты отражают оптимальное соотношение качества, внешнего вида и простоты в использовании: это министерство экономики и территориального развития, министерство связи и телекоммуникаций, министерство труда и социального развития, министерство культуры. Перечисленные ведомства, кроме того, ведут свои странички в социальных сетях, за что заслужили уважение и признательность своих земляков.

Намного хуже обстоят дела с размещением на сайтах министерств информации об Общественных советах. Соответствующие разделы на сайтах есть лишь у половины министерств. Но даже и эта размещенная информация является очень скудной. Зачастую лишь положение об Общественном совете, состав и ничего более. Нет планов работы Советов, нет новостей о проделываемой работе, собраниях. Складывается ощущение, что работа в общественных советах завершилась уже на стадии создания.

Муниципальные образования

Основные требования к информации, которая должна предоставляться администрацией муниципального образования, а, следовательно, к официальному сайту муниципального образования, изложены в Федеральном законе от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Исследование затронуло сайты 50 муниципальных образований. Сайты оценивались по таким параметрам, как: новостные ленты, информация о руководстве, анонсы событий, интернет-приемная с формами обратной связи, контакты и другое. Можно отметить, что в целом дагестанские города успешно справляются с ведением своих сайтов: Махачкала, Хасавюрт, Дербент, Каспийск и другие.

Есть ряд претензий к сайтам районов республики. Основные из них - плохая обновляемость ленты новостей, а иногда полное отсутствие контактов для связи с муниципалитетом. Например, сайт Кайтагского района http://mr-kaytag.ru/ – раздел «Контакты» пуст, но зато на главной странице красуется вопрос «Нравится ли вам наш сайт?» все 3 варианта ответа «оригинальные»: «Отлично», «Хорошо», «Мне нравится». Других вариантов для ответов нет. Беспроигрышный опрос.

Некоторые сайты не открываются вообще. Например, сайт администрации Ботлихского района http://botlikh.ru или сайты Тляратинского и Магарамкентского районов, которые даже не удалось найти. Может быть, эти сайты и существуют, но то, что на их поиск гражданам надо тратить много времени, недопустимо. Есть и сайты, на которых не найти контакты и графики приёма граждан, но зато есть обширная биография руководителей района со всеми регалиями и достижениями.

Разумеется, мы остановились не на всех проблемах, но на каждый из госорганов и муниципалитетов составлено своего рода «досье», в которых все недочеты указаны в подробностях. Главам муниципальных образований необходимо организовать работу своих сайтов как того требует Федеральный закон №8-ФЗ, который дает четкое руководство для администрации муниципальных образований по всем аспектам предоставления информации о своей деятельности в Интернете. Изобретать здесь ничего не нужно. Можно делать сайт красивым внешне, с множеством вкладок и картинок, но главное на сайте госорганов и МО - информационная составляющая. Сайт должен быть максимально простым и логичным, чтобы пользователь легко смог ориентироваться в материалах и найти нужный раздел или документ.

По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне открытости или закрытости тех или иных ведомств или государства в целом, о прозрачности управленческих решений и административных процедур, о непринятии коррупционных механизмов, о приверженности или отрицания правового нигилизма. Реализация прозрачности власти сводит к минимуму возможность нарушений прав человека со стороны чиновников, создавая условия для общественного контроля над их действиями. Таким образом, реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и правового государства, залогом успешного формирования гражданского общества.

Гражданская самоорганизация в экономике

Проблема исследования общественных объединений как структурного элемента гражданского общества и средства формирования гражданской культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. Как и во многих других сферах общественной жизни, растет роль институтов гражданского общества и в экономике. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики гражданской активности.

Деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. В современном обществе бизнес выполняет важнейшую инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность - перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на взаимодействие с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами и отдельными предпринимателями.

В настоящее время в зависимости от масштаба и направлений деятельности своего бизнеса, предприниматель вправе выбрать членство в одном или нескольких бизнес-союзах, многие из которых добились значительных результатов в своей работе. Сегодняшний характер развития российской экономики делает необходимым осуществление на постоянной основе содержательного диалога государства и бизнеса по целому спектру вопросов экономической жизни страны. В этом диалоге, как с точки зрения выработки позиции бизнес-сообщества по вопросам макроэкономической политики, так и в целях отстаивания интересов бизнеса по конкретным вопросам, наиболее эффективными оказываются общероссийские бизнес-ассоциации и их дагестанские отделения, которые в последние годы значительно расширили круг своих интересов. Начали активно реализовываться, например, программы по защите бизнеса, межкорпоративные проекты «бизнес для общества», социальные и благотворительные программы и пр.

Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти - ключевое направление деятельности всех бизнес-ассоциаций. Этот диалог строится на базе объективной заинтересованности в совместной работе над экономическими реформами в стране. В первую очередь бизнес заинтересован, чтобы законы, касающиеся принципиальных вопросов экономической деятельности, разрабатывались в открытом режиме с обязательным доступом к этому процессу различных социальных групп, с обязательной общественной экспертизой проектов. Поэтому экономическое сообщество старается публичными легальными способами отстаивать интересы отечественного бизнеса, добиваться признания и отражения консолидированной позиции предпринимательского сообщества в принимаемых государственными органами решениях. Предпринимательские союзыактивно встраиваются в процессы совершенствования законодательства и правовой системы в целом. Сегодня такую дополнительную возможность дает предпринимательскому сообществу участие в этих процедурах через Общественную палату, членами которой является значительное число предпринимателей.

Созданные в прошлые годы союзы осуществляют свою деятельность в традиционной форме общественных объединений, некоммерческих партнерств. Среди них наиболее известные:

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), предназначением которого является консолидация усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей, создан в 1991 году и объединяет более 130 отраслевых и региональных союзов, целый ряд крупнейших компаний, которые в совокупности производят более 70% ВВП страны. Основные проблемы, решением которых в диалоге с властью занимается РСПП - совершенствование налоговой системы, реформа земельных отношений, техническое регулирование, проблемы участия России в ВТО, модернизация системы отечественного образования, развитие российского фондового рынка, повышение социальной ответственности и позитивной роли отечественного бизнеса.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и ее дагестанское отделение, которое занимается развитием международного сотрудничества и организацией деловых контактов предприятий малого и среднего бизнеса нашей республики с предпринимателями других регионов и зарубежных стран. Примечательным является открытие в Дагестане молодежного крыла Общероссийской общественной организации по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая намерена помогать молодым бизнесменам во всех их начинаниях.

Созданием благоприятных условий работы предпринимателей в республике на основе укрепления взаимодействия между отечественными производителями и органами государственной власти и местного самоуправления, а также участие в работе государственных и общественных институтов, реализующих задачу организации взаимодействия между предпринимателями, государством и между обществом, призвано недавно созданное дагестанское отделение Общероссийской общественной организация «Деловая Россия». В числе основных задач организации является содействие правовой защите законных интересов предпринимателей от административного давления и коррупции, а также отстаиванию интересов дагестанского бизнеса на зарубежных рынках, развитию совместных бизнес проектов.

Помимо федеральных объединений, в Дагестане существует и эффективно работает большое количество предпринимательских объединений отраслевого, регионального и местного уровней. Их активность во многом определяется экономическим состоянием того или иного региона или состоянием сферы бизнеса, среди них необходимо отметить Ассоциацию фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Дагестана (АФКОД), Ассоциацию дагестанских банков (АДБ), Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий «Каспрыба» и другие.

Недавно созданы Ассоциации «Горные территории Дагестана» и Ассоциация предпринимателей «Южный Дагестан», которые призваны обеспечить формирование благоприятной среды и условий для ведения бизнеса и создание правил взаимодействия бизнес-сообщества, власти и населения. Также члены Ассоциации занимаются вопросами социальной поддержки и занятости населения горных селений, созданием условий для повышения уровня и качества жизни горцев, прекращения их оттока на равнинную часть республики, созданием благоприятного инвестиционного климата.

С каждым годом становится все более масштабной самостоятельная активность бизнес-объединений в организации дискуссий по широкому кругу вопросов. Проведение самостоятельных мероприятий – семинаров, конференций, круглых столов, форумов – является неотъемлемой частью их деятельности: ежегодно непосредственно ими организуется несколько десятков деловых мероприятий с самым широким представительством. Координация позиций и действий между различными предпринимательскими союзами позволяет лучше решать наиболее насущные экономические проблемы.

Таким образом, побудительные воздействия бизнес-структур, наряду с эффективными формами государственного участия в целом способствуют активизации гражданского общества в реализации долговременных намерений устойчивого социально-экономического развития республики. Предварительные итоги социально-экономического развития Республики Дагестан в 2013 году свидетельствуют о положительной динамике темпов основных социально-экономических показателей. Однако, несмотря на положительные подвижки в этом вопросе наша республика практически по всем основным макроэкономическим показателям существенно отстает от средних показателей по стране и отдельных субъектов СКФО. Наиболее острыми остаются проблемы по обеспечению занятости населения и снижению социальной напряженности. В республике сохраняется уровень безработицы, превышающий среднероссийские показатели более чем в 2 раза.

Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-июнь 2013 года составила 16 тыс. 270,5 рублей. Реальная заработная плата за этот же период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 15,2%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 1,3%.

Нестабильность экономической ситуации в республике вызывает недоверие населения к региональной системе власти. Наиболее активная и мобильная часть населения выезжает сегодня за пределы региона, не находя приложение собственным силам и знаниям, оказавшись невостребованной. В Дагестане зафиксирован наибольший миграционный отток (21,5 тыс. человек) среди 49 субъектов РФ, в которых отмечен отток населения, заявил на состоявшемся 9 июня заседании Правительства РД министр экономики и территориального развития Р. Юсуфов. Сегодня государственная система управления активно занялась разработкой и внедрением различных концепций и стратегий развития территории на кратко- и долгосрочную перспективу, все они должны формироваться в рамках активного диалога между обществом и властью. Именно в этом заключается наличие внутреннего восприятия обществом декламируемых целевых установок государства.

Приоритетный проект «Эффективный АПК» делает основной упор на создание в сельском хозяйстве республики крупных хозяйственных комплексов. Между тем десятилетия экономической реальности подсказывают, что свыше 90% производства сельскохозяйственной продукции приходится на малые формы сельскохозяйственного производства, а именно на личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства, которые также надо развивать и как можно динамичнее. Экономическая «однобокость» в развитии сельского хозяйства продолжает обострять старые проблемы, в первую очередь земельные, а также безработицу в среде сельского населения и исход молодежи из села. Семейные фермы на базе сочетания эффективности с высоким качеством производимой продукции, что позволит стать основой диверсификации экономики могут быть и должны стать высокотехнологичными предприятиями

Уже сегодня свидетельством высокой отдачи от вложенных средств является поддержанные Минсельхозом РД и реализованные проекты по программе «Развитие семейных животноводческих ферм». Спрос на эту программу в 12 раз превышает её финансовые возможности. Считаем необходимым удовлетворять эту потребность и дальше помогать малым фермерским хозяйствам решать проблемы со сбытом, переработкой, забоем скота за счет кооперирования семейных ферм в потребительские кооперативы и дальнейшего развития аграрных кластеров с развитой инфраструктурой в виде устойчивых систем.

В области совершенствования земельных отношений: на основе решений Первого форума земледельцев Дагестана необходимо развивать новую земельную политику, которая обеспечит крестьян землей и даст новый импульс развитию отрасли растениеводства, обустройству сельских территорий, более рачительному использованию земель сельскохозяйственного назначения. Разрешить фермерам, исправно работающим на одном и том же земельном участке 10 и более лет, бесплатно переоформлять землю в собственность из пожизненно наследуемого владения, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ. Субсидировать из бюджета Республики Дагестан затраты по освоению и вводу в сельскохозяйственных оборот залежных земель.

Концепцией Административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы предусматривалось формирование сильных и эффективных институтов саморегулирования, которым может быть передана часть государственных функций. В нашей республике министерство сельского хозяйства и продовольствия также могло бы передать Ассоциации фермеров часть своих функций, например, по ведению реестра КФХ, информационно-консультационному обслуживанию малых сельхозтоваропроизводителей и другие. Необходимо учитывать, что институтом саморегулирования персонифицируются наиболее компетентные и авторитетные, по мнению самих участников отрасли, ее представители. Логическим следствием этого станет то, что и управлять такими отраслями будут именно профессионалы, разбирающиеся во всех деталях своего дела, и неверно было бы изолировать их от процесса принятия решений.

Гражданское общество и защита окружающей среды

Экологическое сознание общества является мощным регулятором антропогенных воздействий на природную среду, характер его существования в развитых странах определяет уровень экономики и качество жизни населения, соответственно, меры по его развитию должны являться частью механизма социально-экономического развития нашей страны и его регионов. Опросы, как на общенациональном, так и на региональном уровне подтверждают тезис о том, что экологическое сознание в нашей стране и республике еще не имеет той определяющей экономическое развитие силы.

В Республике Дагестан было проведено социологическое исследование, ставившее своей целью выяснение характера отношения местного населения к вопросам экологии и охраны окружающей среды. В качестве респондентов выступили главы муниципальных образований, представители предпринимательских структур, а также студенты экономических факультетов высших учебных заведений республики. Опрос показал, что в целом вопросы экологии при неэффективной экономике, нестабильной политической ситуации, низком уровне жизни большинства населения отодвигаются на последний план. При этом 65% опрошенных считают, что республика не является экологически безопасным регионом, 72% опрошенных высказали неудовлетворение действиями органов государственной власти в сфере обеспечения охраны окружающей среды.

Формирование у граждан активной гражданской позиции в сфере природопользования возможно, прежде всего, за счет экологического приоритета в стратегии и планах социально-экономического развития страны и регионов, определения экологии в качестве важного направления национально-патриотической работы, развития эффективной национальной системы экологического просвещения населения.

Региональные особенности экологического сознания характеризуются двумя факторами: структурой экологических проблем территории и поселенческой структурой. Более положительно оценивают экологическую ситуацию жители небольших населенных пунктов и сельской местности, в то время как жители крупных городов выражают наивысшую степень недовольства экологической ситуацией. Наблюдаются различия и в определении проблемного поля экологической ситуации: жители городов оценивают, прежде всего, состояние воздуха, состояние воды, канализационных стоков, а жители села говорят о вырубке леса, окружающей их территории, проблеме утилизации бытовых отходов.

Граждане и общественные организации имеют право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» граждане имеют право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов страны, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания. За счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

В Дагестане наблюдается рост заинтересованности широких слоев населения в решении экологических проблем. Среди этих проблем рост загрязнения окружающей среды, утилизация отходов производства и потребления, особенно в сельской местности исчерпание биоресурсов, качество питьевой воды. Наибольшая социальная активность, причем консолидированная для разных групп населения, наблюдается в отношении конкретных региональных проблем и проектов, как отсутствие сезонных регуляторов стока воды на реке Самур, из-за отсутствия которых уже обозначился дефицит водных ресурсов на Юге Дагестана. Большую озабоченность и связанную с ней реакцию населения, по-прежнему, вызывает точечная застройка в городах, рост уровня загрязненности дагестанской акватории Каспийского моря, состояние природоохранной деятельности в особо охраняемых природных территориях.

Пренебрежение к проблемам экологии со стороны власти на федеральном уровне приводит к консолидации усилий самых разных общественных организаций на основе общности интересов в определении экологических приоритетов, что выражается в совместных заявлениях от лица многих экологических организаций. Это касается как определения экологического приоритета на политическом уровне, так и конкретных мер по усилению государственного экологического контроля, включая создание единого органа для его осуществления, необходимости срочного принятия ряда экологических законов, включая закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о зонах экологического бедствия и других.

Острота проблемы подтверждается тем, что основная масса населения негативно оценивают экологическую обстановку в месте своего проживания. Осознание важности проблематики в обществе ведет к объединению разных секторов общественного движения, включая не только представителей экологических организаций, но и работников культуры, учителей, юристов, представителей молодежных организаций, ассоциаций охраняемых природных территорий, муниципальных образований, работников СМИ и других. Однако в целом следует отметить - основными характеристиками сегодняшнего состояния экологического сознания в республике являются экологическое иждивенчество и самоустранение большей части населения от участия в решении проблем охраны окружающей среды.

Гражданское общество и права человека

В Республике Дагестан, как и по всей стране, на первый план выходят вопросы обеспечения правовой обеспеченности и безопасности ее граждан. Из отчета министра внутренних дел по Дагестану А. Магомедова Народному Собранию республики следует, что в 2013 году в республике зарегистрировано 14 тыс. 003 преступления, что на 2,6% больше чем в 2012 году. Количество преступлений на 100 тыс. населения (478) в 1,5 раза меньше, чем в среднем по СКФО, и в 3 раза меньше среднего значения по стране (СКФО –750; Россия – 1539). Показатель раскрываемости преступлений (78,1%) выше, чем в среднем по СКФО (70%) и РФ (56,6%). Такая же картина по тяжким и особо тяжким деяниям (РД – 65,2%, СКФО – 63,8%, РФ– 55,3%).

В Сергокалинском районе и городе Хасавюрте ликвидировано несколько мастерских по переделке гражданского оружия в боевое. Задержано 7 человек. Пресечена преступная деятельность 154 сбытчиков, 15 перевозчиков наркотиков и 9 наркопритонов. Выявлено 58 (33) фактов организации преступного сообщества или преступной организации. Из арсенала бандитов изъято 147 автоматов, 14 пулеметов, 32 гранатомета, 294 пистолета, 80 винтовок и ружей, 340 гранат, 99 самодельных взрывных устройства, свыше 64 тысяч патронов и много другое. Ликвидировано 167 террористов, из которых 10 – главари, задержано 213 и принуждено к сдаче 27 участников и пособников бандгрупп. Выявлено должностных преступлений категории тяжких и особо тяжких – 73, совершенных в крупном и особо крупном размерах - 18. Выявлено 105 преступлений, совершенных главами администраций различных уровней. В отчетном периоде пресечен 51 факт взяточничества, из них 25 – получение взятки, 26 – дача взятки. Выявлено 39 преступлений, которыми причинен ущерб на сумму более 27 млн рублей. Ликвидировано 2 цеха по производству фальсифицированной алкогольной продукции, 2 нелегальных мини-установки по переработке сырой нефти и 3 несанкционированных врезки в магистральный нефтепровод. 68% респондентов оценили деятельность полиции положительно, 20% – отрицательно и 12% затруднились ответить. Ежедневно осуществляется мониторинг сети Интернет, центральных и региональных СМИ для выявления публикаций о недостатках в деятельности органов внутренних дел.

Другими словами, из отчета министра следует, что у нас самый низкий по стране уровень преступности (478 на 100 тыс. населения), самая высокая по стране раскрываемость (78,1), а полиция имеет самый высокий уровень доверия граждан (68%), и я в это верю. Потому что в стране действительно есть регионы, где дела обстоят хуже, хотя это не означает, что у нас все хорошо.

В апреле 2014 года на круглом столе с участием представителей Общественной палаты РД, экспертного сообщества и НКО прошла дискуссия о ходе реализации одного из разделов приоритетных проектов развития: «Правопорядок и безопасность в Дагестане». Участники круглого стола, подчеркнув заметную активизацию борьбы с экстремизмом и терроризмом и происшедший в последние месяцы спад террористической активности боевиков, в то же время отметили, что по другим направлениям деятельности, особенно в сфере борьбы с коррупцией, пресечении должностных преступлений, правоохранители серьезных успехов не достигли. Собравшиеся указали на ряд существенных недостатков и просчетов в их деятельности, которые непосредственно затрагивает гражданское общество.

По мнению общественников, на критические публикации СМИ правоохранительные органы никак не реагируют, сохраняется практика формального отношения к обращениям, заявлениям и жалобам граждан. Руководители правоохранительных органов стали труднодоступными для простых граждан. Некоторые участники дискуссии говорили, что дежурные отделов полиции даже в приемные часы не пропускают посетителей не только к руководителю, но и в канцелярию, а сами дежурные отказываются расписываться о принятии от посетителя заявления о преступлении.

Отмечали, что силовиками систематически нарушаются права граждан, имеют место не единичные факты незаконного доставления в отделы полиции, их принудительного дактилоскопирования и фотографирования. Такие действия полиции настраивают граждан против действующей власти и не способствуют консолидации нашего общества и такого рода действия должны стать объектами пристального внимания со стороны органов прокуратуры и гражданского общества.

Не налажено деловое взаимодействие между правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Созданные при органах правопорядка общественные советы еще не стали связующим звеном между органами правопорядка и гражданским обществом. У многих общественников отдельные сведения, приведенные в отчете МВД РД Народному Собранию РД, не вызывают доверия.

Поднималась еще одна проблема, волнующая практически всех жителей Махачкалы. Отмечали, что город задыхается в автомобильных пробках. На протяжении нескольких лет незаконно заблокировано движение по улицам имени Пушкина, Горького, Оскара, Ш. Алиева, Белинского, И. Казака и т.д. Так же десятки внутриквартальных проездов самовольно перекрыты чиновниками и депутатами разных уровней. Однако ни прокуратура, ни МВД на это не обращают внимания, хотя законного основания, да и необходимости блокировать движение возле административных зданий и домов, у чиновников нет, поскольку эти объекты оборудованы видеокамерами и охраняются вооруженными людьми. Более того, не только действующие, но и покинувшие свои посты чиновники не спешат разблокировать свои улицы.

На общественных слушаниях, проведенных палатой, отмечалось также, что в районе Махачкалы и Каспийска для отдыхающих не осталось свободного доступа к морской береговой полосе общего пользования. Общественная палата за минувшие семь лет стала весомым институтом гражданского общества. Сегодня практически ни одно ее обращение в ту или иную инстанцию не остается без внимания, без реагирования. Это мы рассматриваем и как результат сложившегося авторитета палаты.

У палаты сложилось достаточно продуктивное сотрудничество и взаимодействие с Администрацией Главы республики и Правительства, с Народным Собранием и Правительством РД, Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан, с правоохранительными органами республики, иными федеральными органами исполнительной власти по Республике Дагестан, с институтами гражданского общества, в том числе со СМИ и научно-экспертным сообществом. Пользуясь случаем, Общественная палата выражает признательность и благодарность всем, кто был с нами рядом, работал над формированием гражданского общества. Общества, которому нет альтернативы, а значит, над формированием благополучного и мирного будущего для нашего Дагестан, для нас и для наших детей.

Выражаем отдельно слова благодарности Главе Республики Дагестан за постоянное внимание к Общественной палате, за действенную помощь в организации и проведении ряда крупных республиканских мероприятий, в том числе Первого форума матерей, Первого съезда молодежи Дагестана, Первого форума земледельцев и ряда других мероприятий.

Выражаем уверенность в том, что все члены Общественной палаты будут по-прежнему вносить свой достойный вклад в социально-экономическое развитие республики и активно участвовать во всех мероприятиях власти и общества, направленных на обеспечение мира и согласия в нашем обществе.

Новости раздела